ФРАНЧАЙЗИНГ — ТЕХНОЛОГИЯ УСПЕХА
И в Перми тоже
Форум по франчайзингу «Пермь-2007» состоится 15 февраля. Интерес к нему проявили крупные банки, страховые и лизинговые компании, а также представители малого и среднего бизнеса Прикамья. При этом совершенно неожиданно для большинства экспертов выяснилось, что у пермских предпринимателей есть не только готовность создавать свои франшизы, но и эксклюзивные права на продвижение некоторых зарубежных торговых марок по всей России. Таким образом, пожелания министра торговли Пермского края Елены Гилязовой в части создания пула пермских франшиз уже сегодня имеют весьма эффективную основу для реализации.
Мировой опыт
За рубежом уже давно оценили преимущества такого бизнеса, когда предприниматели работают под эгидой известного брэнда и получают доступ к технологиям и схемам ведения дела более опытной и успешной головной компании-франчайзера. В Голландии, например, насчитывается более 21 тыс. предпринимателей, выбравших франчайзинг в качестве технологии развития своего бизнеса.
По оценкам генерального директора консалтинговой компании «Логитекк» Яна те Риле, имеющего за плечами многолетний опыт управления крупнейшей в Голландии сети гипермаркетов Laurus (Super de Boer), только около 2% компаний не выживают в этом виде бизнеса. Правительство Голландии уже давно оценило выгоды от развития франчайзингового бизнеса и выработало комплекс мер, способствующих его росту: начиная с освобождения от выплаты налогов на этапе становления бизнеса до четкого законодательного регулирования работы франшиз. Благодаря этому в Нидерландах не только активно развиваются зарубежные компании в сфере товаров и услуг (продуктовый и ресторанный бизнес, магазины одежды, спортивных товаров, ипотечные, клининговые, риэлторские компании), но и создаются собственные франшизы.
По мнению Яна те Риле, сегодня перед предпринимателями Прикамья стоит задача не только развития зарубежных сетей в регионе, но и создание пермских франшиз, что, безусловно, выглядит более интересным, чем тиражирование чужого бизнеса.
Самым важным, как считает Ян те Риле, является создание своих региональных франчайзинговых компаний: «Это гораздо сложнее, чем стать франчайзи. Франчайзинговая компания должна разработать формат, сформулировать его, изучить его потенциальные возможности, а также уметь контролировать рост компании».
Российская практика
Среди успешных примеров ведения франчайзингового бизнеса в России стоит выделить «Баскин Роббинс» и «Кодак», также удачно развивается марка «Сбарро», другие известные брэнды. Множество проектов сегодня реализуется в сфере парикмахерских и косметологических услуг. Активно развиваются клининговые компании — «Джани Кинг», «Кем Драй». Франчайзинговые компании строят сети в России вопреки несовершенству законодательства, высоким налогам, наконец, русскому менталитету, которому изначально претит работа в жестких форматах. Однако франшизные технологии настолько эффективны, что, несмотря на менталитет, уже и российские марки выбирают франчайзинг как ключевой вариант развития. Кроме Москвы и Санкт-Петербурга, эти технологии сегодня активно внедряются в Тюмени, Екатеринбурге, Перми, Нижнем Новгороде и ряде других городов.
По сути дела, именно франшизы становятся опорными точками роста малого и среднего бизнеса в территориях, что оживляет экономику регионов в целом. По мнению председателя подкомитета по франчайзингу комитета по развитию потребительского рынка Торгово-промышленной палаты РФ Инги Рыковой, франчайзинг нужно всячески поддерживать, «но, к сожалению, со стороны государства должного интереса здесь не просматривается».
Промедление в данном случае может очень дорого стоить — Россия в недалеком будущем готовится вступать во Всемирную торговую организацию, и это автоматически приведет к открытию российского рынка малого и среднего бизнеса для зарубежных компаний. Необходимо уже сегодня позаботиться о создании своих устойчивых брэндов в этой сфере и принять меры по совершенствованию законодательства в части франчайзинга.
Так, в том же Китае перед вступлением в ВТО был принят закон о франчайзинге и предусмотрены особые условия для развития собственных франчайзеров. Безусловно, это протекционистская мера, но она несет за собой сохранение национального рынка. У государства должно быть концептуальное видение развития сетей. Либо полная открытость для входа зарубежных компаний, либо их некоторое ограничение — может быть, по отраслям экономики, исходя из приоритета интересов национального рынка.
В этой ситуации приятно отметить, что в Пермском крае на уровне краевых и муниципальных властей развитию франчайзинга уделяют особое внимание. Министр торговли края Елена Гилязова, заместитель главы Перми Александр Бесфамильный и начальник департамента промышленной политики, инвестиций и предпринимательства Владимир Агафонов увидели во франчайзинге не только инструмент развития частного бизнеса в регионе, но и системный механизм развития экономики Прикамья.
Очевидно, что при такой активной поддержке у франчайзинга в Перми большие перспективы. И форум, который пройдет 15 февраля, надо полагать, станет катализатором ускоренного развития франчайзингового бизнеса в регионе. В Пермь приходят новые технологии и огромный опыт ведения бизнеса.
Наталья ТЕРЕХИНА, коммерческий директор и совладелец сети магазинов «Ароматы Прованса»:
— Уверена, что сегодня мы являемся первопроходцами нового направления франчайзинга, когда Пермь не только покупает чужие и создает свои франшизы, но и становится универсальной площадкой для продвижения в Россию зарубежных брендов.
Таким образом, у пермяков появляется собственный уникальный опыт продвижения торговых марок. И, будем надеяться, в дальнейшем эти наработки могут стать отлаженным механизмом создания успешных пермских брэндов, в силу которых Пермь будут знать в России и за рубежом не только из-за ракетных и авиационных двигателей и систем залпового огня, но и благодаря оригинальным сетям национальной кухни, технологиям производства красок и шоколадных конфет.
Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.