Юля Баталина

Юлия Баталина

редактор отдела культуры ИД «Компаньон»

В поисках неуловимого Дягилева

Пермский писатель-краевед опубликовал в издательстве «Молодая гвардия» биографию великого импресарио

Поделиться

Книга Олега Брезгина «Сергей Дягилев» вышла ещё летом, и сейчас в Перми проходит серия её презентаций. 26 октября с книгой знакомились читатели Пушкинской библиотеки, а 18 ноября — музыкальная общественность в концертном зале Дягилевской гимназии.

Дягилев

Сложно говорить о книге, не прочитав её, но само событие достойно разговора: то, что пермский автор написал биографию Сергея Дягилева и опубликовал её в знаменитой книжной серии «Жизнь замечательных людей» — это исторически очень правильно. С конца 1980-х годов, когда имя великого импресарио было «распечатано» от цензурного запрета, Дягилев стал настоящей пермской манией. Он — знак исторической важности города, в котором рос, воспитывался и становился самим собой. Пермь гордится, что человек, который, с одной стороны, «продвинул» на Запад русское искусство, с другой стороны, утвердил в искусстве принципы авангарда, новаторства, эстетической и идеологической вседозволенности, а с третьей стороны, создал современную профессию продюсера — дельца от искусства, является практически нашим земляком.

Пермь «культурная» буквально одержима Дягилевым. Его фигура вдохновляет энтузиастов; всё, что связано с именем Дягилева в Перми, первоначально было предложено общественностью и лишь затем поддержано официальными институциями. Так родились Дягилевские чтения, и Дягилевский фестиваль, да и Дягилевская гимназия тоже. Олег Брезгин — один из таких энтузиастов. До недавнего времени он заведовал архивом и библиотекой Пермской художественной галереи, так что дягилевская тема не входила в его профессиональные обязанности, это было увлечение. В 2007 году в Перми вышла его книга «Персона Дягилева в культуре России, Западной Европы и Америки», были опубликованы десятки статей на эту тему, были и другие заметные работы.

Олег Брезгин принадлежит к той категории архивных учёных, которые с бумагой общаются свободнее, чем с людьми, пишут свободнее, чем говорят, поэтому на презентациях книги из него надо буквально вытягивать слова, а написал он — 600 страниц! Работа заняла около пяти лет, и самым сложным её этапом было структурирование информации, которой было — гора. Обычно, когда говорят, что исследователь живёт в мире своего героя, то это — штамп, стандартный комплимент. Но не здесь. Брезгин так погрузился в мир Дягилева, что порой кажется, будто члены семьи Дягилевых и команда «Русских балетов» ему ближе, чем современники. Он как будто лично знаком и плотно общается с персонажами рубежа XIX—XX веков.

Отсюда — беллетризация книги: всё-таки «Жизнь замечательных людей», основанная ещё в 1890 году, — это серия не научных, а популярных биографий; чтобы там опубликоваться, надо писать живо и литературно, представлять героев в лицах и диалогах. Достаточно начать пролистывать книгу Олега Брезгина, чтобы убедиться, что она так и написана, но в то же время текст очень плотный, изобилующий датами, именами, фактами. Непростое чтение, требующее большой читательской отдачи.

Презентация книги в Дягилевской гимназии показала, что фигура Сергея Павловича, вот уже несколько десятилетий как освобождённая из-под цензуры, сейчас подвергается новому умолчанию: будучи сложным человеком, Дягилев с трудом «мифологизируется» — многие из тех, кто его превозносит, были бы рады забыть не только о его причудливой личной жизни, но и о скандальной склонности к новаторству. Консерваторам очень хочется «присвоить» великого человека, превратив его в знамя классики. Иногда на презентации создавалось впечатление, что Дягилев не Стравинского и Бакста, а «Жизнь за царя» и передвижников на Запад продвигал…

Как решил эту сложную проблему Олег Брезгин, покажет чтение.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться