Павел Катаев

музыкальный обозреватель ИД «Компаньон»

Время собирать песни

ДДТ раскрыли историю перед «живой страной»

Поделиться

Группа Юрия Шевчука выступила в Перми 6 ноября в рамках большого концертного тура под названием «ДДТ. История звука». На пройденном участке маршрута осталось 11 городов, впереди — ещё 13. Масштабы предприятия соответствуют масштабу задачи: охватить все 36 лет существования группы, исполнив всё самое сильное, памятное, а главное, любимое поклонниками. ДДТ справились блестяще и неизбежно пошли дальше. Сегодня резонанс их песен таков, что вторую часть в названии тура можно уверенно менять на «историю страны».

Группа

  Евгений Красин

Уже не первый год ДДТ даёт мощные, технологичные и зрелищные концерты. На сцене — киловатты света и звука; на экране позади музыкантов — видеоролики и кадры трансляции из зала в цифровой обработке; звукорежиссёр — человек из собственной команды. Кроме того, группа традиционно выступает расширенным составом. Так, вместе с Юрием Шевчуком, гитаристом Алексеем Федичевым, басистом Романом Невелевым, барабанщиком Артёмом Мамаем на сцену ДК им. Солдатова вышли вокалистка Алёна Романова, клавишник Константин Шумайлов, тромбонист Антон Вишняков. Команда могла покорить зал именем и качеством, но, как водится, покорила чем-то совсем другим. ДДТ начала с истоков своего существования и дальше двигалась по десятилетиям, отмеченным огромными цифрами на экране. В блоке 1980-х годов прозвучали «Рождённый в СССР», «Мама, я любера люблю», «Мальчики-мажоры», «Время». На экране мелькают фотографии молодых, ещё никому не известных музыкантов и фрагменты первых полуподвальных концертов. 1990-е открываются песней «Новые блокадники». Впереди — первая чеченская война, развал страны и надежда на лучшее, и у каждой вехи свой поэтический след: «Пацаны», «Метель» и «Любовь». 2000-е годы собрали в себе несколько песен, достигших зрелой лирики и более тонкого мелодизма: «Новое сердце», «Потомок тайных христиан», «Я ценю твоё мужество заваривать чай…».

Иван Мариенко

  Евгений Красин

Зная чаяния публики, Шевчук оставил финал концерта за вневременными хитами: «Просвистела», «Свобода», а также «В последнюю осень», неожиданно ставшую особенно близкой городу благодаря работе Александра Жунёва. «Программа такая, что пытаемся несколько сотен песен вместить в два с половиной часа, — сказал Шевчук в одном из перерывов. — Очень страшная работа».

Чтобы сделать программу компактнее, участники ДДТ используют разные приёмы: сразу переходят от одной песни к другой, избавляются от некоторых куплетов и композиционно обыгрывают хиты, заодно придавая им новые смыслы. Так, песня «Не стреляй» в укороченной версии разделила «Весну», окружив себя более жизнеутверждающими куплетами.

В итоге ДДТ удалось сыграть почти 40 песен. При этом хватило времени на зачитывание стихов, соло на басу от Романа Невелева, распевный вокал от Алёны Романовой.

концерт

  Евгений Красин

Особенно трогательное визуальное сопровождение получила композиция «Ветер». На экран проецировалась знаменитая стена памяти на Рубинштейна, 13, где располагался Ленинградский рок-клуб. Шевчук предложил вспомнить музыкантов, которые не дожили до сегодняшнего дня. На стене появлялись портреты Виктора Цоя, Майка Науменко, Сергея Курёхина, а также тех, кто, вероятно, был меньше знаком залу, например, Эда Старкова из группы «Химера» или Григория Сологуба из «Странных игр».

Концерт

  Евгений Красин

В гастрольном пресс-релизе пройденная группой «история звука» увязывается с теми направлениями и стилями, к которым она обращалась в разное время. Со сцены действительно гремел индастриал, по-бардовски потрескивала акустическая гитара, рычали соло в духе хард-рока. Федичев менял электрогитару на всегда обаятельную укулеле, а Шевчук призывал к миру через громкоговоритель. Впрочем, так ДДТ проявляет не столько свою универсальность, сколько умение адаптировать различные стилевые элементы под собственные задачи и освежать тем самым старый материал. В конце концов, не за изыски саунда люди любят ДДТ. К концу основной программы, когда слушатели подпевали, аплодировали, оглушительно свистели и массово поднялись с «плюшевых», по выражению Шевчука, кресел, можно было оглядеться и увидеть, что это за люди. Мужчины среднего возраста, женщины в вечерних платьях, подростки в майках с логотипом группы, дети на родительских плечах — словом, готовая выборка для переписи населения. Когда ДДТ играла на бис «Родину» и «Это всё», Шевчук явно любовался тем, что было перед ним: «Живая страна — живые люди». Судя по счастливым лицам, мелькавшим в фойе после концерта, он был прав.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться