Юля Баталина

Юлия Баталина

редактор отдела культуры ИД «Компаньон»

В городе Немухина

В частной галерее «Уникум» открылась выставка одного из самых бескомпромиссных художников ХХ века

Поделиться

Художественное течение, к которому принадлежал Владимир Немухин, совершенно официально называется нонконформизмом. Художники, которых принято объединять во «вторую волну русского авангарда», стилистически были очень разными. Это художественное течение объединяют не изобразительные, а принципиальные и нравственные особенности, точнее, одна особенность: категорический отказ заниматься обслуживающим, сервильным искусством.

Немухин

Юрий Желтов. Портрет Владимира Немухина

Немухин, как и многие его товарищи, пережил полный комплект лишений, предусмотренных для художника, нарушающего принципы соцреализма: исключение из института, разгром выставок, долгие месяцы безденежья. Самый громкий из подобных эпизодов — конечно же, «Бульдозерная выставка», после которой, по выражению арт-директора «Уникума» Вадима Зубкова, «Немухину прилетело по полной».

Неудивительно, что после падения «железного занавеса» художник перебрался в Европу, где наконец-то познал большой и вполне официальный успех. Все его главные персональные выставки прошли в Германии, и лишь одна — в Москве, причём совсем недавно и на частной площадке. Выставка в Перми уже планировалась, когда Немухин скончался в апреле нынешнего года.

Сейчас, глядя на картины, фарфор и другие объекты в экспозиции «Уникума», зритель может лишь недоумевать, чем так недовольны были блюстители устоев? В творчестве Немухина сегодня невозможно усмотреть ничего крамольного и даже просто особо революционного. Его произведения эстетичны и гармоничны, насмотренный и подкованный зритель с удовольствием различит в них традиции русского авангарда начала ХХ века, а также общность идей с другими живыми классиками — например, Эрнстом Неизвестным. Пермская выставка достаточно показательна: посмотрев её, зритель составит достаточно объёмное и верное впечатление о творчестве Немухина и о нонконформистах вообще.

История, которая рассказывается этой выставкой, — это история дружбы: большинство объектов, показанных в экспозиции, посвящены друзьям художника. Сама экспозиция строится примерно так: произведение-посвящение, фото того, кому оно посвящается, и его произведение. Ну, например, посвящение Немухина Эдуарду Штейнбергу, а рядом — работа самого Штейнберга и его фото. Владимир Янкилевский, Оскар Рабин, Пётр Соколов, Владимир Яковлев, Михаил Ларионов, Дмитрий Краснопевцев…

Фотографии весьма важны для этой выставки: большая серия великолепных фотопортретов Владимира Немухина и его друзей создана художником Юрием Желтовым. Все они отпечатаны в единственном экземпляре и приобретены тем же пермским коллекционером, который предоставил и другие работы для экспозиции.

Творчество Немухина проникнуто любовью и уважением к другим творческим личностям. Вся выставка — сплошной оммаж коллегам. Здесь, разумеется, прямые предшественники — авангардисты первой волны Марк Шагал, Казимир Малевич, Давид Бурлюк, Владимир Маяковский. Есть и другие великие, например Сезанн, Модильяни. Работая над объектами-посвящениями, Немухин старался использовать приёмы тех художников, которым посвящались работы, при этом творчески их переосмыслял. Так, посвящение Владимиру Вейсбергу, который пытался создавать «невидимое искусство», рисуя белым по белому, Немухин выполнил в виде леса белых колонн, которые на расстоянии сливаются, и лишь тени создают впечатление какого-то туманного объекта.

Свои посвящения Немухин создавал в самых разных жанрах: это может быть и живопись, и графика, и фарфор. Но большинство — абстрактные скульптурные объекты, которые, несмотря на небольшие размеры, отличаются лаконизмом и лапидарностью форм. Никаких мелких деталей! Внимательно разглядывая множество объектов, постепенно понимаешь, что это — модели. Художник творил из фарфора, дерева и бронзы, а в виду имел гранит и опять-таки бронзу. Каждая из небольших скульптур — это памятник, который должен быть большим. Прямо-таки огромным. На одном из деревянных объектов даже имеется крошечная человеческая фигурка — для масштаба, другие содержат элементы вроде лесенок или скамеек — свидетельство того, что памятник, будь он возведён в подобающей величине, должен стать активным, обжитым местом.

В живописи, представленной в экспозиции «Уникума», преобладает немухинская излюбленная «карточная» тема. За время своего творчества художник сотни раз говорил при помощи картин: «Что наша жизнь? Игра!» Коллажи с игральными картами навязчиво присутствуют в наследии Немухина, но никогда не повторяются, не создают однообразия. Есть в экспозиции и великолепный фарфор — не только тарелки, выполненные в эстетике авангарда 1920-х годов, но и оригинальные вазы, а также пасхальное яйцо — этакий супрематический Фаберже.

И всё же самая значительная и самая эффектная часть выставки — это предметы-посвящения, миниатюрные памятники, которые складываются в подобие игрушечного города — города авангардной архитектуры, почтительной памяти и уважения к художникам разных эпох.

Мемориальная выставка Владимира Немухина «Волшебник белой страны» работает в галерее «Уникум» до середины марта.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться