«Я ОТ БАБУШКИ УШЕЛ, Я ОТ ДЕДУШКИ УШЕЛ»
Советский нонконформизм вырастал из картинок для детей. Это наглядно демонстрирует большая выставка художников «русского зарубежья» Виталия Стацинского и Татьяны Зверевой «Время вперед. Время назад», открывшаяся в Пермской государственной художественной галерее.
История жизни Виталия Стацинского достойна отдельной статьи, а скорее даже книги. Или, еще лучше — многосерийного фильма.
Его отец был крупным советским чиновником, заместителем Кагановича. В 1937 году отца, понятно, арестовали, а всю семью «врагов народа» выселили в подмосковную деревню, в дощатый домик базы отдыха, не рассчитанный вообще-то на круглогодичное проживание. Разумеется, детство получилось не очень благополучное… Юный Виталий Стацинский даже стал кем-то вроде главаря уличной пацанской банды, которая в военное время выменивала у отступающих солдат оружие на продукты и устраивала стрельбы на пустыре. На ребят «стукнули», и Стацинский 14-летним подростком оказался в Бутырке, где и научился… рисовать. Чтобы выжить среди уголовников, мальчишка должен был как-то себя «поставить». Оказалось, что очень высоко котируются в этом мире красивые трафареты для татуировок. Они и стали первыми комиксами работы Стацинского: вариации на темы «Не забуду мать родную» и «Маша + Петя».
Профессиональное становление Стацинского связано, разумеется, с «оттепелью». В 1953 году он окончил Московский полиграфический институт и начал работать в детских журналах. В 1956 пришел в только что созданные «Веселые картинки» и проработал там около 10 лет. Оттуда ушел в другой детский журнал — музыкальный «Колобок» (детский аналог «Кругозора», к которому прикладывались тоненькие гибкие грампластинки). Из «Колобка» тоже ушел в 1973 году… А спустя еще пять лет, в 1978 году, вообще «ушел» — эмигрировал в Париж, где и живет до сих пор.
Эмиграция Стацинского — это не поиск сытой и легкой жизни. Сытая и легкая жизнь была у него в СССР. Здесь он был привилегированным членом общества: главным редактором журнала, членом Союза художников… Но раннее знакомство со «стукачами», память о репрессированном отце, опыт «отсидки» сделали его неисправимым противником диктатуры. Даже если диктатура сказывалась лишь в идеологической сфере. Что и как рисовать — это должны решать художники, а не «специальные товарищи». Это Стацинский пытался доказывать разными способами, в том числе участием в знаменитых «выставках протеста», таких как «Бульдозерная выставка» 15 сентября 1974 года, известная также как «восстание сентябристов».
Посетители выставки в Пермской галерее смогут почувствовать весь пафос тех событий. Ведь костяк экспозиции составляют как раз графические работы Стацинского, посвященные противостоянию советской идеологической диктатуре. Коллажи и комиксы в стилистике поп-арта, нечто среднее между карикатурами Маяковского и раскадровкой какого-нибудь мультика о Супермене, да еще с надписями, объединены в циклы «Бульдозерная выставка глазами очевидца», «Измайловская выставка», «Стукачи» и т. д. Все это — не ретроспекции, а работы середины 1970-х.
Графика Стацинского интересна не только как исторический документ. Это, без сомнения, новая эстетика: художественно выверенный советский поп-арт, созданный большим мастером книжной графики. В его мастерстве еще раз убеждает вторая половина выставки, где собраны книжные иллюстрации Стацинского. Здесь посетителей поджидает еще один эстетический шок: оказывается, именно этот человек нарисовал тех самых зайчиков и лисичек из русских народных сказок, с которыми выросло уже как минимум три поколения россиян.
Между прочим, выжить и встать на ноги в Париже Стацинскому помог опять-таки «Колобок». По-французски эта сказка называется «Круглая булочка», и это была первая работа русского художника в Париже, которая позволила заработать денег. «Колобок» с иллюстрациями Стацинского выдержал во Франции уже пять изданий. А ведь поначалу, когда он приносил свои работы в парижские издательства, ему вежливо говорили: «Ваш восточноевропейский стиль будет непонятен французским детям».
«Мне повезло, что земля круглая, — рассуждает Виталий Стацинский о своей жизни, как настоящий Колобок. — Сейчас я могу свободно перемещаться из Франции в Россию и обратно».
Основной «фронт работ»
78-летнего художника — иллюстрации к русской классике. В настоящий момент он готовит издание чеховской «Дамы с собачкой», которую хочет проиллюстрировать коллажами из открыток и фотографий начала ХХ века.
Подробнее о Виталии Стацинском читайте в майском номере журнала «Компаньон-magazine».
Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.