Иван КОЛПАКОВ


ПИК КОММУНИЗМА В ПРИКАМЬЕ ПРОЙДЕН

Пермским «верным ленинцам» на выборах в Госдуму почти ничего не светит

Поделиться

Выборы в Законодательное собрание Красноярского края, состоявшиеся в позапрошлые выходные, вновь доказали, что российские коммунисты — вторая по популярности политическая партия в стране. КПРФ набрала в этом регионе более 20%, чем заставила понервничать лидера «Справедливой России» Сергея Миронова, обвинившего коммунистов в сговоре с криминалом. На общем фоне успешности пермские коммунисты уже прошли свой пик, получив три мандата в краевое Законодательное собрание. Провести своих представителей в Госдуму им вряд ли удастся. Хотя они и храбрятся.

Выборы в Красноярске подтвердили, что «Справедливой России» не удается переключить традиционно левый электорат на себя. Вместо этого эсеры отнимают голоса у пропрезидентской «Единой России», а такой расклад, похоже, не очень устраивает ту «кремлевскую башню», в которой сидит заместитель главы администрации президента РФ Владислав Сурков. Вопреки его планам, второй «ногой» политической системы может стать не «Справедливая Россия», а КПРФ.

Минувший год и начало текущего стали для коммунистов переломным периодом. Во-первых, спикер Совета Федерации Сергей Миронов начал создавать «Справедливую Россию», претендующую охватить весь левый электорат страны. Эсеры даже объявили, что готовы в будущем переименоваться в социал-демократов, изрядно напугав коммунистов и им сочувствующих. «Справедливая Россия» с самого начала продемонстрировала серьезность своих намерений, в отличие от той же «Родины», феноменально явившейся на этот свет и бесславно его покинувшей.

Между тем в том же 2006 году стало ясно, что эсеры не конкуренты коммунистам. Более того, КПРФ вступила в эпоху ренессанса, о чем ясно свидетельствует череда региональных выборов 2006-2007 годов, в ходе которых коммунисты почти везде вышли на второе место. С «ногами» власти вышла путаница: такой прыти от компартии никто не ожидал.

Результаты коммунистов на декабрьских выборах в парламент Пермского края на этом фоне выглядят слабо: партия набрала всего 8,59%. Однако для Прикамья и этот результат КПРФ — феноменальный: на их поле в регионе очень хорошо поработали и «пенсионеры», и «аграрии», и «Патриоты России», и «Родина» («Справедливая Россия», как известно, не успела выставить единый список). Кроме того, почти пятнадцатилетняя история КПРФ в Перми — это история затяжного падения, и в 2006 году казалось, что у коммунистов все уже в прошлом.

Коммунистическая чехарда

Хотя начиналось все очень неплохо. Еще в 1991 году, на осколках Свердловского и Ленинского райкомов КПСС, создается объединение «Товарищ» во главе с Сергеем Вострецовым. Вслед за ним возникает организация «Коммунисты Перми», основанная философом Владимиром Орловым. В 1992 году основано пермское отделение РКРП, и, наконец, в начале 1993 года Прикамье отправляет делегатов на второй съезд КПРФ.

На думских выборах в 1993 и 1996 годах коммунисты одерживают локальную победу: в Ленинском избирательном округе дважды выигрывает коммунист Владимир Зеленин. На этом успехи КПРФ в Прикамье завершаются.

Отличительной чертой развития компартии в регионе становится бесконечная чехарда в руководстве. Ячейкой КПРФ за 1990-е годы и в начале нового столетия успели порулить Владимир Мальцев, Юрий Перхун, Виктор Костарев, Олег Степанов. Рейтинг коммунистов все это время держался на невысоком, но допустимом уровне (в районе 8-10%), но был достаточно стабильным. Впрочем, не благодаря чуткому руководству, а вопреки ему: деятельность коммунистов в Прикамье напоминала ленивую возню в муравейнике, наполненную каким-то неведомым внутренним смыслом, но совершенно непонятную для стороннего наблюдателя. Похоже, что в «муравейнике» все это время ничего не вызревало, скорее, подгнивало — и закончилось бы все совсем печально, если бы не грянувшие изменения в избирательном законодательстве, которые открыли путь партиям в региональный парламент.

В 2006 году стало ясно, что коммунисты — вполне привлекательный проект для политических инвестиций. Не то чтобы от желающих поживиться не было отбоя, но к региональной ячейке КПРФ вдруг стали проявлять интерес сторонние силы.

Вышло так, что в это время прикамским отделением уже руководил Константин Милюков (первый секретарь с 2004 года). В 2005-2006-м с Милюковым начинают вести переговоры «авторитетные бизнесмены» (напрямую связанные с главным «оппозиционером режима» — экс-депутатом областного Законодательного собрания Владимиром Плотниковым), намеренные легализоваться через коммунистическую партию.

В какой-то момент региональные власти принимают силовое решение — взять происходящее в КПРФ под собственный контроль. В итоге коммунистическая партия становится проектом РПА «Кучер», которое взялось найти для «верных ленинцев» вменяемых спонсоров,  способных на конструктивный диалог с властями.

Имя бизнесмена Павла Макарова впервые было произнесено в стенах крайкома КПРФ в начале 2006 года. Коммунисты, ведомые «Кучером», поддержали его кандидатуру на выборах депутатов Пермской городской думы по округу №2 (правда, Макаров их проиграл директору ООО «Дорстройтранс» Юрию Колчанову), а предприниматель провел несколько благотворительных акций под коммунистическими лозунгами.

Павел Макаров — гендиректор строительной фирмы «ФМ-Альянс-Строй», председатель попечительского совета фонда «Возрождение», с середины 2006 года — основная «надежда и опора» краевой организации коммунистов. Впрочем, в отличие от своего коллеги в ЛДПР  Андрея Аликина, Макаров не стремился занять в партячейке позицию лидера, его вполне устраивал на этом месте Константин Милюков. Не стремился по понятным причинам: ему очень долго не удавалось «сойти за своего» в региональном отделении, и настороженность коммунистов по отношению к нему утихла совсем недавно. С другой стороны, и партийный ЦК не приветствовал чрезмерную активность новичка — в регионах московское руководство КПРФ привыкло опираться на кадры, проверенные временем.

Правда, в этом деле интуиция несколько подвела стариков. В январе 2007 года Константин Милюков добровольно отказался от мандата депутата Законодательного собрания, целенаправленно «сдав пост» в пользу единоросса Алексея Фролова.

Паровозы и паровозики

Поход коммунистов в краевое Законодательное собрание готовился долго и тщательно, в обстановке всеобщего бардака — то есть как обычно. Несколько месяцев «Кучер» искал проходных кандидатов в партийный список. Называлось множество имен и фамилий, включая бывшего первого секретаря Пермского обкома КПСС Бориса Коноплева («Время прошло», — сказал Коноплев и отказался), философа-коммуниста Владимира Орлова и других. Очевидно было лишь то, что в первую тройку войдет сам Константин Милюков. Даже в отношении Павла Макарова такого сказать никто со стопроцентной уверенностью не мог. Параллельно шли поиски еще одного спонсора — для подстраховки финансирования проекта, осуществлявшегося не вполне стабильно.

В сентябре 2006-го список, наконец, удалось утрясти. Москва спустила разнарядку — под №1 поставить в качестве «паровоза» никому в Перми не известного депутата Госдумы Петра Романова, вторым пошел Константин Милюков, третьим — Павел Макаров. Не удалось войти в этот «шорт-лист» представителям пермских профсоюзов, также проявлявших к компартии активный интерес. «Имущественный» заместитель председателя крайсовпрофа Виктор Киселев получил заведомо непроходное второе место в списке «Запад».

К сентябрьской партийной конференции достигло апогея и недовольство коммунистов активным вмешательством «Кучера» в их внутрипартийные дела и появлением «молодого да раннего» Павла Макарова. Решительный бой «экспансионистам» дали председатели Ленинского и Чернушинского райкомов, недовольные своими местами в списке и попытавшиеся сорвать конференцию. Однако тщетно — этот бунт на корабле был подавлен.

Удалось справиться и с основными лидерами «внутренней» оппозиции — Геннадием Сторожевым (его отправили в сложный для КПРФ регион и список «Пермь-север») и Юрием Перхуном (он оказался в столь же непростом списке «Пермь-юг»). И Сторожев, и Перхун на протяжении 2006-го публично выражали свое недовольство союзом Милюкова с «Кучером» и оставались «дестабилизирующим фактором».

Совсем без неудач, однако, не получилось. После продолжительных переговоров к коммунистам присоединился депутат областного Законодательного собрания Юрий Гончар. Он стал еще одним спонсором партячейки. Но московское «назначение» Павла Романова спутало все карты, и Гончар оказался на обочине — в списке КПРФ в Коми-округе. Еще один работающий «на усиление» кандидат — гендиректор ФГУП «Завод им. Кирова» Геннадий Кузьмицкий — также оказался где-то сбоку, заняв первую позицию в списке «Пермь-Краснокамск». 

По мере приближения к выборам энтузиазм в стане коммунистов поутих. Стартовавшие одновременно Аграрная партия России, Партия пенсионеров, «Родина» и «Патриоты России» спутали коммунистам карты, и КПРФ в Прикамье начала терять статус фаворита предвыборной гонки. На этом фоне явно неудачной выглядела и «первая тройка игроков» в списке коммунистов, возглавляемая никому не известным, но некогда имевшим отношение к Прикамью Петром Романовым. В итоге рейтинг партии за месяц  до выборов скатился до 6%.

К ноябрю нервы в стане коммунистов начали сдавать — по мере быстрого роста рейтинга Партии пенсионеров, воюющей за традиционный электорат. Приехавший оказывать поддержку «однополчанам» российский лидер КПРФ Геннадий Зюганов обозвал «пенсионеров» «политической халтурой» и «стопроцентной липой», а также припомнил о юном возрасте одного из их пермских лидеров Ильи Шулькина. «Такой партии не существует, она выбывает из реестра в связи с образованием «Справедливой России» и даже фракции в краевом парламенте создать не сможет», — гневался Макаров.

КПРФ прошла в Законодательное собрание с удивительно ровным результатом в 8,59%. Коммунисты проиграли в «полевых работах» и общей организации, но «Кучеру» удалось обеспечить им медиаподдержку и «наглядку», подняв их рейтинг на 4-6%. Правда, и спонсорам пришлось не по-коммунистически расщедриться, выложив в период с июня по декабрь $300 тыс.

В декабре новоиспеченные депутаты — Константин Милюков, Павел Макаров и Геннадий Кузьмицкий (Петр Романов сдал свой мандат) — уже готовились формировать фракцию КПРФ в Законодательном собрании Пермского края. Но левого «триумвирата» не получилось.

Иуда по вызову

Как и обычно у пермских коммунистов, вышло все как-то сумбурно. На втором декабрьском заседании Законодательного собрания края лидер КПРФ Константин Милюков неожиданно добровольно отказался от мандата депутата, который перешел единороссу Алексею Фролову. Происшедшее повергло коммунистов в шок. И без того разрываемое противоречиями региональное отделение оказалось в центре крупнейшего в своей истории скандала.

Утверждают, что виртуозная рокировка «Милюков — Фролов» была разработана в администрации губернатора. Низкие результаты «Единой России» на выборах многими единороссами были восприняты исключительно как итог неэффективной работы региональных властей (губернатор Олег Чиркунов шел в списке «партии власти» под №1). «Ренову» проценты «Единой России» особенно раздосадовали: компания Виктора Вексельберга вложилась в выборы финансово, а Фролову так и не удалось попасть в Законодательное собрание. Но Милюков оказался сговорчивым человеком. Точной информации, за сколько удалось «купить» коммуниста, нет: предлагаются варианты от двухкомнатной квартиры за 3 млн руб. до $500 тыс.

Худшего для КПРФ, теряющей вес в Прикамье, и представить было нельзя. Коммунисты заклеймили канувшего в Лету Милюкова «иудой», обвинив во всем губернатора, который «подбил Милюкова на грязное дело». Припомнили экс-лидеру и тот факт, что он поддержал единоросса Игоря Шубина на выборах главы Перми в марте 2006-го.

Но выиграл от происшедшего кое-кто и в стане коммунистов. Прежде всего, Павел Макаров, на фоне Милюкова избавившийся от шлейфа своего «капиталистического прошлого». Появились у Макарова и шансы возглавить региональное отделение КПРФ.

Впрочем, москвичи так и не согласовали предпринимателя на пост первого секретаря, опасаясь того, что он приобретет «контрольный пакет» регионального отделения. Официально коммунистические боссы сослались на то, что Макаров слишком молод, чтобы вести корабль партии в светлое будущее.

Краевой пленум КПРФ утвердил в качестве лидера одобренного ЦК секретаря райкома Кировского района Перми Владимира Корсуна. Появление истинного партийца во главе регионального отделения отнюдь не изменило сложившегося после «падения» Милюкова расклада: у пермских коммунистов несколько голов, и Павел Макаров — точно одна из самых смекалистых.

 КПРФ на распутье: в облике Горыныча

Быть еще одной головой желает Геннадий Кузьмицкий, неожиданно ставший публичным  рупором пермских коммунистов. На первый взгляд, Кузьмицкий, возглавляющий оборонное предприятие, обладает наилучшими возможностями для концентрации ресурсов. Но не все так просто: по некоторой информации, федералы не собираются продлевать с ним контракт генерального директора.

Бардак в краевой организации, только усугубившийся после ухода Константина Милюкова, предопределяет новый виток внутрипартийной борьбы — теперь уже за позиции в региональных списках.

Вот и в администрации губернатора отмечают, что «Макарову пока не удалось сконцентрировать ресурсы — слишком мало времени прошло». Как и в случае с Андреем Аликиным из ЛДПР, от позиции региональных властей зависит успех переговоров Павла Макарова по поводу его участия в региональном списке (списках) на выборах в Госдуму.

По информации «Нового компаньона», в окружении губернатора этого предпринимателя считают «разумным компромиссным человеком», старающимся учесть интересы различных групп влияния, в том числе даже ортодоксальных коммунистов. «Это позволяет избегать расколов, которые раньше были характерны для регионального отделения», — считает собеседник газеты, близкий к губернатору. По его мнению, существуют силы, пытающиеся обострить ситуацию, но не обладающие достаточными ресурсами.

В целом краевые власти устраивает, что партия остается в рамках парламентской оппозиции. «Общество полевело, и очень важно, что в руководстве партии преобладают люди, считающие основными парламентские методы борьбы и не пытающиеся дестабилизировать политическую ситуацию. Это нормальный подход, позволяющий нам поддерживать ровные, стабильные отношения», — отмечает собеседник «Нового компаньона».

Официальная позиция властей — кандидатуру Макарова в свете выборов в Госдуму можно согласовать в Москве. Хотя удастся ли — еще вопрос. Для партийцев есть и другой риск: не исключено, что региональные власти сделают ставку на «варяга» «постатуснее».

В любом случае, Павлу Макарову придется очень напрячься, чтобы добиться от властей поддержки своей кандидатуры. По предварительным данным, московское руководство намерено сохранить в Пермском крае три региональные части, при этом вариант с «варягами» не рассматривается: Прикамье — проигрышный для коммунистов регион.

Занять первые позиции в трех списках намерены Павел Макаров, его коллега по парламенту и конкурент по партии Геннадий Кузьмицкий и «старый оппозиционер» Геннадий Сторожев. Не исключено, впрочем, что третьим пойдет не Сторожев, а кто-то из более «компромиссных», например, тот же профессор философии Владимир Орлов.

Казус ситуации в том, что, несмотря на «левый ренессанс» и уверенное выступление КПРФ в Красноярске, в Прикамье коммунисты делят шкуру медведя, убить которого, скорее всего, не удастся. Даже 10%-ные результаты не позволят ни одному из лидеров списков пройти в Госдуму.

Естественно, что Павел Макаров намерен добиться объединения, по крайней мере, двух частей «под себя». И он в этом желании не одинок: по имеющейся информации, аналогичные переговоры с Москвой ведет Геннадий Кузьмицкий.

По словам собеседников «Нового компаньона» в КПРФ, секретарь ЦК КПРФ Олег Куликов, ответственный за выборы в регионах, склоняется к тому, что в Прикамье объединять региональные части не стоит — выгода неочевидна, и лучше сделать это в каком-нибудь регионе поперспективнее. Якобы Куликов также выразил мнение, что ему безразлично, кто займет первые места в списках коммунистов в Пермском крае — все по тем же причинам.

Правда, эта позиция может измениться в зависимости от намерений Макарова или Кузьмицкого внести энные суммы в партийную копилку. Для близких к руководству места в парламенте обойдутся сравнительно недорого — $200-300 тыс., объединение региональных частей под кого-то конкретно будет стоить дороже — до $1 млн. То есть гораздо дешевле, чем в других партиях. Но ведь и гарантий, похоже, никаких.

В этом смысле «пик коммунизма» в Прикамье уже пройден — на декабрьских выборах в региональный парламент. Прогноз по выборам в Госдуму скорее отрицательный. Но коммунисты пока хорохорятся. Чуть больше недели они собирались на заседание пленума краевого отделения, чтобы составить предварительный список «воинов». В него входят 20 человек, включая Владимира Корсуна, Павла Макарова, Геннадия Кузьмицкого, Юрия Сторожева, а также Александра Сикорского (из Коми-округа) и др. Руководители районных ячеек должны создать штабы и начать предвыборную агитацию. Список выстроится по ранжиру летом — на региональной конференции партии. Это значит, что решение и по персоналиям, и по региональным частям Москва согласует уже нынешней весной.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться