Юля Баталина

Юлия Баталина

редактор отдела культуры ИД «Компаньон»

ЕСЛИ ВЫ ХОТЕЛИ ЗНАТЬ, НО БОЯЛИСЬ СПРОСИТЬ...

Поделиться

С 16 февраля по 8 марта в киносалоне «Премьер» показывают трилогию культового английского режиссера Питера Гринуэя «Чемоданы Тульса Люпера» — идеальный фильм для тех, кто задается вопросом, что же такое видеоарт, но стесняется спросить.

Творчество Гринуэя — это классический образец видеоарта, а его творческий путь в кино — это путь от традиционного, пусть и сюрреалистического, кино в сторону этого трудноопределимого современного вида искусства. «Чемоданы Тульса Люпера» — венец этого пути, недаром автор не без иронии вложил в «Чемоданы» напоминания о своих прежних работах — «Зет и два нуля», «Утроба архитектора». А эстетику многослойного полиэкрана он мастерcки отработал в картинах «Книги Просперо» и «Записки у изголовья». В «Чемоданах» Гринуэй пошел дальше: теперь у него многослойно не только изображение, но и звук. Говоря о Гринуэе в применении к его работе, мы не случайно избегаем слова «режиссер» и заменяем его словом «автор». Он — не кинорежиссер в привычном понимании, а автор произведения видеоарта, что подразумевает несколько более широкие творческие функции.

Гринуэй снимал свои «Чемоданы» так, чтобы части трилогии были показаны на трех крупнейших в мире кинофестивалях — Каннском (2003 год), Венецианском (2004 год) и Берлинском (2005 год). Первый показ русскоязычного варианта первых двух частей «Чемоданов Тульса Люпера» состоялся в 2005 году на 27-м Московском международном кинофестивале. Тогда на показ в столицу прибыл сам Питер Гринуэй и в очередной раз заявил, что «кино действительно умерло». Знаменитый режиссер даже назвал точную дату смерти кинематографа. Это, по его мнению, 31 октября 1983 года — день, когда был изобретен пульт дистанционного управления, в результате чего режиссер потерял возможность навязывать зрителю свое «киношное» видение мира. Ведь теперь зритель легким нажатием кнопки в любой момент может прервать контакт с альтернативной кинореальностью...

Масштабный многокомпонентный проект «Чемоданов...» целиком и полностью инспирирован идеей тотального погружения реципиента в альтернативный мир, и вымышленный, и реальный, с одновременным сохранением прерогативы «переключения канала», сиречь свободного выбора. Недаром все экранное действие поделено на множество микроскопических по киномеркам законченных эпизодов — прерваться можно когда угодно.

Проект «Чемоданы Тульса Люпера» — это образец нового искусства, синтезирующего множество возможных способов выражения. При совместном их использовании мировидение художника обретает множество вариантов инкарнаций, образуя что-то вроде информационного пакета. Поэтому кинотрилогия Питера Гринуэя — это не автономный факт искусства, а часть многоярусного мультимедийного проекта, в чем-то даже претендующего на статус параллельной реальности. 

«Я занимаюсь тем видом искусства, которое пришло на смену классическому кинематографу. Я называю его эстетической технологией», —  сказал Питер Гринуэй в одном из интервью. По его замыслу, в «Чемоданы...» должны входить, кроме трилогии, еще и книги, сериал, веб-сайт, DVD, целая серия выставочных проектов (Гринуэй чрезвычайно авторитетен как художник contemporary art).

Главный герой картины, Тульс Люпер, живет реально в виртуальном мире. И за более чем шесть часов киновремени герой проживает более чем 60 лет новейшей истории, что равно 16-и эпизодам жизни Люпера, которая есть... непрерывная смена тюрем. Но настоящая жизнь Тульса все же прорывается за пределы тюремных стен: он пишет причудливые сценарии, разрабатывает художественные проекты. А Питер Гринуэй показывает их. Тюремное жизнеописание героя превращается в бытие «на чемоданах», в которые помещаются как нарративы личной судьбы, так и каталогизированная история всего XX века.

Общее количество чемоданов «пожизненного заключенного» Тульса Люпера — 92. Вопрос — почему именно 92? Ответов много: 92 — атомная масса урана, в трилогии Гринуэя насчитывается 92 эпизода, в трех фильмах занято 92 актера. Так что фабула, охватывающая период с Первой мировой войны до 1989 года, когда пала Берлинская стена и закончилась «холодная война», — это своего рода долгосрочная атомная реакция, взорвавшая мировой исторический процесс и накренившая человеческое самосознание. Недаром ключевой эпизод, своего рода отправная точка действия — открытие залежей урана в штате Колорадо, и фильм носит подзаголовок «Индивидуализированная история урана».

История, испещренная аналогиями из прошлого, становится атомной реакцией, реализованной в событийной наглядности. Своего рода «естественная среда» для универсального человека XX столетия, имя которому Тульс Люпер. Он кочует из страны в страну, из эпохи в эпоху, из тюрьмы в тюрьму, причудливо разыгрывает реальность в своих авангардных проектах. Люпер устраняет содержательные различия между эпохами: меняются костюмы — человек остается заключенным всегда. Речь, конечно, об экзистенциальном заключении, где состояния «жить» и «быть несвободным» взаимообусловлены.

Мифологизация «реальной» биографии нереального персонажа происходит прямо на экране. Вымышленную биографию Люпера обильно, не скупясь на метафоры, комментируют эксперты-люпероведы, размещенные на экране в окошечках, где обычно —  сурдопереводчик. Кстати, в русском варианте из-за узнаваемых голосов, выбранных для дублирования, соблюдена эта «настоящесть» экспертов. Русские «люпероведы» используют слегка пародийные интонации всезнаек из научно-популярных телепередач: многозначительные паузы, умные «м-м-м». И... мистификация зрителя продолжается и после дублирования, потому что его осуществляют люди не последние в современном культурном пространстве России, например, Александр Андриенко, Кирилл Разлогов, Михаил Швыдкой, Даниил Дондурей, Павел Любимцев, Сергей Шолохов и другие «-веды». Надо отметить, что озвучание русского варианта «Чемоданов Тульса Люпера» — это отдельная история, пример высококлассной актерской работы за кадром.

Чемодан — одна из центральных метафор XX века. Тюрьмы, миграции, эвакуации... Воспоминание и каталогизация прошлого, возможно, — главное действие недавно завершившегося столетия. Отсюда — энциклопедизм в духе Пруста, Джойса. Что дальше? Тульс Люпер озвучивает, зачем все это было надо: он искал пропавшие вещи, вещи, представляющие мир. И в итоге нашел себя.  

 * * *

До 28 февраля «Чемоданы Тульса Люпера» можно посмотреть в киносалоне «Премьер».

Сеансы:
Часть 1, «Моавская история»: 21, 23, 25 февраля — 18.30; 22, 26 февраля — 16.00; 20, 24, 27, 28 февраля — 20.30.
Часть 2, «Из Во к морю»: 27 февраля — 16.00; 22, 24, 26, 28 февраля — 18.30; 21, 23, 25 февраля — 20.30.
Часть 3, «Из Сарка до конца»: 22, 26 февраля — 20.30; 20, 21, 23, 24, 25, 28 февраля — 16.00; 27 февраля — 18.30.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться