ОРАНЖЕВОЕ НАСТРОЕНИЕ
Странно, но песня группы «Чайф» в этот вечер не звучала. В качестве эпиграфа для вечеринки использовалась куда более древняя песенка — «Оранжевое небо, оранжевая зелень»... И действительно: и небо, и зелень, и верблюды, и, разумеется, оранжевое солнце вечером в пятницу, 2 февраля, можно было увидеть на стенах галереи «Марис-арт», которая в этот день отмечала свое шестилетие.
Никто не радовался тому, что он похож на новый «Икарус»: было много других поводов для радости и много других, не менее оранжевых объектов, создающих соответствующее настроение. По мнению небольшого коллектива «Мариса», шесть лет — это самый что ни на есть «оранжевый» возраст: уже умеешь ценить разноцветье этого мира, но еще не боишься смело экспериментировать с красками. «Вот уже четыре дня я сижу, рисую. Красок много у меня — выбирай любую!» Как и героиня песенки, «марисовцы» выбрали оранжевый цвет.
Праздничная выставка, которая так и называется — «Оранжевый день рождения», доказывает, что пермские художники самых разных поколений не только ценят оранжевый цвет, но и мастерски его используют. «Марис-Арт» постарался представить работы всех художников, с которыми работает галерея. «Если кого-то здесь нет — значит, надо смелее использовать цветовую гамму», — говорит директор «Мариса» Татьяна Пермякова.
В малом зале — картины классиков: Петра Оборина, Александра Репина, Ивана Борисова. Картины Оборина — великолепное сочетание классической школы и очень современной экспрессии. Особенно это касается «Рождения Феникса», весьма своеобразной картины, в которой соединяется привычная для этого художника производственная тема и неожиданно прорвавшийся мифологический смысловой пласт. Ярко-оранжевые Фениксы рождаются из темного пепла, как раскаленный металл в мартеновской печи. Возможно, художник хотел так воспеть творческий труд, но получилось куда более многозначительно. Картина притягивает внимание, являясь смысловым центром малого зала галереи, благодаря внутренней энергии, сказывающейся даже в композиционном решении: живописные образы выстраиваются в раскручивающуюся от центра спираль.
«Марис» много работает с картинами Александра Репина, поэтому для выставки удалось найти и его реалистические пейзажи, и абстракции, выполненные в оранжевом цвете. Удивительно, но и Иван Борисов — акварелист, который предпочитал холодные цвета, создал по крайней мере два очень оранжевых пейзажа — «Солнечный ветер» и «Красные крыши. Бахчисарай».
Алексей Соколов, как и Борисов, использует густой оранжевый цвет и множество его оттенков, чтобы передать жаркую экзотику Средней Азии. На его каракумском пейзаже появляется тот самый «оранжевый верблюд» из песенки. Вообще, картина Соколова очень жизнерадостна. В ней есть простота и откровенность, непридуманность в сочетании с легкой иронией: «азиатскость» предстает в несколько утрированном, уплотненном виде.
Современные художники любят оранжевый цвет в абстракции. Особенно размашисто пользуется им Анатолий Френкель, а Михаил Павлюкевич создает оригинальные, сложные оттенки, которые, наверное, еще не имеют официального названия.
Зато в керамике Натальи Корчемкиной и Инны Роговой, в батике и эмалях Елены Игнатьевой оранжевый — это цвет глины, цвет охры, цвет самой земли, предельно естественный и необходимый.
Разумеется, оранжевый цвет в первую очередь ассоциируется с золотой осенью. И в экспозиции есть осенние пейзажи — у Игоря Турбина, у того же Репина — но все равно, осеннего настроения на вернисаже не возникло. «Оранжевый день рождения» придуман был для того, чтобы в разгар зимы поведать о том, что весна уже близко.
Хозяева вечеринки оделись исключительно в оранжевое. Арт-директор Вадим Зубков — в свитер с оранжевой полоской, менеджер Оксана Патракова — в блузку морковного цвета. Директор галереи Татьяна Пермякова не только надела платье нежнейшего персикового цвета и ярко-оранжевый шарф, но и волосы покрасила в соответствующий оттенок. Так же поступила Юлия Тавризян — искусствовед, отвечающий за теоретическое обоснование «оранжевости» экспозиции. На ней были оранжевые бусы, оранжевый браслет и оранжевая прядь в прическе. Кстати, теоретическая база благодаря ее участию была подведена основательная...
Юлия ТАВРИЗЯН, заместитель директора Пермской государственной художественной галереи:
— Оранжевый — любимый цвет мечтателей, правда, не лишенных интуиции, цвет теплоты, блаженства, накала, но в то же время — мягкого блеска заходящего солнца. Он всегда радует глаз и способствует хорошему настроению. Практически всегда оказывает благотворное влияние на человека, так как показывает радостные стороны жизни. Вслед за Гете и Кандинским современные исследователи считают, что это цвет блестящих, одаренных субъектов, которые изумляют окружающих гибкостью и многосторонностью своей психики, богатством мыслей, художественной одаренностью, душевной добротой и отзывчивостью, а главное — веселым настроением. Это люди, быстро откликающиеся на все новое, энергичные и предприимчивые.
Отличная характеристика для влюбленных в искусство «марисовцев»!
Художники пожаловали на вернисаж с подобающим настроением и соответствующими нарядами: Инна Рогова — в оранжевом шарфике, Наталья Корчемкина — в оранжевой кепке. И даже журналисты постарались соответствовать моменту: Ксения Плешакова («Авто-ТВ») надела ярчайшую оранжевую блузку, а Нина Совгатова («Эхо Перми») повязала оранжевый шарф.
Подарки были «в тему». Дарили оранжевые шарики, оранжевые свечи, оранжевые чайнички с зеленым чаем... «Новый компаньон» преподнес «оранжевую» музыку — Buena Vista Social Club и испанскую гитару. Искусствовед Ольга Клименская (пришедшая, разумеется, в оранжевой блузке) подарила круглую стеклянную вазу, наполненную оранжевыми конфетами, и произнесла спич в духе Винни-Пуха — о полифункциональности этого «горшочка» даже в том случае, если в нем закончится «мед».
Начавшийся после вернисажа фуршет доказал, что оранжевый цвет может украсить не только стены и одежду, но и стол: в меню «солировали» мандарины, красная икра и красная рыба в пирожках, испеченных монахинями дружественного монастыря. А именинный торт был сделан в форме заманчивой морковки.
Кстати, монастырская тема появилась не случайно: в разгар Великого поста, 1 марта, в «Марисе» откроется выставка, посвященная православию в искусстве.
Юлия ТАВРИЗЯН:
— В традиционной иконографии в сияющем оранжево-красном цвете является женская мудрость — София. Она несет в себе мудрость особого рода: не холодный мужской рационализм, а эмоционально согретую, согревающую и оживляющую женскую духовность. Flamma amoris et caritatis — пламенем любви и милосердия называют оранжевый цвет.
Начало февраля, дни, когда уставшая от зимы душа начинает мечтать о весне, наверное, благоприятны для женщин, увлеченных искусством. Позже всех на вечеринку пришла директор Пермской государственной художественной галереи Надежда Беляева, которая тоже праздновала день рожденья, но, оторвавшись от очереди «поздравителей», все-таки выбралась в гости к коллегам.
Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.