ПРИЯТНО БЫТЬ СТОЛИЦЕЙ
культура
Говоря о культурной жизни Перми в 2006 году, невозможно не начать со словосочетания «культурная столица».
Как бы ни относиться к программе «Пермь — культурная столица Поволжья-2006», невозможно проигнорировать это обстоятельство, которое так или иначе оказывало влияние на события культурной жизни на протяжении всего года.
Большинство самых громких событий — театральных премьер и фестивалей — проходили под маркой «Культурной столицы». Были и специальные проекты, которые без «Культурной столицы» просто не состоялись бы. И несмотря на обилие скептических высказываний в адрес программы, быть «столицей» оказалось приятно. Недаром проект предложено продолжить в нынешнем году под новой маркой «Пермский край — территория культуры».
Что же касается скептиков, то их претензии можно разбить на три тематические группы. Во-первых, что за дешевый понт — называться культурной столицей при нынешнем состоянии улиц и городских нравов? Во-вторых, а что все эти культурные «междусобойчики» дают «простому народу»? И в-третьих, вся эта программа — гнусная попытка властей подкупить деятелей культуры, посадить на грантовую «иглу», лишить свободы творчества.
Хочется выделить второй пункт и действительно разобраться, что же год, проведенный в статусе «Культурной столицы Поволжья», дал Перми и пермякам, «простым» и не очень.
Люди, близкие к артистической тусовке, не могли не заметить, что творческая жизнь радостно оживилась и стала разнообразнее. Впервые получили финансирование те жанры современного искусства, за которые в России никто не платит: все виды пабликарта, медийное искусство и т. д. Это на Западе можно устраивать уличные перформансы и вернисажи под открытым небом и при этом безбедно существовать. Здесь же на меценатов рассчитывать пока не приходится, свободным художникам можно надеяться только на государство, точнее, на всевозможные программы и гранты. И когда такие программы появляются, оказывается вдруг, что есть у нас люди, неплохо владеющие диковинными новомодными жанрами.
Именно благодаря «Культурной столице» расцвела деятельность Натальи Шостиной, которая блистательно провела два масштабных фестиваля — фестиваль перформансов «Сквер» и этнофутуристический фестиваль «Камва». На пресс-конференции по поводу «Сквера» Шостина произнесла фразу, которая могла бы стать слоганом «Культурной столицы»: «Удивляться на все подряд». И удивлялись. Надо было видеть лица прохожих, которые оказались в сквере Уральских добровольцев в момент проведения фестиваля «Сквер» или в «Колизее», когда там проходили перформансы Юрия Лапшина в рамках его программы «Резервация». Эти случайные люди проходили настоящую цепочку превращений: от полного недоверия до радостного принятия происходящего.
Искусство вышло на улицы. Конечно, не так массово, как хотелось бы. Но, по крайней мере, одна принципиально новая черта во внешнем облике Перми появилась — это уличная скульптура. На протяжении нескольких лет шли разговоры о том, как не хватает этой детали городу — мол, вся Европа и вообще весь цивилизованный мир буквально уставлен малыми скульптурными формами, а у нас все еще процветает «монументалка». И лишь в год «Культурной столицы» появились «первые ласточки». Любопытно, что инициаторами возведения первых уличных скульптур стали коммерческие предприятия: благодаря БИН-банку был открыт памятник «Пермяку Соленые Уши», благодаря компании «Новогор-Прикамье» — памятник водопроводчику. И несмотря на то что эти начинания не входили в программу «Культурной столицы», они замечательно совпали с ней по смыслу и по времени: «Соленые уши» открылись в день торжественного начала работы «Культурной столицы». А уж последняя поддержала еще одну уличную скульптуру — каменного шагающего медведя напротив Органного зала филармонии. Этот медведь, ставший поводом для жарких эстетических споров, хорош уже своим, казалось бы, совершенно неуместным присутствием на этом газоне. Хорош тем, что он есть, и любой ребенок может на него вскарабкаться.
Уличная скульптура стремительно вошла в моду. «Новогор-Прикамье» намерен в этом году установить перед своим офисом скульптуру Юрия Лапшина «Капля воды», а предприниматель Александр Флегинский планирует украсить площадь перед реконструированным кинотеатром «Кристалл» памятником гайдаевской «троице» — Трусу, Балбесу и Бывалому.
Даже те уличные акции «Культурной столицы», которые единодушно были признаны неудачными, имели свои плюсы. Это касается, например, программы Анфима Ханыкова «Говорящие памятники». Все ее ругали, особенно досталось памятнику «Земля родит» — проекту екатеринбургской группы «Куда бегут собаки». Кто только ни иронизировал над этим «беременным животом» из асфальта! Но как азартно это делалось! «Собаки» и прочие «ханыковцы» дали такую обширную почву для веселых обсуждений, что можно их только поблагодарить. В конце концов, кто может гарантировать, что любое произведение искусства новых форм будет непременно шедевром? Пусть оно просто будет, а уж потом разберемся, где тут шедевры.
И все же вопросы к организаторам мероприятий «Пермь — культурная столица Поволжья-2006» остаются. Например, такой: а где обещанный «Миллион на культуру»? Так назывался один из проектов, который получил грантовую поддержку программы. Суть сводилась к простой идее: «Если б каждый из сограждан дал мне по рублю...» Иными словами, если каждый пермяк даст рубль на культуру из своего кармана, в общей сложности этих рублей получится миллион. Акция была заявлена, деньги на ее проведение выделены... Где миллион?
Апофеоз «культурной столичности» пришелся на лето, когда один за другим проходили фестивали, как правило, международные. Вообще, фестиваль стал жанром года. Именно фестивали — тот самый долгожданный реальный результат деятельности программы «Культурная столица», который продолжится в годах. Так, постоянную прописку в Перми получил музыкальный фестиваль «Орган плюс» и фестиваль этнофутуризма «Камва». И наверное, фестиваль «Джаз-лихорадка», хотя его «первый блин» и вышел несколько комковатым. Это плюс к фестивалям уже имеющимся, таким как «Флаэртиана» и «Арабеск», которые благодаря «Культурной столице» тоже получили серьезную подпитку.
Прошедший в августе фестиваль этнофутуризма «Камва» стал в пермской культуре событием №1. Это не просто некое культурное мероприятие, а нечто вроде окна или шлюза, который вдруг открылся, и сквозь него засветилась иная реальность. В Перми появился этнический фестиваль европейской модели — максимально неформальный, максимально представительный, существующий одновременно на множестве площадок, предполагающий многообразие художественных форм.
Весь мир испытывает мощнейший подъем этнокультурологии. Люди тянутся к корням, они празднуют свою историко-культурную идентификацию, свое этническое отличие от «глобализированной массы». Это очень удачный момент, чтобы Пермь, ставшая главным городом края, в котором коренное население принадлежит к угро-финской семье народов, стала и столицей угро-финского культурного движения. Для внешнего продвижения Пермского края лучшей мотивировки не придумаешь. Наталья Шостина и ее соратники, разместив в интернете одно-единственное объявление о грядущем фестивале, столкнулись с необходимостью принимать тысячи заявок на участие.
Никто не ожидал такого мощного отклика, и этот отклик продолжился и после фестиваля. Сейчас идет подготовка к «Камве-2007», в которой будет еще больше участников. Так, например, планируется участие национальных театральных коллективов — бурятского или якутского. Расширится и ярмарка народных промыслов: на подобных западных фестивалях, например, кельтском фестивале в Лорьене (Бретань), который тоже проходит в августе, в такую ярмарку превращается весь город.
После успеха «Сквера» и «Камвы» Наталья Шостина, которая много лет работала в культуре, что называется, «на голом энтузиазме», вдруг стала безумно востребована. Сейчас кажется, что без Шостиной фестиваль не фестиваль. Она и в «Пилораме» в мемориальном комплексе «Пермь-36» поучаствовала, и в организации детского театрального фестиваля засветилась. Ее ближайший проект, реализация которого намечена на февраль, связан с кино. Творческая личность неисчерпаема...
Благодаря «Культурной столице» были созданы самые заметные спектакли 2006 года в пермских театрах: «Девушки Beatles» и «Доктор Живаго» в Театре драмы, «Чонкин» в Театре юного зрителя. Но если говорить о театрах, то в их жизни были и другие «темы года», не имеющие отношения к «Культурной столице».
Пермские театры по традиции жили от «Маски» до «Маски». Несмотря на многочисленные уверения Георгия Исаакяна, что «мы выше всей этой суеты», национальная театральная премия «Золотая маска» продолжает оказывать влияние на театральную ситуацию Перми. В апреле прошедшего года пермские театры на фестивале «Золотой маски» в Москве боролись за премии в семи номинациях! Это, несомненно, стало одним из главных событий театрального года. Правда, получил «Маску» лишь театр «Балет Евгения Панфилова» за спектакль «Клетка для попугаев», поставленный еще в 1992 году. И все же, учитывая, как редко провинциальным театрам достаются «Маски», это настоящий праздник. К тому же невозможно не обратить внимания на тот факт, что до сих пор лучшим современным хореографом России остается Евгений Панфилов, а среди новых постановок нет ни одной, которая затмила бы его легендарную «Клетку».
В конце года были объявлены очередные номинации, и Пермь, как говорится, опять «попала»: в номинации «Опера — лучший спектакль» за «Маску» будет бороться «Синдерелла, или Сказка о Золушке» Массне в постановке Георгия Исаакяна. Никто в театре специально к этому не стремился. Более того: о том, что «Синдерелла» выдвинута на «Маску», в театре узнали от «Нового компаньона». Но событие это положило начало отсчету нового цикла: теперь ждем объявления лауреатов, которое произойдет, как всегда, в апреле, а потом будем ждать новых номинаций.
Еще одна «тема года», пусть не вполне художественная, но все же настолько актуальная, что обойти ее невозможно, — это переход бюджетных учреждений культуры в автономные учреждения. Здесь департаментом, а потом агентством по управлению бюджетными учреждениями — специально созданным подразделением администрации Пермского края — была проделана огромная и очень полезная работа. И пусть конкретные управленческие шаги руководителя агентства Елены Зыряновой и ее сотрудников вызывали нарекания и даже протесты у деятелей культуры, невозможно не признать, что именно Зырянова проявила истинную креативность в обеспечении «мягкой посадки» культурных учреждений в новую почву. Театры, филармония, кинопрокат и прочие учреждения культуры уходят в коммерческую конкурентную среду максимально защищенными — с долгосрочными бюджетными контрактами, с недвижимостью и прочими «инструментами», дающими им конкурентные преимущества. А главное — за этот год все уже привыкли к мысли о неизбежности этого перехода, и если поначалу он воспринимался как трагедия, то сейчас вызывает у художественных руководителей и директоров нечто вроде азарта: а как оно там, в «параллельном мире»? «Есть ли жизнь на Марсе?» Удастся ли культуре выжить в «безвоздушном пространстве» конкурентной среды?
Тема перехода на «автономку» останется актуальной еще некоторое время, поскольку сам переход еще не произошел, но можно рискнуть предположить, что он окажется настолько незаметным, что разговоры постфактум будут гораздо менее горячими, чем обсуждение «автономки» как проекта.
Возвращаясь к итогам «Культурной столицы», надо упомянуть еще одно летнее событие — международную конференцию «Любовь пространства», посвященную творчеству Бориса Пастернака. Конференция, которую ее главный идеолог Владимир Абашев выдержал в формате «Гения места», стала интеллектуальным апофеозом «Года Пастернака в Прикамье». Три десятка «звезд» мировой славистики предприняли не просто дежурную поездку на очередную «читку докладов», но некое паломничество, которое стало для них событием и о котором они расскажут миру. А идея «Перми-Юрятина», которую так самозабвенно продвигает Владимир Абашев, видимо, и впрямь овладела массами, если уж на премьеру «Доктора Живаго» в Театр драмы 31 декабря, в жуткий мороз, зрители ехали из Лысьвы и Чусового! И как пронзительно в этом спектакле Лара Антипова — актриса Ольга Пудова — произносит фразу «Я ведь юрятинская! Я здесь родилась!» Вот он, момент истины...
Литературная жизнь года по-прежнему вертелась вокруг Алексея Иванова. Жарко обсуждались его шансы получить премию «Большая книга» за роман «Золото бунта», да и вообще любая новость, связанная с его творчеством, становилась кандидатом в сенсации. Что ж, наличие такой величины, как Иванов, подчиняет себе литературное пространство. И все же нельзя не упомянуть другого Алексея — Лукьянова. Повесть этого автора из Соликамска «Спаситель Петрограда», опубликованная в журнале «Октябрь», неожиданно для самого автора стала лауреатом Новой Пушкинской премии. За этим воспоследовала публикация солидного сборника произведений Лукьянова в питерском издательстве «Амфора», которое, похоже, намерено монополизировать и «раскрутить» писателя. О Лукьянове даже был репортаж в новостях «Первого канала»! Такой чести Иванов пока не удостоился.
Нельзя не вспомнить и громкие выставочные проекты года, прежде всего те, что прошли в Пермской государственной художественной галерее. Выставка «Идеалистический реализм» (искусство соцреализма), несомненно, событие знаковое в масштабах всего российского художественного пространства. Социалистический реализм сегодня воспринимается как эстетическая система, как эпоха в российском искусстве. Это уже не стандарт и не ругательство. Это некое явление, вызывающее интерес. Кроме того, «Идеалистический реализм» — еще и знак международного признания Пермской галереи: выставка прибыла из Бельгии в благодарность за принявшие участие в экспозиции картины из пермской коллекции.
И конечно, грандиозным событием стала выставка «Фаберже — утраченный и обретенный», где показывались сокровища из коллекции Виктора Вексельберга. Событие это не столько художественное, сколько общественное, этакий индикатор того, что может вызвать ажиотаж в наши перенасыщенные информацией времена. И кстати, это тоже некий знак интереса к Пермскому краю... на сей раз со стороны олигархических структур. Но этот разговор уже выходит за рамки культурологии.
В целом для Пермской художественной галереи и Областного краеведческого музея год прошел под знаком слова «переезд». Обстоятельства, связанные с переездом музея в новое здание, были настолько нервными, что одним из сопутствующих моментов стала смена руководства музея. При всей сложности ситуации есть некий прогресс в формировании нового музейного пространства. Начала работу группа «Музейный проект» из Москвы, которой поставлена задача разработать содержательную концепцию будущего музея, а уже к этой концепции будут «привязаны» пространственные решения Дома Мешкова и других помещений. Между тем тихо, без лишнего афиширования, закрылся на ремонт выставочный зал музея на ул. Сибирской, 15. Неужели в соответствии с концепцией?..
Некие сдвиги произошли и в подготовке переезда художественной галереи. Окончательно определен адрес будущего «Музея XXI века» — ул. Окулова, 14. Начата подготовка к международному конкурсу архитектурных проектов, которым занимается Ирина Коробьина из Центра современной архитектуры (Москва).
И все же наиболее радикальное событие прошедшего года не связано ни с театром, ни с литературой, ни с изобразительным искусством. С «Культурной столицей», кстати, тоже не связано. Это — открытие «Пермской синематеки». Театральные постановки, выставки, литературные премии, фестивали, съемки фильмов — все это может быть очень хорошо и заметно, но создание принципиально нового культурного института случается гораздо реже.
За год «Синематека» подтвердила многообразие своих возможностей: фестивали различных национальных кинематографий буквально переходили один в другой, начали работу десятки кинолекториев и клубных программ, при этом киносалон «Премьер», где базируется «Синематека», вынужден был перейти на круглосуточный режим работы. Сотрудник «Синематеки» Кирилл Макарихин жалуется, что за все время существования ночных сеансов у него ни разу не было возможности уйти домой часа в три ночи: киноманы упорно смотрят фильмы до утра.
Трудно сосчитать попытки наладить в Перми альтернативный кинопрокат. Это и подвижничество Владимира Самойловича, и интеллектуальный киноклуб «Три скамейки», и кинолектории творческого объединения «Инициатива», и легендарный видеосалон во Дворце культуры им. Свердлова... Казалось бы, во времена блокбастеров попытки эти пора оставить. Но именно сейчас, как выяснилось, появилась молодежь, которая буквально с ума сходит по умному кино. А Павел Печенкин уловил эту потребность.
Можно предположить, что формат «Синематеки», созданный Печенкиным, будет тиражироваться, и подобные учреждения возникнут в других российских городах. Но уж здесь-то Пермь надолго останется столицей.
Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.