НЕДУШЕВНАЯ КОМПАНИЯ
Авиакомпания S7 Airlines пока не хочет поворачиваться к пермякам лицом
Администратор
newsko.ru
Преемник «Пермских авиалиний» — S7 Airlines — не может обеспечить предоставление качественных услуг жителям Прикамья. Это признали и руководители авиакомпании, и глава Правительства Пермского края в ходе совместной пресс-конференции. Но эксперты считают, что S7 необходимо соответствовать своему статусу крупнейшего авиаперевозчика: сокращать количество задержек и улучшать уровень сервиса.
Авиакомпания S7 Airlines (бывшая «Сибирь») с 2002 года занимает первое место в России по перевозке пассажиров на внутренних воздушных линиях и второе — на международных. В 2006 году она перевезла около 5 млн пассажиров. Выручка составила $1 млрд. Авиапарк компании включает 56 воздушных судов. 63,3% акций S7 Airlines принадлежит супругам Филевым. На авиарынок Прикамья компания вышла по соглашению с ФГУП «Пермские авиалинии» с 15 декабря 2006 года.
На своей пресс-конференции, состоявшейся на прошлой неделе в Перми, генеральный директор S7 Airlines Владислав Филев сообщил, что количество рейсов, которое выполняло пермское авиапредприятие, и число рейсов, выполняемых сейчас S7, примерно одинаково. С января по февраль из «Большого Савино» S7 выполнила 337 рейсов, из них было задержано 72 (в том числе 53 рейса — менее чем на один час, 12 рейсов — от часа до двух, семь рейсов — более двух часов). 12 вылетов было задержано из-за метеоусловий, восемь — по техническим причинам, 52 — из-за позднего прибытия самолета из
аэропорта.
Филев признает, что самолеты у S7, мягко говоря, не новые: Ту-154, выпущенные в период с 1985 по 1992 годы. Но капремонт они проходят регулярно, уверяет гендиректор. Перед каждым вылетом, по его словам, проводится осмотр самолета и, если необходимо, техническое обслуживание. «Но если мы решили, что у нас что-то не так еще на земле, мы никогда не полетим», — сообщил Филев.
По данным «Пермских авиалиний», в 2006 году рейсы федерального авиапредприятия вылетали позже расписания всего дважды, и задержка не превышала в 20 минут. С приходом S7 пермяки лишились бесплатного экспресса из аэропорта «Домодедово» до Павелецкого вокзала, возможности вызвать с борта самолета такси, ежедневной прессы, алкогольных напитков, горячего питания.
«Я плачу 36 тыс. руб. за место в бизнес-классе, а мне даже чай не наливают!» — возмущается руководитель одного из крупных пермских промышленных предприятий. По данным «Нового компаньона», уже несколько пассажиров готовят в суд на S7 исковые заявления.
Стандарты S7 не совпадают с теми, которые были на ФГУП «Пермские авиалинии», соглашается председатель краевого правительства Николай Бухвалов. Впрочем, он не считает, что специально для Перми S7 создали стандарт хуже, чем в Новосибирске или Иркутске.
«Я не отрицаю, уровень сервиса у S7 [по сравнению с «Пермскими авиалиниями»] более механистический. Вы же не можете требовать от автомата душевности! У «Пермских авиалиний» была душевность, но она стоила пассажирам денег», — оправдывается Владислав Филев.
Как сообщили в компании S7 Airlines, в случае задержки рейса авиакомпания предлагает своим пассажирам воспользоваться страховкой, которая стоит 150 руб. За утрату багажа выплата составляет 15 тыс. руб., за задержку на три и более часов — 10 тыс. руб. Этот проект, сообщил Филев, стартовал в тестовом режиме в ноябре прошлого года и в ближайшее время будет реализован в Перми.
По мнению Николая Бухвалова, возникшие проблемы «не носят характер осознанного садомазохизма». По его словам, пермские власти частично несут ответственность за непредусмотренную ситуацию, поэтому они так же, как и авиакомпания, настроены на то, чтобы обеспечить как можно более высокий уровень обслуживания авиаперевозок в Пермском крае.
«Ошибки бывают у всех. Если ничего не болит, значит, ты умер, — говорит Филев. — Мы не ресторан и не гостиница. Мы готовы обеспечить любой уровень сервиса, за который пассажиры готовы платить. Но вряд ли мы будем давать каждой женщине по бутылке шампанского, а каждому мужчине — по бутылке коньяка. Мы — массовая, очень народная компания. Мы — авиакомпания для широких слоев населения, поэтому не можем обеспечить сервис всем».
Сейчас задача авиакомпании, по словам Филева, «зафиксировать момент, где она находится», чтобы затем сравнить его с полученными результатами. Однако будет ли улучшено качество обслуживания, он сообщить отказался.
Генеральный директор S7 также признал, что пермский рынок авиаперевозок привлек компанию «диспропорцией развития»: объем перевозок с 52% в 2003 году упал до 3,7% в 2006 году, и глава S7 намерен увеличить пассажиропоток. «Мы рассчитываем, что сумеем принести пользу краю и людям, которые в нем живут, что нам будет не стыдно продавать свои услуги», — говорит Филев.
Николай Бухвалов считает, что S7 по силам в ближайшие два года увеличить объем перевозок на 50% за счет рейсов на юг и на восток. Так или иначе, но с целью улучшения качества сервиса, региональные власти, по словам премьер-министра, будут стремиться к созданию конкуренции в пермском авиаузле и к расширению авиаперевозок. Но S7 имеет преимущество перед остальными авиакомпаниями, так как зашла в Прикамье первой, признает Бухвалов.
«Я лично конкуренцию ненавижу, но вынужден с ней мириться, — заявил Владислав Филев. — Из существующих компаний России лобовое столкновение с нами выдержит только «Аэрофлот».
Вместе с тем генеральный директор S7 признал, что пассажир не полетит рейсами той авиакомпании, у которой качество сервиса хуже.
Опрошенные «Новым компаньоном» специалисты считают, что отсутствие задержек, уровень сервиса наравне с качественной техникой, тарифной политикой, частота рейсов и удобство времени прилета и вылета являются конкурентными преимуществами любой авиакомпании.
Так, эксперт брокерской компании Rye, Man & Gor Securities (Москва) Олег Судаков считает, что «в плане задержек самолетов у S7 репутация не очень». По его словам, после летних катастроф в 2006 году все перестраховываются и даже с незначительными неполадками самолеты из аэропорта не выпускают. А чтобы минимизировать издержки, лайнеры держат в воздухе, и задержка на каком-то этапе цепочкой проходит по всем остальным рейсам. «Такой бардак поддается исключению и снижению», — считает Судаков. С ним соглашается эксперт инвестиционной компании «Файненшл Бридж» (Москва) Ольга Шкред. Ликвидировать задержки вылета самолета «нужно и можно», говорит она.
Руководитель отдела по связям с общественностью первого в России авиаритейлера Sky Express Виталий Коренюгин отмечает, что с приходом Sky Express многие традиционные авиаперевозчики начали продвигать себя как «народную» или «массовую», делая акцент на недорогие тарифы. «Но их бизнес-модели далеки от той, которую избрал Sky Express, — утверждает Коренюгин. — Нельзя компанию со сложившейся тарифной политикой и авиапарком назвать «низкобюджетной», «народной». Это слишком громкие высказывания».
«Если бы S7 была «народной» авиакомпанией, она не имела бы бизнес-класса», — добавляет Шкред.
Виталий Коренюгин полагает, что традиционная авиакомпания, каковой является S7, должна предоставлять качественный сервис. А, по мнению Ольги Шкред, сейчас мало кто из авиаперевозчиков делает на это упор: идет «дележ рынка с грубой ценовой игрой». Сервис будет улучшаться, когда увеличится число пассажиров и появятся крупные перевозчики, считает эксперт из «Файненшл Бридж».
Ольга Шкред также уверяет, что авиаперевозчики не должны бояться S7: при принятии решения о том, летать или не летать из Перми, более значимы пассажиропоток и условия работы с аэропортом. Но для многих авиакомпаний Пермь не является приоритетным регионом, поэтому они сюда и не торопятся.
Виталий Коренюгин сообщил, что Sky Express выйдет на пермский рынок «ближе к маю». Это связано, по его словам, с пополнением авиапарка. Сейчас у авиаритейлера — три самолета, а в мае парк авиакомпании будет состоять из восьми самолетов. Пермский край привлекает компанию как «экономически развитый центр России», а низкие тарифы на рейсы до Москвы (стоимостью в 500 руб.) позволят массовому потребителю повысить свою мобильность, считает Коренюгин.
А в июне полеты из Перми в Москву начнет выполнять «ВИМ-Авиа» (Москва), сообщили «Новому компаньону» в пресс-службе этой компании.
Независимо от того, придут в Пермь другие игроки помимо S7 или нет, по мнению Олега Судакова из Rye, Man & Gor Securities, удвоить объем перевозок к 2009 году бывшей «Сибири» вполне по силам — пассажирооборот компании в других регионах растет ежегодно на 20%. S7 Airlines, как правило, демпингует. Придя первой в Пермь, эта авиакомпания «отхватила» себе лучшие слоты, поэтому другим придется довольствоваться тем, что есть.
Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.