Наталья Калюжная

Наталья Калюжная

заместитель главного редактора газеты «Новый компаньон»

Игорь Арбузов: Место «Протона-ПМ» в структуре отрасли не изменилось

Генеральный директор НПО «Энергомаш» — о тенденциях развития ракетной отрасли и месте, которое занимает в современном ракетостроении пермский «Протон-ПМ»

Поделиться

Игорь Арбузов — действительный член-корреспондент РАЕН, член-корреспондент Российской академии космонавтики имени К. Э. Циолковского, автор патентов и изобретений в области технологии изготовления ракетных двигателей, лауреат премии правительства РФ в области науки и техники (в 1998 и 2008 годах). Награждён медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» за большой вклад в разработку, создание и производство космической техники. С 2006-го по декабрь 2014 года руководил ОАО «Протон-ПМ», затем был назначен заместителем гендиректора Объединённой ракетно-космической корпорации (ОАО «ОРКК») по развитию производства. С августа 2015 года является генеральным директором АО «НПО Энергомаш», возглавляющего интегрированную структуру по производству ракетных двигателей, в которую входит пермское ПАО «Протон-ПМ».


— Игорь Александрович, когда «Протон-ПМ» и НПО «Искра» вошли в состав Объединённой ракетно-космической корпорации, говорилось, что интеграция может дать новый импульс развитию отрасли в целом и «Протону-ПМ» в частности. Оправдались ли эти ожидания?

— Объединённая ракетно-космическая корпорация создавалась как инструмент повышения эффективности управления отраслью. Что это означает для предприятий? С одной стороны, для них это возможность быстрого принятия решений — как по финансовым, так и по производственным вопросам. С другой — повысились требования к предприятиям: теперь они вынуждены следовать регламентам, которые установлены сегодня ОРКК и ГК «Роскосмос» в части бюджетного управления и принятия технических решений либо решений, принципиально важных для отрасли.

— Можете конкретизировать, в чём условия стали более жёсткими?

— Например, сейчас на уровне ОРКК и ГК «Роскосмос» ежегодно принимаются и утверждаются бюджеты каждого из входящих в неё предприятий. Раньше это была прерогатива только совета директоров акционерного общества, а если речь шла о ФГУП, то тема была и вовсе вынесена за пределы обсуждения на предприятии. Сейчас это публичная процедура, происходит синхронизация всех бюджетов в структуре ОРКК и ГК «Роскосмос».

Что касается производственной ко-

операции, то на уровне корпорации решаются вопросы об исключении недозагруженных мощностей и передаче этих объёмов на другие предприятия — создании центров компетенции.

— Коснулись ли подобные решения «Протона-ПМ»? Были ли «выключены» какие-то участки?

— «Протона-ПМ» эти решения не коснулись, поскольку у него достаточно высокая загрузка практически по всем технологическим переделам. Тем не менее рассматриваются вопросы дозагрузки некоторых его цехов.

В частности, литейный цех «Протона-ПМ» сегодня самый современный в отрасли. Его полная модернизация проводилась с 2006 года в течение семи—восьми лет. И сегодня есть намерения передать «Протону-ПМ» изготовление литых заготовок с других предприятий.

— Говорилось о создании интегрированной структуры ракетного двигателестроения, в которую включены АО «НПО Энергомаш», Конструкторское бюро химавтоматики (АО «КБХА», Воронеж) и ПАО «Протон-ПМ»...

— Такая структура уже существует. Она создана в 2015 году, полномочия единоличного исполнительного органа были переданы от ПАО «Протон-ПМ» и АО «КБХА» в АО «НПО Энергомаш». Таким образом, АО «НПО Энергомаш» стало управляющей организацией для этих двух предприятий и реализует в отношении них техническую, финансовую и технологическую политику.

То есть уже сформировано ядро будущей интегрированной структуры ракетного двигателестроения. Создание интегрированной структуры позволит оптимизировать разработку и производство ракетных двигателей, создать общие базы конструкторских решений, новых технологий и изобретений, а также объединить ресурсы и компетенции для выхода на новые рынки.

— Какие продукты будет выпускать интегрированная структура?

— Предприятия интегрированной структуры продолжат разрабатывать и производить двигатели из имеющегося модельного ряда для отечественных и зарубежных заказчиков. В производственной деятельности мы в первую очередь сконцентрированы на совершенствовании уже разработанных конструкций: повышении их качества и надёжности, снижении стоимости. Очень важный вопрос связан со снижением стоимости двигателей, внедрением конструкций, которые способствуют оптимизации их цены.

Одна из целей интеграции — объединение конструкторских бюро для создания новых продуктов, чтобы все знания, которые накоплены в разных КБ, работали на повышение эффективности российского ракетостроения для создания новых образцов и, соответственно, на создание более совершенных конструкций. АО «НПО Энергомаш» и АО «КБХА» уже объединяет общий проект — создание метанового двигателя.

— ПАО «Протон-ПМ» вошло в интегрированную структуру, потому что оно является серийным производителем?

— «Протон-ПМ» вошёл в неё потому, что сегодня всё, что изготавливает предприятие, большей частью разработано в АО «НПО Энергомаш». Кроме того, «Энергомаш» обеспечивает конструкторское сопровождение.

— Вы были генеральным директором компании «Протон-ПМ» многие годы. Не могли бы вы сказать, как менялась роль этого предприятия в российском ракетостроении? Можно ли сказать, что «Протон-ПМ» «ушёл в тень» по сравнению с другими предприятиями?

— Не соглашусь, место «Протона-ПМ» в структуре отрасли не изменилось. И не думаю, что смена руководителя может как-то повлиять на это.

— На ваших глазах менялась структура и кооперации по производству ракет в России. Не могли бы вы рассказать об этом процессе?

— Говорить об этом как о завершённом процессе пока преждевременно. За последние два—три года этот процесс стал более актуальным, интенсифицировались процессы создания центров компетенции, оптимизации мощностей. Причина тому — снижение объёмов производства в ракетостроении. Почему? Вспомним историю: 1960—1970-е годы были в большой степени временем политического соревнования, гонки вооружений. Объём знаний тогда был существенно ниже, чем сейчас, поэтому требовалось большое количество исследовательских лабораторий, стендовых баз и пр.

Сегодня опыт и знания накоплены. Идёт процесс внедрения цифровых технологий, поэтому многие процессы пересматриваются и оптимизируются.

— Означает ли это, что исследовательская часть будет сокращаться?

— Конечно, нет! Исследования как проводились, так и будут проводиться, но с развитием технологий меняется подход. Например, исследовательская часть из области натурных экспериментов постепенно переходит в область виртуальных испытаний, используются компьютерные технологии. А это, в свою очередь, сокращает необходимость в содержании масштабных стендовых баз.

— Сегодня говорилось об освоении Марса, Луны. Будет ли задействован «Протон-ПМ» в этих программах?

— «Протон-ПМ» будет задействован в любых космических программах, где это необходимо и где будут востребованы его компетенции. Сегодня он — активный участник создания таких средств выведения, как «Протон», «Ангара».

— Несколько лет назад аналитики говорили о том, что ракета-носитель «Протон» будет активно использоваться только до 2017 года, а потом ей на смену придёт «Ангара».

— Это действительно так, однако прогнозы постепенно сдвигаются «вправо». И уже сегодня очевидно, что это точно не 2017 год.

Более того, с учётом создания модифицированных вариантов Proton Medium и Proton Light для коммерческого использования эксплуатация «Протона» продлится. По сегодняшним оценкам, как минимум до 2024—2025 годов.

— В чём различие «Ангары» и «Протона» — по характеристикам, стоимости?

— «Ангара» является принципиально новым техническим решением. Это модульная конструкция, которая может трансформироваться в ракету лёгкого, среднего и тяжёлого класса. В этом её главное преимущество. «Протон» же проектировался в расчёте на одну нишу.

Пока открытым является вопрос стоимости «Ангары». Сегодня правительством поставлена задача добиться того, чтобы стоимость «Ангары» не превышала, а даже была ниже стоимости «Протона». Возможности снижения её стоимости на сегодняшний день — задача комплексная, включающая в себя совершенствование технологии и создание современного производства, которое позволит существенно сократить внутренние издержки предприятия и снизить накладные расходы.

— Что делается в рамках интегрированной структуры для оптимизации стоимости РН «Ангара»?

— Для реализации этой задачи применяются самые современные инструменты: идёт внедрение системы управления жизненным циклом продукта, применяется производственная система госкорпорации «Роскосмос». Мы рассчитываем, что благодаря такому комплексному подходу уже в ближайшее время внутренние расходы будут существенно сокращены.

Вместе с тем мы проводим комплекс обучающих семинаров для наших специалистов, на которых показываем, как современное бережливое производство способно снизить трудоёмкость большинства рабочих процессов и сократить цикл производства.

— Какие конкретно ступени, детали «Ангары» сейчас производит «Протон-ПМ»?

— «Протон-ПМ» освоил производство группы агрегатов, газогенераторов насос-

ной системы, системы подачи компонентов топлива. Но в целом стоит задача освоить турбонасосный агрегат в комплексе и дальше уже двигаться по пути освоения полноразмерного двигателя РД-191. Сегодня «Протон-ПМ» выполняет порядка 30% общего объёма работ по производству двигателя.

— «Протон-ПМ» является головным предприятием технополиса «Новый Звёздный». Насколько необходимо предприятию участие в кластере?

— Кластер «Новый Звёздный» — это сопутствующий проект. Изначально он задумывался как проект, который будет сопровождать технологическое развитие. Среда вокруг предприятия должна синхронно развиваться, чтобы не было диссонанса «недотягивающей» окружающей действительности с уровнем его сотрудников.

«Новый Звёздный» — проект, который и должен был развивать социальную, образовательную, инновационную сферы. Предполагалось, что с учётом инициатив по созданию инновационных территориальных кластеров, которые были у правительства (это была пилотная программа, в которую попал «Новый Звёздный»), кластер будет финансироваться на протяжении целого ряда лет.

К сожалению, сейчас существенно снизились объёмы финансирования. На этот год вообще пока нет никакого решения о финансировании кластеров в РФ.

— На самом деле федеральное финансирование «Звёздного» и было достаточно скромным — что-то около 150 млн рублей...

— Да, этого мало. Проект оценивался в 5 млрд, но сегодня госпрограмма существенно сокращена — и по объёмам финансирования, и по срокам. И речь идёт не только о «Новом Звёздном», но и в целом обо всех кластерах.

— Выходит, развитие кластера затормозилось?

— «Новый Звёздный» продолжает развиваться, но в большей степени за счёт усилий предприятий, краевой и городской администраций.

— Всё ли хорошо с дуальным образованием? Строится ли профильная школа?

— Со школой всё хорошо, и в этом направлении продвинулись дальше, чем в других. Разработан проект, создана часть лабораторий. Должна уже строиться первая очередь здания.

Что касается жилищного строительства, то разработан и утверждён план застройки, однако дальше его уже нужно передавать бизнесу, строительным компаниям.

— Недавно «Протон-ПМ» заявил о себе как производитель металло-

обрабатывающих центров.

— Это проект, который является инструментом диверсификации производства и отчасти импортозамещения. То, что «Протон-ПМ» взялся за это, наверное, хорошо. Одна из причин — снижение рисков финансовой устойчивости предприятия. Для его деятельности это тоже оказалось полезным, так как сегодня эти станки применяются в том числе и на «Протоне-ПМ».

— Планирует ли «Протон-ПМ» открывать другие производства с целью диверсификации?

— Сегодня стоит задача наращивания и производства новых продуктов, которые являются частью проектов по энергетике, транспортированию газа, нефти. «Протон-ПМ» оказывает предприятиям Пермского моторостроительного комплекса услуги по серийному изготовлению деталей и сборочных единиц, а также по проведению испытаний ГТЭС. Это то, в чём предприятие сего-

дня сильно, оно предлагает эти продукты на рынке.

— Какие задачи стоят сегодня перед руководством «Протона-ПМ» в рамках интегрированной структуры?

— Главные задачи, которые стоят сего-

дня перед предприятием, — это повышение эффективности, снижение долговой нагрузки и затрат, выполнение госзаказа. Кроме того, есть задачи развития и производства сопутствующих продуктов, то есть диверсификация бизнеса. В целом традиционный для предприятия набор вопросов.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться