О РЕГИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ
или За что Алексей Иванов «недолюбливает Пермь»
Скажу честно, писать в газеты по собственной воле, без служебной надобности, не привыкла. Но тут уж смолчать не могу, просто совесть не позволяет. А вывела меня из равновесия, вопреки весенней погоде и положенному в Великий пост смирению, статья в журнале «Эксперт», которую в большей или меньшей степени цитируют пермские СМИ. Называется она «Человек пермского периода», автор — Анна Старобинец, и посвящена модному пермскому писателю Алексею Иванову.
Скажу сразу, речь пойдет не о творчестве Иванова. От него критики в восторге, премиями престижными награждают, и мы рады — Алексей Иванов наш город делает известным всей стране, раньше ведь о нем мало кто знал, а теперь, когда узнали, все к нам поедут, может быть, даже инвестиции рекой потекут. Но вернемся к статье в журнале «Эксперт».
Знаете, мне стало жаль журналистку. Что и как нужно было показать гостю в Перми и Пермском крае, чтобы представить их так, как получилось? Извольте — «забегаловки, лениво потчующие полумертвых клиентов», «улица… скована предвечерним параличом», «щуплый ведущий… фонтанирует бессмысленными фразами», «люди здесь неповоротливые», «гастарбайтеры возводят ледовые скульптуры: …монстры лезут наружу из сугроба», «неповоротливый, застывший город», «выкопали… труп одноклассницы», «банда школьников, на счету которых одиннадцать убийств». Ну, пожалуй, достаточно.
Наверное, вы подумали, что экскурсии, способные вызывать такие эмоции, рассчитаны на людей не совсем адекватных или экскурсовод — садомазохист? Экскурсоводом как раз выступает наша провинциальная гордость — писатель Алексей Иванов, который «пять лет работал в турфирме». И все эти «красоты» сопровождаются глубокомысленными рассуждениями о «чувстве родины», о «статусе религии», «пиксельном мышлении», «пермском менталитете» и т. д.
Представьте себе, что к вам домой пришел гость. Пусть незваный и нежданный. И вы, согласно «законам гостеприимства», поведете его показывать грязную посуду, содержимое мусорного ведра, немытую плиту и «на десерт» откроете корзину с грязным бельем? Честно сказать, «экскурсии» Алексея Иванова для московской журналистки напоминают мне такую ситуацию. Почему так?
Оказывается, «Иванов Пермь недолюбливает», как, впрочем, и Москву. Впрочем, Москву писатель все-таки терпит, ибо там у него коммерческий интерес. Хочется надеяться, что журналистка многое сама придумала, а писатель-патриот всего этого не говорил. В конце концов, может быть, его и вправду долго обижали все кому не лень, вот теперь и злится.
За 35 лет, что вожу экскурсии, я никогда не слышала от своих экскурсантов, что Пермь и Пермский край неинтересны или убоги.
Совершенно не призываю восторгаться всем подряд в нашем городе. Сейчас разговор не об этом. В конце концов, человек имеет право на свой взгляд, и, скорее всего, писатель Иванов не сочтет нужным обратить внимание на мое мнение. Бывая в книжных магазинах Москвы и Санкт-Петербурга, всегда замечаю в них книги Алексея Иванова. Очередей за ними, правда, не видела. Творчество писателя оценивают все-таки читатели, а не критики. Недавно искала в пермских магазинах книгу В. С. Верхоланцева «Город Пермь, его прошлое и настоящее», написанную в 1913 году. В 1994 и 2002 годах ее переиздали тиражом около 30 тыс. экземпляров. Книги этой сегодня нет даже в издательстве. Все, кому посчастливилось ее читать, не могут не полюбить Пермь.
Насильно, как известно, мил не будешь. Многие пермяки любят свой город просто так, как любят детей и родителей. Пермская земля так на многих производила впечатление, что и правда, сама теперь может выбирать, на кого ей производить впечатление, а на кого нет.
С уважением, Наталья Степанова,
пермский экскурсовод
Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.