Юля Баталина

Юлия Баталина

редактор отдела культуры ИД «Компаньон»

КАК ЛИСЕНОК РАЗРУШИЛ ПИЩЕВЫЕ ЦЕПОЧКИ...

В Театре юного зрителя состоялась премьера спектакля «Людвиг Четырнадцатый и Тутта Карлссон Единственная»

Поделиться

Существует несколько сценических версий сказки шведского писателя Яна Экхольма о лисенке Людвиге Ларссоне. Режиссер спектакля, заслуженная артистка России Татьяна Жаркова выбрала одну из самых удачных: пьесу  Георгия Полонского «Никто не поверит». Именно она была положена в основу замечательного детского фильма Леонида Нечаева «Рыжий, честный, влюбленный» (1984). Чаще всего историю, рассказанную Яном Экхольмом, ассоциируют с шекспировским сюжетом о Ромео и Джульетте, но — с благополучным финалом.

Молодой лис Людвиг влюбляется в цыпленка Тутту. Естественно, против воли родителей. Людвиг — тяжело социализирующийся подросток, в основе модели поведения которого — бунтарство, но не ради бунтарства как такового, а как следствие умения чутко слушать себя и нежелания лгать себе и другим. Он отказывается жить по родительским правилам, в основе которых — хитрость, и изо всех сил борющийся с традиционным восприятием себя лесной общественностью как опасного и коварного хищника.

Несмотря на это, спектакль все же нельзя назвать апологией честности. Он сложнее. Отчасти потому, что провоцирует размышления о том, насколько следовать традициям, правилам жизни предков равно жизнеспособности. Насколько успешным может быть отщепенец-бунтарь в мире с установившимися пищевыми цепочками, где жизнеспособность во многом определяется предсказуемостью поведения, безоговорочному следованию неким природным сценариям. Против них и бунтует с детскими прямотой и искренностью веселый Людвиг Ларссон. Его детская социальная мобильность, возможность легкого перехода из группы в группу, убедительно сыгранная Дмитрием Скорницким, противопоставлена в спектакле взрослой скованности, замкнутости в пределах собственного родо-видового круга: лисы — отдельно, зайцы — отдельно, куры — отдельно.

Хотя лагерь взрослых в «Людвиге Четырнадцатом...» — это группа скорее сомневающихся, чем уверенных в своей правоте антагонистов юного лисенка. Папа-лис (Андрей Пудов) и мама-лиса (Анна Демакова) — сами как дети: пластичны, в любой момент готовы к изменению своей точки зрения. Зайчиха-мать, с обезоруживающей иронией сыгранная заслуженной артисткой России Натальей Поповой, настолько хороша в своей доброй непосредственности, что просто начинаешь завидовать ее зайчатам. А суетливые представители куриного семейства: Петрус-Певун (Александр Красиков) и наседка Мадлен (Марина Шувалова) и не претендуют на взрослость... Видимо, такова специфика детского театра: в нем все немного дети.

Лисенок Людвиг дружит с зайцами Туфе-ту (Сергей Трясцын) и Юкке-юу (Сюзанна Попова),  легко находит общий язык с псом Максимилианом (Александр Шаров), не видит препятствий для дружбы с курочкой Туттой и членами ее семьи... В то время как отец Людвига полагает, что уж лучше родной и понятный хулиган старший сын Лабан (Иван Донец), чем отщепенец Людвиг, от которого не знаешь чего ожидать.

Заслуженный художник России Юрий Жарков придумал замечательные декорации и костюмы в стилистике насыщенно-ярких цветных детских снов. Пожалуй, они слишком универсальны, чтобы провоцировать размышления о конкретных ситуациях здесь и сейчас. Хотя указания на современный временной контекст в спектакле все же имеются, например, придуманная Лабаном история о желтом питоне-террористе, который захватил заложников в соседнем лесу и требует за их освобождение денег. Или морализаторство ежика Нильса по поводу отсутствия в лесу гражданской активности.

Интересно явлен в этом зоологическом спектакле человек — как огромная идолоподобная кукла. Громогласно человек отдает команды псу, и внушительным эхом его аудиоголос проносится над залом как звуковое воплощение культурного антропоцентризма.

Прав оказывается лисенок Людвиг, которому удалось заставить своих близких победить безусловный рефлекс, провоцируемый пустым желудком, и не съесть семейство кур Карлссонов, а подружиться с ним. Хотя и произошел этот акт примирения в результате реализации другого рефлекса: чувства самосохранения. Чтобы не быть убитыми на человеческой охоте, Ларссоны прячутся в курятнике...

Финал спектакля хорош тем, что он открыт. Это дает многообразные возможности для придумывания собственного конца. Для циников: лисы, в конце концов, съедят кур. Для фантазеров: лисы и куры останутся друзьями и каждый вечер вместе будут есть что-то типа вегетарианского пудинга. Все же хорошо, что хотя бы в детском театре возможно все...

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться