КОМУ НУЖНЫ МИГРАНТЫ?
Грядущие запреты на использование в России иностранной рабочей силы пермяков пока особо не тревожат
В декабре в Пермь приезжали исследователи и журналисты из Москвы и Санкт-Петербурга. Собравшиеся говорили о том, как СМИ и общество реагируют на иностранных приезжих. Через несколько дней после этого состоялся семинар, посвященный миграции, на котором выступали пермские чиновники, ученые и исследователи. Событие это, кажется, становится традиционным. На такого рода семинарах принято подводить итоги года в работе властей по проблемам мигрантов, представлять последние данные об иностранных приезжих в регионе и рассказывать о соответствующих исследованиях. Поговорить всегда есть о чем. Итог состоявшегося семинара тот же, что и у предыдущего: в Прикамье проблема мигрантов — это вроде как и не проблема вовсе.
На тему миграции в Перми говорят преимущественно в положительном ключе: пермяки к приезжим толерантны и к ксенофобии не склонны. Если вспоминать «грузинскую проблему», обострившуюся на московской территории, то в Перми не было замечено случаев явного ущемления прав приезжих из Грузии. На горячую линию для мигрантов-грузин, которую в ноябре прошлого года решили организовать в приемной уполномоченного по правам человека в Пермском крае, позвонили всего семь человек.
Между тем мигранты в Прикамье, конечно, есть. Миграционная служба в 2006 году насчитала на рынке труда Пермского края более 5 тыс. мигрантов из 33-х стран мира. Почему здесь приводятся данные именно трудящихся приезжих? Потому что вопрос зависимости малого бизнеса от иностранных приезжих сегодня обсуждается наиболее остро. Постановление, принятое в ноябре российским правительством, предписывает частным предпринимателям на рынках привлечение для работы иностранцев с января 2007 года ограничить, а с апреля и вовсе прекратить.
Московские экономисты бьют тревогу: из-за демографического кризиса российский рынок труда и так находится под угрозой, а запреты на работу для иностранцев могут только ухудшить это положение. «Нужно как-то решать проблему, — говорит директор Центра трудовых исследований Государственного университета Высшая школа экономики Владимир Гимпельсон. — Никакой альтернативы миграции нет. Возникает вопрос: а нужны ли мы мигрантам? Ведь многие страны часто за мигрантов конкурируют!»
«Демографические проблемы не решаются в «пожарном режиме», — утверждает заведующая лабораторией анализа и прогнозирования миграции Института народно-хозяйственного прогнозирования РАН Жанна Зайончковская. — Поэтому сегодня упор может быть сделан только на мигрантов».
По данным Управления федеральной миграционной службы России по Пермскому краю, спрос на иностранных работников в Прикамье ежегодно увеличивается в среднем на 40%. Правда, около половины пермских мигрантов задействованы в строительстве, а никакой квоты на иностранцев в этой сфере экономики пока нет. Но на вещевых рынках Перми (как, впрочем, и на московских, и на многих других) есть большой процент «иностранных палаток».
Китайцы и вьетнамцы — приезжие именно этих национальностей торгуют на рынках — составляют около 13% от всех пермских мигрантов. Процент, кажется, небольшой. Миграционная служба насчитала в Прикамье в прошлом году 648 трудоустроенных приезжих из Китая и 28 — из Вьетнама. Но сами же чиновники признаются, что им удается зафиксировать только каждого третьего. Кроме этого, палатки на рынках имеют и жители ближнего зарубежья — бывших республик СССР.
Агентство «СВОИ» в начале 2006 года проводило масштабное исследование по теме национальной напряженности в Перми. Пунктами для социологических опросов были выбраны рынки. По данным агентства, среди торговцев на рынках преобладают жители с гражданством Киргизии и Таджикистана. А это еще 31,4% от общего числа работающих мигрантов Пермского края — опять же по данным миграционной службы.
В общем итоге можно предположить, что примерно 40% иностранных приезжих в Пермском крае в апреле потеряют свою работу. А подавляющее большинство опрошенных агентством «СВОИ» мигрантов говорили, что главная причина их приезда в Россию — это более выгодные возможности для трудоустройства.
При этом, судя по всему, бить тревогу по этому поводу в Перми никто не собирается. «Пермские власти все еще не выработали концепцию региональной миграционной политики, — считает начальник отдела по вопросам беженцев, переселенцев и трудовой миграции Управления федеральной миграционной службы России по Пермскому краю Павел Ощепков. — А муниципальные органы власти за редким исключением вообще не проявляют интереса к трудовой миграции».
Пермский семинар по проблемам миграции открывала начальник отдела национальных отношений департамента политики в Пермском крае Раиса Щукина. Она говорила о конкретных шагах в миграционной теме, предпринятых в 2006 году. Среди них — проведенные социологические исследования, областная целевая программа, семинар для молодых представителей новых диаспор в Перми, выпуск книг, описывающих отдельные диаспоры (цыган и таджиков).
Федеральная власть, со слов Раисы Щукиной, сейчас выстраивает четкую политику в отношении мигрантов. Суть ее заключается в борьбе с разжиганием межнациональной розни и пропагандой экстремистских идей. «В послании президента РФ среди всего прочего идет речь и о демографическом кризисе. Миграционный аспект здесь рассматривается только как положительный», — считает Раиса Щукина.
Постановление Правительства РФ о запрете на использование на рынках иностранной рабочей силы на пермском семинаре по проблемам миграции, где присутствовали и правозащитники, и ученые, и представители пермской власти, никак не обсуждалось.
Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.