ПЕПЛУМ УСТАЛ?

Поделиться

В российский прокат вышел очередной фильм в жанре пеплум — «Последний легион» Дуга Лефлера.

Возможно, наступил этап зрительского привыкания. Поэтому использованные в фильме стандартные пеплум-ходы не заставляют напрягать зрение от лицезрения монументальных панорам поздней античности, на фоне которых двигаются красивые люди в красивых костюмах. Стилизация в кино стала слишком явной, чтобы сопереживать ей. Не берут за душу и жестокие кровавые сцены: они воспринимаются как хорошо поставленная хореография. Улыбку вызывает экранный флирт вперемешку с тренировками боевого искусства в исполнении Аврелия (Колина Ферта) и Миры (Айшварии Рей), которые вместе с оставшимися римскими воинами освобождают маленького императора Ромула Августа (Томас Сангстер) из плена варваров...

И в процессе просмотра уже становится не важно: на экране Рим 476 года или что-то еще. Реальный исторический сюжет превращается в универсальный трафарет: почти всегда знаешь заранее, что предпримут герои. Так что возникает вопрос: если «Последний легион» претендует на историческую достоверность, есть ли вообще в истории неожиданности? Или дело в отборе материала и компоновке кадров?

Так или иначе, фильм, разумеется, можно смотреть, будучи и не в курсе, что в пятом столетии нашей эры Римская империя была под угрозой, что почти 500 лет до описываемых событий она представляла собой мощнейшую силу, а теперь в результате интриг и предательств теряет императора за императором. В итоге остается единственный потомок Цезарей — 12-летний Ромул Август, которого похищают готы — новые претенденты на мировое владычество.

Жанр пеплума устал. И это чувствуется в снижении динамики развития действия.

А идейная сторона фильма движется в согласии со слоганом, выбранным для рекламы «Последнего легиона»: «Мир Древнего Рима гибнет. Но зарождается миф, которому предначертано соединить века».

Что делает императора императором (даже если у него нет империи)? Что способно поднять боевой дух армии (Девятый легион) страны, которая вот-вот прекратит свое существование? Ответ лаконично озвучен учителем Ромула Амбросием (сэр Бен Кингсли): вера в легенду. Это и героическое прошлое, и светлое будущее...

Основательно покопавшись в истории, можно найти еще массу аргументов в пользу этого тезиса. «Последний легион» презентует один из них. В итоге, действительная цель персонажей картины любопытно модифицируется: спасти не императора, которому, кстати, такой титул очень мешает жить нормальной детской жизнью: гулять и играть, а легенду, которая, при условии, что в нее верят, и создает прочный фундамент государственности. Потому и возникает в фильме мифологический сюжет с мечом Цезаря, на котором написано пророчество: «Один край лезвия — чтобы защищать, второй — чтобы покорять; в Британии я был выкован, чтобы оказаться по руке тому, кому судьбой предназначено стать правителем». В этот миф и верят воины Девятого легиона, сам маленький император и его свита. Потому в итоге все оставшиеся в живых оседают в Британии и, судя по финалу фильма, становятся прародителями новой цивилизации.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться