Юля Баталина

Юлия Баталина

редактор отдела культуры ИД «Компаньон»

Жить надо ярко!

В галерее «Марис-Арт» работает жизнеутверждающая выставка

Поделиться

Нынешняя экспозиция в маленькой частной галерее как бы продолжает одну из выставок галереи «большой»: как и «Русский эксперимент» в Пермской государственной художественной галерее, выставка «Жить надо ярко» посвящена русскому авангарду начала ХХ века, только применительно к месту действия — Перми. Поводом для выставки стали два юбилея: 130-летие со дня рождения Петра Субботина-Пермяка и 95-летие Пермского художественного техникума, основанного художником в качестве художественно-производственных мастерских.

В «Марисе» собраны работы авторов, биографии которых свидетельствуют: Пермский художественный техникум готовил мастеров, востребованных во всём Советском Союзе. Его выпускники преподавали в Ленинграде, Киеве и Ташкенте, их работы хранятся в десятках музеев, иллюстрируют сотни знаменитых книг. В экспозиции — ранние работы, хранящиеся в запасниках Пермской художественной галереи. Созданы они были в 1920—1930-е годы, во время победной эйфории и неутраченных иллюзий, — яркие, свежие и порой очень наивные полотна, рассказывающие о том, как прекрасен мир.

Тон задаёт, конечно, Пётр Субботин-Пермяк — без его присутствия выставка не могла бы состояться, и хозяйке «Мариса» Татьяне Пермяковой удалось заполучить его полотно «Купальщицы» — не самое известное, но отмеченное узнаваемым субботинским стилем, слегка условным, с немного туманной, словно просвечивающей сквозь фантазию художника реальностью. Рядом — работы сподвижницы Субботина, преподавателя Пермских художественно-производственных мастерских Магдалины Вериго, женщины, о которой когда-нибудь непременно будет написан роман и снят фильм. Прожившая 102 года Магдалина Брониславовна была дочерью одного из первых профессоров Пермского университета, и ХХ век прошёлся по ней всеми своими шестерёнками. Ей не было и 30, когда она стала вдовой, побывала и эмигранткой, и «классовым врагом». Непонятно, каким чудом удалось ей избежать ГУЛАГа.

Ранняя живопись Вериго, созданная в относительно благополучный пермский период, открывает мир фантазий очень жизнерадостного, очень оптимистичного человека. Неудержимая красочность роднит Вериго с учителем — Субботиным-Пермяком. Иногда кажется, что художница хотела нарисовать Райский сад… но не рискнула — по идеологическим соображениям.

Крепким профессионализмом, сдержанной эмоциональностью, стремлением передать истинную, а не фантазийную красоту мира отличаются работы Ивана Туранского, одного из первых преподавателей техникума, замечательного представителя реалистической живописи, который при жизни так и не дождался персональной выставки. «Героиня» его картин — Пермь, и поход на выставку даёт приятную возможность увидеть её патриархальное губернское прошлое.

Среди выпускников техникума — множество любопытных имён. Взять хотя бы сестёр Кашиных, Нину и Надежду. Старшая — Надежда — стала народным художником Узбекской ССР, Нина жила в Москве. Обе были весьма успешными в творчестве, особенно в жанре книжной иллюстрации. Их наследие в запасниках Пермской галереи неоднократно становилось поводом для выставок, в том числе на «Арт-Перми».

Или другие две сестры — Татьяна и Наталья Гиппиус, племянницы знаменитой поэтессы. Пермский художественный техникум сделал из них выдающихся графиков, о чём свидетельствуют работы, выставленные в «Марисе».

Посетители выставки могут принять участие в небольшом флешмобе. Татьяна Пермякова предлагает выбрать понравившуюся картину и сфотографироваться рядом с ней, а фото выкладываются на страничку галереи в фейсбуке. Сразу видно, у кого какие вкусы: кому-то нравится крепкий реализм Туранского, кого-то привлекает жизнерадостность Надежды Кашиной, в лёгких акварелях живописующей прелести советского детства, кто-то ценит фантазии Магдалины Вериго.

Особенной популярностью пользуется полотно Файзрахмана Аминова «Красноармейская казарма — школа культурного быта». Напротив картины, с милой непосредственностью изображающей умывание красноармейцев, активно фотографируются художники — Максим Каёткин, Максим Титов, Татьяна Нечеухина. Картина наверняка «полузаказная», а то и просто заказная, да и живописная техника от совершенства далека… Но спустя более полувека после создания она стала невероятно обаятельным памятником своей оптимистичной и яркой эпохе.

Выставка «Жить надо ярко» работает до 22 января

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться