Наталья Калюжная

Наталья Калюжная

заместитель главного редактора газеты «Новый компаньон»

Мы его теряем

Пермские моторостроители рискуют потерять часть заказов «Газпрома», если не ускорят процесс создания двигателя мощностью 32 МВт 

Поделиться

После визита на минувшей неделе на «ОДК-Пермские моторы» заместителя ПАО «Газпром» Виталия Маркелова стало известно, что заказ компании «Газпром» на производство газотурбинных двигателей (ГТД) на 2017 год значительно уменьшился по сравнению с 2016 годом. В пресс-службе Объединённой двигателестроительной корпорации не считают ситуацию критичной и заявляют, что выручка предприятия, напротив, вырастет, поскольку в структуре продаж увеличится доля ГТУ мощностью 25 МВт.

Пермские моторы

  Константин Долгановский

Как сообщил «Новому компаньону» информированный источник, близкий к «ОДК-Пермские моторы», работники предприятия надеялись на то, что заказ компании «Газпром» на 2017 год будет таким же, как и в 2016 году. Однако после визита Виталия Маркелова стало известно, что он сократился едва ли не в два раза.

Согласно презентации, продемонстрированной «ОДК-ПМ», заказ «Газпрома» на производство газотурбинных установок Пермскому моторному заводу составил в 2014 году — 51 шт., в 2015-м — 29 шт., в 2016-м — 44 шт., план на 2017 год составляет 31 шт. Таким образом, согласно этим данным, заказ уменьшится чуть менее чем в полтора раза.

Заказ на ремонт ГТД более стабилен: в 2014 году — 35 шт., в 2015-м — 29 шт., в 2016-м — 33 шт., в 2017-м — 33 шт. То есть заказ на ремонт ГТУ остался прежним.

При этом, по данным «ОДК-ПМ», заказы «Газпрома» на 2017 год составляют только 50% производственных возможностей «ОДК-ПМ», то есть нарастить производство в два раза было бы не проблемой — были бы потребители.

На сегодняшний день продажи ГТУ являются основным источником дохода «ОДК-ПМ». Как отмечается в годовом отчёте «ОДК-ПМ» за 2015 год, выручка «ОДК-ПМ» в целом составила 20 699 млн руб., а выручка от основных видов деятельности составляет 13 659 млн руб. Основная же сумма выручки (8318 млн руб.) получена от реализации именно промышленных ГТУ. При этом 6157 млн руб. поступило от реализации новых ГТУ, а 2161 млн руб. заработано на ремонте.

Для сравнения: объём продаж по авиационным двигателям составил 6483 млн руб., при этом от продаж новых двигателей выручка составила 4284 млн руб., а 2199 млн руб. было получено от ремонта авиадвигателей ПС-90А и Д-30. Таким образом, можно сделать вывод, что выручка от продажи и ремонта ГТУ в 1,28 раза превышает выручку предприятия от продаж и ремонта авиадвигателей.

В пресс-службе Объединённой двигателестроительной корпорации (собственник АО «ОДК-ПМ») на вопрос «Нового компаньона» о снижении заказа на ГТД сообщили: «Количество (заказанных ГТУ — ред.) сокращается незначительно, но в портфеле заказов увеличивается доля промышленных газотурбинных двигателей мощностью 25 МВт, что обеспечит «ОДК-ПМ» в 2017 году рост выручки от реализации наземной продукции по сравнению с 2016 годом».

Причина изменения портфеля заказов очевидна: «Газпром» больше не интересуют ГТУ низкой мощности.

Как пояснили в «ОДК-ПМ», в данный момент высока заинтересованность «Газпрома» в ГТУ ряда 32-40 МВт. Однако пока ГТУ такой мощности пермскими моторостроителями не производятся. Идёт процесс разработки двигателя необходимой мощности.

«За то время, когда первый двигатель Кузнецова был модернизирован в газоперекачивающие агрегаты, технологии шагнули вперёд. Сейчас мощностной ряд 8-10 МВт «Газпром» заменяет мощностью 16,25 МВт и выше, тем самым повышая эффективность собственного бизнеса по транспортировке газа. Поэтому в рамках новых проектов мы намерены удовлетворить потребности в том числе и «Газпрома». Визит (Виталия Маркелова — ред.) — это разговор о том, что может Пермь, какие мы имеем возможности по производству газовых турбин большой мощности. В рамках визита «Газпрома» мы сделали упор на наши возможности машин мощностью более 25 МВт, на уже имеющиеся наработки по повышению ресурса, надёжности существующих машин», — заявляет управляющий директор АО «ОДК-ПМ» Сергей Попов.

По словам Сергея Попова, «ОДК-ПМ» хотели бы занять до 50% российского рынка по производству ГТУ мощностью более 25 МВт. Сроки реализации проекта пока не называются — двигатель необходимой мощности находится в стадии разработки пермским КБ «Авиадвигатель». Возможно, на этот процесс понадобится несколько лет.

В то же время в России уже есть производитель ГТУ мощностью 32 МВт. Это компания «РЭП Холдинг» (г. Санкт-Петербург), производящая машину «Ладога». Инновационная энергетическая продукция «РЭП Холдинга» применяется при модернизации газопроводов, при строительстве современных энергоблоков и электростанций. 42% продукции этой компании реализуется в газовой отрасли. «Газпром», стремящийся к повышению эффективности своей деятельности, уже сейчас часть заказов отдал производителю «Ладоги».

Сергей Попов, управляющий директор АО «ОДК-ПМ»:

— Мы производим серийно ГТУ мощностью 25 МВт, имеем контракты с «Газпромом» и другими нефтегазовыми компаниями на газотурбинные двигатели подобной мощности. Машины до 40 МВт находятся в разработке у конструкторского бюро «Авиадвигатель». У нас пока нет производственной линейки мощностью 32 и 40 МВт. Мы проводили исследования рынка по мощностному ряду 32 и 40 МВт. В первую очередь производит их General Electric. В России компания «РЭП Холдинг» производит машину мощностью 32 МВт, так называемую «Ладогу». Они ведут поставки «Газпрому». У нас планы амбициозные — мы хотим занять долю рынка.

Согласно анализу рынка, представленному в отчётности «ОДК-ПМ», пока «ОДК-ПМ» является основным поставщиком газотурбинных установок на рынке СНГ, занимая более 30% как на рынке газотурбинных приводов для ГТЭС, так и на рынке газотурбинных установок для транспортировки газа. Остальные производители ГТУ существенно отстают от «Пермских моторов».

Так, согласно данным аналитики, основными заказчиками ГТЭС на базе пермских ГТУ являются газовые и нефтяные компании ( ПАО «Газпром», ПАО «ЛУКОЙЛ», ОАО «Сургутнефтегаз», ОАО «Роснефть», ПАО «Газпромнефть»), территориальные генерирующие компании ТГК и крупные промышленные предприятия. Доля рынка газотурбинных приводов для ГТЭС мощностью от 2,5 до 25 МВт, занимаемая АО «ОДК-ПМ» среди конкурентов на рынке СНГ за последние пять лет, составляет 31%. На втором месте с долей в 14% находится ПАО «НПО «Сатурн» (также входит в АО «ОДК»). 9% рынка занимает ОАО «КМПО». Конкурируют на рынке СНГ (с долей по 7% каждая) две зарубежные компании — Siemens и General Electric.

Газотурбинные установки для транспортировки газа представлены АО «ОДК-ПМ» в сегментах мощности от 4 до 25 МВт. Основным заказчиком пермских ГТУ для ГПА является ПАО «Газпром». Продукцию покупают также ООО «НОВАТЭК-Таркосаленефтегаз» (ОАО «НОВАТЭК»), ООО «РН-Юганскнефтегаз» (ОАО «НК «Роснефть»), ОАО «Сургутнефтегаз». Как сообщается в отчётности «ОДК-ПМ» за 2015 год, доля рынка газотурбинных приводов для газоперекачивающих агрегатов мощностью от 10 до 25 МВт, занимаемая «ОДК-ПМ» среди конкурентов на рынке СНГ за последние пять лет, составляет 35%.

В целом, как отмечается в аналитической части отчётности «ОДК-ПМ» за 2015 год, газовая отрасль в России характеризуется изношенностью основных фондов, соответственно, требует модернизации. Газодобывающие и газотранспортные компании предъявляют жёсткие требования к газотурбинной продукции. В то же время в условиях реализации в России программы по импортозамещению и перехода к применению оборудования и комплектующих российских производителей, российские производители ГТУ могут рассчитывать на увеличение спроса и расширение портфеля заказов «Газпрома».

Проблема в том, что, пока «Авиадвигатель» не сконструировал ГТУ мощностью 32 МВт, возможности «ОДК-ПМ» будут несколько отставать от требований «Газпрома», стремящегося к модернизации. И есть вероятность, что бонусы импортозамещения получат другие производители.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться