Павел Катаев

музыкальный обозреватель ИД «Компаньон»

Проверено Ливерпулем 

Квартет «Каравай» поиграл с мелодиями The Beatles

Поделиться

Хиты, составляющие плоть и кровь мировой рок-музыки, прозвучали в исполнении… балалаек и домр 25 ноября в Органном зале. Те, кто следит за творчеством квартета Каравай», были готовы к такому прочтению Michelle и I, Me, Mine. Ансамбль солистов Пермской краевой филармонии, известный своим эклектичным репертуаром, играючи обратился к наследию The Beatles, причём испытал программу в Ливерпуле — родном городе группы и Мекке для её поклонников.

«Когда Джон Лаббок — известный в Англии дирижёр, действительный член Королевской академии музыки, создатель и художественный руководитель оркестра Святого Джона — услышал наше исполнение, он позвонил своим друзьям в Лондон со словами: «Послушайте, они играют The Beatles!» — и стал транслировать по телефону нашу игру», — Олег Згогурин, руководитель квартета «Каравай», смеётся, рассказывая об обстоятельствах поездки коллектива в Великобританию.

В сентябре 2015 года ансамбль в очередной раз отправился дать серию концертов в Оксфорде — городе-побратиме Перми. В разгар гастролей организаторы внезапно предложили музыкантам взять инструменты и отправиться в Ливерпуль. Там их привезли на прослушивание в знаменитый Cavern Club, ставший площадкой для первых концертов битлов и сегодня превращённый в музей, но не утративший своей сути — настоящего шумного английского паба.

Олег Згогурин, заслуженный артист РФ, художественный руководитель квартета русских народных инструментов «Каравай»:

— Мы сели, начали играть. На первой песне я не слышал музыканта рядом — такой стоял шум. Вторая, третья песня — смотрю: немного начинает стихать. Те, кто сидел за столиками перед нами, постепенно разворачиваются к сцене. Глядя на них, другие тоже обратили внимание… К концу выступления образовался такой небольшой концертный зал, люди затихли, и я слышал лишь, как бармены разливают пиво. После выступления один из директоров фестиваля Джон Китс подошёл к нам и сказал, что мы обязательно должны стать участниками.

Так, в августе 2016 года «Каравай» отправился на International Beatleweek — международный фестиваль, ежегодно собирающий в Ливерпуле сотни музыкантов более чем из 20 стран. По словам Олега Згогурина, это коммерческий проект, мягко говоря, не нацеленный на продвижение русской национальной культуры. Однако организаторы решили пригласить именно «Каравай», рассчитывая, что «их музыкальное мастерство удивит фестивальную аудиторию». Формулировка из официального приглашения оправдала себя: к музыкантам подходили люди, заставшие первые концерты The Beatles, и благодарили за качественное прочтение музыки любимой группы.

Татьяна Куликова, участница квартета «Каравай»:

— Когда сформировалась программа, появилась мечта показать её англичанам и, возможно, поехать на юбилейный фестиваль The Beatles. Мы не думали об этом всерьёз — только мечтали. И вот наши английские друзья сделали нам такой подарок — мечта сбылась!

Сегодня «Каравай» играет версии, проверенные стенами Cavern Club, в Перми. Создать аранжировки для программы Let It Be и представить их в Органном зале помог Павел Стародубцев — джазовый пианист, ранее выступавший с Грегори Портером и Игорем Бутманом. На сцену вышел и барабанщик Владимир Яковлев — лауреат премии Пермского края в сфере культуры и искусства. «Каравай» играл в давно сложившемся составе: Олег Згогурин (балалайка-прима), Анна Тальникова (домра-прима), Татьяна Куликова (домра-альт) и Станислав Юнкинд (балалайка-бас).

Первой на концерте прозвучала композиция Here Comes the Sun. Размеренное вступление на фортепиано резво сменила узнаваемая основная тема, преодолевающий и одновременно жизнеутверждающий характер которой музыканты передали с впечатляющей выразительностью. В следующей In My Life — песне-воспоминании о жизни, наполненной любовью, — три струны в балалайке-приме сумели запеть мягко и лирично. Охватить больше хитов «ливерпульской четвёрки» «Каравай» попытался в попурри, сочетавшем в себе темы из When I’m Sixty-Four, Day Tripper и Yellow Submarine.

Пожалуй, одним из самых ярких эпизодов концерта стала версия Eleanor Rigby — короткой баллады об одиноких людях, имевшей в основе, несмотря на все домыслы и поиски прототипов, лишь собирательные образы. Мелодия, оформленная в оригинале струнным ансамблем, сначала развивалась волнами, а затем внезапно превратилась в ирландскую джигу, позволившую блеснуть ударным Владимира Яковлева.

Среди других номеров оказались Norwegian Wood с ловким чередованием партий; Lady Madonna в здоровой, полнозвучной аранжировке; And I Love Her с отзвуками босановы в ритме; Can’t Buy Me Love с огненным барабанным соло; Twist and Shout, чей танцевальный грув попыталась выразить русская «трёхструнная»; наконец, Let It Be, уместно подчеркнувшая финал одноимённой программы.

На первый взгляд, идея сыграть The Beatles на балалайках и домрах может показаться карикатурным пустяком: наслоение культурных шаблонов неизбежно подталкивает к такому восприятию. Олег Згогурин признаётся, что немало сил ансамбль тратит на «борьбу» с инструментами за расширение их возможностей. Кроме того, музыка культовой британской группы настолько прочно вошла в базис глобальной массовой культуры, что даже самыми экзотическими кавер-версиями сегодня мало кого удивишь. Однако за годы своего существования квартет «Каравай» смог вывести владение народными инструментами на тот уровень, перед которым открывается почти любой репертуар.

Выразительность обработки и техника исполнения позволили музыкантам соединить несоединимое без коллажной небрежности. История о посетителях английского паба, вдруг затихших во время выступления «Каравая», — убедительное тому подтверждение.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться