Сергей НАГИБИН:
ГЛАВНЫЙ ПЕРМСКИЙ РИТЕЙЛЕР — ЭТО МИНИ-РЫНКИ

Поделиться
Без названия


  Сергей Глорио
newsko.ru

— Тема слияний и поглощений в минувшем году коснулась всех крупных местных ритейлеров за исключением вашей сети. В то же время известно, что франчайзер «Пятерочки» придерживается стратегии выкупа своих франчайзи. Вам поступали предложения о продажи сети от холдинга Х5?

— Знаете, это вопрос из разряда: «Вы — гомосексуалист?» Если человек молчит, его спрашивают: «Чего молчишь, нечего сказать, что ли, гомосексуалист?» Если пытается сказать «нет», — «А-а-а, понятно, оправдываешься…» С продажей компании — то же самое: даже если что-то и происходит, никто ведь не скажет, если только не захочет использовать утечку информации в своих целях.

У нашей компании ровно такие же шансы на поглощение Х5, как у любой другой привлекательной местной сети. Х5 — публичная компания, акции которой торгуются на Лондонской бирже, и холдинг интересует только то, что повышает его стоимость. Если стоимость покупателя повышается после приобретения какой-либо региональной сети, то покупателю неважно, как эта сеть называется — «Пятерочка», «Семья» или «Тьмутараканский сельсовет». То же самое — в обратном порядке: если актив неинтересен, то, вне зависимости от брэнда, покупатель им не заинтересуется.

В целом, рынок, на котором мы работаем, достаточно активен. На нем сейчас происходит много слияний и поглощений, но я лично пока особого смысла продавать сеть не вижу. Конечно, если завтра придут люди, которые предложат $250 млн наличными и сразу, мы, может, и продадим. Но ведь не предложат: сейчас все покупатели хотят купить дешево, и все продавцы хотят продать дорого. Смысла продавать «Кама-Ритэйл» дешево нет никакого, потому что показатели работы пермской «Пятерочки» постоянно улучшаются. Это же относится, на мой взгляд, и к «Вивату»: их бизнес активно развивается и все время дорожает.

— А у владельцев «Семьи», по-вашему, больше причин для продажи?

— Об этой сети мне судить сложнее. Я ведь не знаю ее показателей. То, что «Виват» развивается и постоянно открывает новые магазины, видно невооруженным взглядом. Может быть, в «Семье» идут какие-то внутренние процессы, вследствие которых обороты тоже растут, тогда и им тоже нет смысла сейчас продавать этот бизнес. Избавляться от активов имеет смысл, только если есть стагнация или отставание от рынка.

— Если еще говорить о взаимоотношениях с вашими федеральными партнерами. У них есть проект «повседневного гипермаркета» «Карусель». Пермь – в стратегическом списке городов. Вам не поступало предложений от родственной «Пятерочке» структуры заняться этим крупным проектом?

— Никаких договоренностей такого рода у нас не было. Если предложение поступит, оно с большой долей вероятности будет отклонено. «Карусель» — это совсем другой проект, он технологически очень сильно отличается от «Пятерочки». Это как если бы вы владели автосервисом, где ремонтируются легковые автомобили, а к вам пришли друзья с предложением: «Начни ремонтировать грузовики». Ну, теоретически это возможно, фактически — совсем другая сфера.

— Расскажите об основных показателях пермской сети «Пятерочка» по итогам 2006 года.

— На данный момент она насчитывает 24 магазина. В 2006 году сеть выросла, как мы и планировали, на девять магазинов. В 2007 году предполагаем открывать по три магазина в квартал. Пожалуй, это — вся информация, которую я могу обнародовать.

— В минувшем году вы открыли первый магазин за пределами Перми — в Добрянке. Как оцениваете этот опыт?

— Как неоднозначный.

«Пятерочка» — это магазин повседневных покупок, рассчитанный на то, что основная масса покупателей приходит в будни. В Добрянке все получилось наоборот: большая часть покупок пришлась на выходные. Однако «Пятерочку», особенно добрянскую, трудно назвать супермаркетом, у нее другие задачи и алгоритм работы. Там нет необходимого для плановых покупок ассортимента, соответствующего обслуживания и т. д. Это несоответствие несет довольно серьезные риски: любая конкуренция такой магазин погубит. Сейчас мы обдумываем, как переформатировать наши магазины для работы в соответствии с представлениями непермских покупателей. Нужно понять, почему люди не воспринимают торговую точку рядом с домом как место, где можно сделать покупки по пути с работы домой.

— В Добрянке довольно давно есть «Семья» (и, по словам руководства сети, магазином они довольны и даже хотели бы его расширить, но ограничены имеющимися площадями), недавно открылся «Виват». Можно говорить о формировании первого локального рынка с высокой конкуренцией?

— Мы этого не ощущаем. «Пятерочка» и «Виват» расположены в разных частях города. Но вот на тот магазин «Семьи» появление других сетевых игроков повлияло не самым лучшим образом.

— Несмотря на неоднозначный опыт «Пятерочки» в Добрянке вы собираетесь еще в какие-то из территорий края? Сколько из 12-ти универмагов, которые вы планируете открыть в 2007 году, придутся не на Пермь?

— С моей стороны было бы опрометчиво называть города, в которых мы заинтересованы. После этой информации там могут вырасти цены на недвижимость, например.

Если говорить абстрактно, в том случае, если мы решим «добрянскую» методическую проблему, то, возможно, откроем треть новых магазинов за пределами Перми.

Тут ведь все еще зависит от логистики. В ту же Добрянку поставщики могут доставлять продукцию точно так же, как в Пермь, это недалеко. Другое дело, например, Чайковский или Березники. Открывать магазины в отдаленных территориях надо «кустами», в нескольких близких друг к другу территориях сразу, например, в Чусовом и Лысьве. Понятно, что при таком «кустовом» подходе малоинтересны города, рядом с которыми нет никаких других крупных поселений: например, на юге Пермского края — Чайковский, Чернушка и Оса находятся на весьма приличном расстоянии друг от друга.

В принципе нас интересуют все территории Пермского края, но подход в их освоении нужен очень взвешенный.

— Что было наиболее важным событием в 2006 году для рынка? Информационных поводов было немало: пожалуй, самый обсуждаемый — переговоры о продаже «Семьи».

— Ситуация с «Семьей» – это не событие для рынка. На нас, как на игроке рынка, все эти разговоры никаким образом не отразились. То же самое и с «Виватом», пока факта самой продажи не было.

По моему мнению, главные события 2006 года на рынке сетевой розницы были гораздо более глубинными, мало заметными снаружи. В первую очередь стабилизировалась ситуация, связанная с кризисным 2005 годом, когда по причинам недобросовестного ведения бизнеса закончился первый проект «Пятерочки» под операторством «Русторга» (подразумевается ООО «РусторгЪ» – ред.). В рядах производителей и поставщиков было смятение, сомнения в отношении всех ритейлеров — и «Вивата», и «Семьи». Априори подозревали всех, кто занимается розничной торговлей. В 2006 году доверие было восстановлено. Более того, сети стали бережнее относиться к своим поставщикам, а те – к розничным игрокам. Эти процессы были двусторонними и привели к повышению цивилизованности рынка.

— Одной из ключевых проблем взаимоотношений между сетями и поставщиками до этого назывались большие задолженности. Положительные сдвиги, о которых вы говорите, повлияли и на этот аспект отношений?

— У каждой отрасли экономики есть своя функция. Кто-то производит, кто-то занимается поставками, а розница обеспечивает встречу товара с потребителем. Функции финансировать этот канал поставки у розницы нет, тем более что у производителей маржа больше. Долги — это естественный механизм финансирования данного канала. Другое дело, что долги должны иметь разумные пределы и сроки. В мировой практике есть ориентировочные показатели по этому поводу: если задолженность больше 60-ти дней, то в сети не все в порядке.

— В Перми есть сети с таким периодом задолженности?

— Думаю, что сегодня нет. Разве что по отдельным поставщикам. Тут ведь тоже бывают разные ситуации.

Если абстрактно: привозит поставщик белую бумагу, сеть принимает и оказывается, что половина партии — с серыми пятнами. Розничный продавец говорит: «Так не пойдет, забирайте». Они отвечают: «Вы нам должны». В России такое часто бывает. Поставить некачественный товар и потом требовать деньги — это в порядке вещей. Практически нет ни одного сегмента, в котором бы продукция поставлялась со всеми сертификатами и с документами, удостоверяющими качество. Долги бывают еще и такой природы: никто никому не должен, но очень хочется.

— Год назад в одном из интервью вы говорили про то, что большинство поставщиков не могут обеспечить стабильного качества своих товаров. В 2006 году ситуация каким-либо образом поменялась?

— Практически нет. Очень многие рынки по-прежнему находятся в стадии формирования, в целом ряде ключевых отраслей до последнего времени существовали монопольные игроки, которые в силу своего положения практически не заботились о качестве своих товаров. Сейчас наметилась конкуренция у производителей молочных продуктов, мясопереработчиков, но до уровня производителей сигарет или «Кока-колы» и «Пепси» им еще очень далеко.

Рост конкуренции, кстати, характерен и для рынка продуктового ритейла. Это тоже одно из ключевых событий на рынке продуктового ритейла. Раньше даже о минимальной конкуренции  говорить не приходилось. Большинство покупателей приобретают продукты по дороге с работы домой, там, где живут. А на равном расстоянии магазинов, например, «Пятерочки» и «Вивата» практически нет. Точнее, не было до 2006 года, сейчас в отдельных районах Перми эти процессы наметились.

Впрочем, в первую очередь конкурировать начали большие торговые центры. С открытием Metro гипермаркеты «Семья» и «Виват», видимо, почувствовали отток покупателей.

— Конкурент появился и у вас. Я имею в виду башкирскую сеть «Полушка».

— Действительно, в Перми появился настоящий дискаунтер. «Пятерочка» сегодня – это, конечно, скорее «магазин у дома». Но на рынок «Полушка» пока серьезно не повлияла. Все-таки конкуренция, о которой я говорил, пока только зарождается. И пока розничная торговля занимает меньшую часть всех розничных продаж продовольствия. Причем доля эта если и выросла в сравнении с 2005 годом, то незначительно.

В 2006 году в Перми по-прежнему увеличивалось количество мини-рынков. Власти заявляют об уменьшении их числа, но это не так. Сейчас на всех пеших маршрутах города, пролегающих от остановок общественного транспорта к любому крупному магазину, стоит несколько киосков. Любое место, где мини-рынки могут быть, они есть. Таким образом, в 2006 году сохранилась ситуация предыдущих лет, когда все розничные операторы, взятые вместе, продали меньше, чем мини-рынки города.

— Если вернуться к информационным поводам. В 2006 году стало известно о том, что «Виват» рассматривает варианты слияния с игроками из соседних регионов. Как вы оцениваете этот факт?

— Мне трудно представить себе, как можно осуществить слияние технически и юридически. Кроме того, мне непонятно, зачем в принципе это «Вивату» и «Матрице». Одно дело покупка, другое — некое объединение. Из СМИ я так понял, что от слияния может быть экономия на логистике, управлении, закупочных ценах. Эти аргументы меня не убеждают.

Вообще из всех заявлений (включая заявления «Седьмого континента» или информацию про «Патэрсон») я бы не стал отмечать ничего. Все это пока на уровне разговоров, но фактов-то нет.

— Как вы оцениваете перспективы малых игроков, «Ангора», например?

— Я бы не стал называть их малыми игроками. Они принципиально отличаются от «Семьи», «Пятерочки», «Вивата» или «Добрыни». Эти, как вы сказали, «малые игроки» работают на принципиально ином технологическом уровне. Это не организованная торговля, им непринципиально находиться под одним именем. Названия точек – подчас единственное, что объединяет этих игроков. С таким же успехом можно считать сетью мини-рынки. Размер и обороты этих компаний не имеют значения. Например, есть магазины «Вектор», которые работают на Гайве и в дальней Мотовилихе. Они, я уверен, продают больше, чем, скажем, «Добрыня». Но сетью, в отличие от «Добрыни», не являются, это скорее объединения торговых точек, аналогичные находящимся в руках одного владельца киосков.

— Если резюмировать, какие бы еще значимые события вы назвали?

— Важное событие: повышение конкуренции на рынке, у поставщиков розницы и рост цивилизованности отношений с ними.

Начинает формироваться представление о логистике, у тех, кто раньше говорил: «Я вам продукты продаю, а не логистикой занимаюсь. Я не знаю, что это такое». А логистика – это такая вещь: если она работает четко – ее не замечают, а если дает сбой, то розничный торговец может не получить трети доходов за день-два (например, потому что у поставщика не было машин — он вчера выдал сотрудникам зарплату и все запили на два дня). Вот этого не стало, люди начали понимать, что так бизнес вести нельзя.

Интервью подготовлено
совместно с медиа-группой REZON

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться