Дмитрий Торбеев

Дмитрий Торбеев


МУФТИЙ-ДУБЛЕР

В Пермском крае отныне вынуждены сосуществовать два официальных объединения мусульман

Поделиться

Наряду с Духовным управлением мусульман Пермского края, которое является автономной организацией, недавно было зарегистрировано также Централизованное религиозное управление мусульман Пермского края. В него вошли несколько мусульманских общин, не относящих себя к первому. Муфтий Пермского края Мухаммедгали Хузин считает, что создание новой организации может спровоцировать рост напряженности внутри мусульманской общины. Представители администрации Пермского края относятся к новому религиозному образованию в целом положительно, однако также считают, что конфликты между мусульманами Прикамья в дальнейшем не исключены.

На прошлой неделе было объявлено о создании новой мусульманской организации — Централизованного духовного управления мусульман Пермского края. Процесс его образования начался еще в 2000 году и состоялся на основе Пермского религиозного общества мусульман при Соборной мечети Перми. Указом председателя Духовного управления мусульман Европейской части России (это вышестоящая по отношению к Духовному управлению организация) Равиля Гайнутдина председателю Централизованного управления Хамиту Галяутдинову 22 ноября был присвоен духовный сан муфтия. Эта организация, по словам ее основателей, нацелена на просветительскую и образовательную деятельность в области ислама, строительство исламской школы (медресе), мечетей и реализацию социально значимых проектов.

В России существует множество независимых друг от друга мусульманских объединений. Наиболее крупными из них являются Центральное духовное управление мусульман (ЦДУМ) с центром в Уфе, Духовное управление мусульман Европейской части России (ДУМЕР), мусульманские организации на Кавказе и в Сибири. При этом зачастую и ЦДУМ, и ДУМЕР, и множество других организаций имеют свои представительства (муфтияты) во многих регионах России, где оказываются в положении соперников в борьбе за верующих.

Вплоть до последнего времени в Пермском крае существовало лишь одно крупное объединение последователей ислама — Духовное управление мусульман Пермского края во главе с муфтием Мухаммедгали Хузиным. Организация подчинялась ЦДУМ, в то время как «параллельного муфтията», который подпадал бы под юрисдикцию ДУМЕР, не было.

В прошлом году у Хузина возник серьезный конфликт со своим «центральным руководством» (см. «Новый компаньон», №7 от 28.02.06). В начале 2006 года руководитель ЦДУМ Талгат Таджуддин сместил Хузина с занимаемой должности, однако это решение оказалось нелегитимным. Мухаммедгали Хузин был назначен на свою должность съездом мусульман Пермского края (меджлисом), и сместить его с поста руководителя Духовного управления как по светским законам, так и по мусульманским канонам мог только меджлис. Таким образом, Духовное управление вступило в скрытый конфликт с ЦДУМ, который по-прежнему никак не разрешился.

Созданная под протекторатом ДУМЕР новая мусульманская организация — Централизованное религиозное управление мусульман Пермского края — второй муфтият на территории Прикамья. По большому счету, ничего экстраординарного в его появлении нет — сосуществование исламских организаций во многих регионах считается нормальным явлением. Но в Перми, на фоне затянувшегося конфликта Хузина с ЦДУМ, ситуация приобрела некоторую пикантность.

На состоявшейся по поводу основания Централизованного управления пресс-конференции руководители новой организации уже успели негативно высказаться в адрес Мухаммедгали Хузина — его назвали «бывшим муфтием», объявили «виновником разобщенности внутри пермских мусульман», а также заявили о проведении работы над созданием единого духовного управления.

«В других регионах организации, подчиняющиеся ЦДУМ и ДУМЕР, находят точки соприкосновения, у нас же по вине Хузина были только разногласия», — заявил Хамит Галяутдинов. Он также сообщил, что в Пермь прибыли представители «настоящего» ЦДУМ, вместе с которыми и будет налаживаться внутриконфессиональное единство.

Мухаммедгали Хузин в беседе с «Новым компаньоном», в свою очередь, обвинил «коллег» в намерениях разобщить исламских верующих Прикамья. По его словам, Централизованное управление «стремится внести раскол в ряды мусульман», а посредством создания исламского образовательного центра «пустить» в регион исламские течения Ближнего Востока.

Мухаммедгали ХУЗИН, муфтий Пермского края:

— Параллельные с нашим управлением организации мусульман существуют с 1990-х годов. Теперь они хотят объединиться с целью создания единого федерального исламского образовательного центра, но согласно законодательству не могут этого сделать. Попытки создания таких центров уже имели место в Свердловской, Челябинской и других областях России, но там эти процессы быстро пресекли правоохранительные органы. В данном же случае у Централизованного управления есть квалифицированные юристы, которые могут найти лазейки в законах. Быть может, создание этого объединения спровоцировано извне: не так давно ко мне обращались эмиссары с Ближнего Востока, предлагали $2 млн для создания исламского центра, но я им отказал, и они нашли нового «клиента».

Мухаммедгали Хузин заявил, что не видит особой угрозы для Духовного управления в связи с созданием новой организации мусульман. По его словам, на днях он заручился поддержкой главы администрации губернатора Николая Яшина. Впрочем, краевые власти выступали на стороне Хузина и в конфликте с ЦДУМ.

Однако заместитель начальника управления внутренней политики администрации  губернатора Владимир Конев, курирующий религиозные организации региона, был менее категоричен в суждениях, нежели Хузин. По его словам, наличие двух или даже более муфтиятов в одном регионе — нормальная практика. Более того, не только мусульманская, но и ряд других религиозных общин в Прикамье разделены на несколько течений, что никак не мешает их сотрудничеству между собой. Создание новой мусульманской организации, в которую вошли разрозненные ранее общины, свидетельствует лишь об их стремлении основать в Прикамье собственное медресе. В любом случае, по словам чиновника, о работе Централизованного управления будут судить «по реальным делам». Однако, как заявил Владимир Конев, практика других субъектов Федерации показывает, что мусульманские организации довольно часто устраивают маленькие внутренние «войны», цель которых — привлечь верующих на свою сторону. 

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться