Ольга Старцева

Ольга Старцева

искусствовед

Русский эксперимент в пермской галерее

Поделиться

В Пермской художественной галерее 3 ноября открылась выставка «Русский эксперимент», посвящённая русскому авангарду. Это часть большого проекта «Искусство сохранять», организованного Сбербанком России в честь своего 175-летнего юбилея; масштабный выставочный проект, в котором участвуют 18 разных музеев из 17 городов России. Выставка будет открыта до 10 января 2017 года, а с 3 по 17 ноября вход на неё бесплатный.

Выставка «Русский эксперимент»

  Константин Долгановский

Выставка объединила произведения из трех музейных собраний: Пермской государственной художественной галереи, Нижегородского государственного художественного музея и Екатеринбургского музея изобразительных искусств. Множество имён — как знаменитых художников, так и менее известных, незаслуженно забытых. В частности, впервые показаны произведения Михаила Ле-Дантю (вдохновителя литературно-художественной группы «Бескровное убийство», предвосхитившую абсурдистскую линию будущих ОБЭРИУтов) из коллекции пермской галереи. Это, наряду со многими другими произведениями, — часть того, что сохранила провинция.

Особая часть выставки — произведения «амазонок авангарда»: Наталии Гончаровой, Елены Бебутовой, Ольги Розановой, Любови Поповой, Варвары Степановой. Экспонируются и «сливки», драгоценные произведения разных направлений авангарда. Они, многочисленные «измы», в свою очередь, описаны на сопроводительных баннерах и составляют своего рода краткую энциклопедию авангарда.

Выставка «Русский эксперимент»

  Константин Долгановский

Авангардистское искусство столь обширно и неоднородно, что показать его «от и до» — сложнейшая экспозиционная задача. Поэтому для показа выбрана «сердцевина» авангарда, чисто художественные поиски, его экспериментальная часть, опыты в цвете, линиях, пластике, темах. За рамками выставки остаются политика и идеология. Экспозиция провоцирует на размышления и вопросы: что было «до», почему «так», что стало после, что является экспериментом.

Надо заметить, что выставки русского авангарда проводились в нашей галерее не раз, и сама она обладает большой и интересной коллекцией по этой теме. В постоянной экспозиции представлены отдельные произведения (Н. Гончаровой, А. Шевченко, А. Лентулова и других), но за её пределами остаётся большой, почти неизвестный зрителю, пласт. Нынешний показ — отчасти коллекционный, где основной массив работ — пермский, но дополненный именами, которых нет в нашем собрании. Экспозиция как бы протягивает нить между импрессионизмом (для многих художников все началось именно с французского импрессионизма, чему показательный пример — ранняя работа Наталии Гончаровой «Сирень»), и абстракционизмом («Композиция №217» Василия Кандинского). Михаил Ларионов стал создателем «лучизма» (1912 год) — первого направления на русской почве, вплотную подведшего искусство к беспредметности. Почти все показанные на выставке художники, а их более двадцати, прошли через «Бубновый валет».

Выставка «Русский эксперимент»

  Константин Долгановский

Авангард в России начался со скандала. В 1910 году М. Ларионов, А. Лентулов, И. Машков, А. Куприн, Р. Фальк организовали в Москве выставку «Бубновый валет», ошеломившую публику как названием, так и характером экспонировавшихся полотен. «Низкие» сюжеты, преднамеренный примитив рисунка, резкие цветовые сочетания, отсутствие внятного сюжета стали причиной разразившегося скандала. По мнению исследователей, «впервые в художественной жизни России так ярко проявился давно зревший конфликт между создателями произведений искусства и их «потребителями». Участники выставки отрицали привычный способ видеть и оценивать прекрасное, высмеивали «хороший вкус», отвергали перспективу и анатомию.

Художественная программа новаторов была построена на дружных отрицаниях сложившихся художественных традиций, импрессионизма, символизма, не говоря уже о реализме. Все это отметалось, как и социальная значимость искусства. Художественный принцип «Бубнового валета» — здоровый красочный материализм, яркая плоть вещей и выразительность — противостоял философичности, драматизму, лирической созерцательности русского искусства XIX и начала XX века.

Выставка «Русский эксперимент»

  Константин Долгановский

Из «Бубнового валета» вышли и крайне левые: А. Экстер, К. Малевич, Д. Бурлюк, В. Татлин. «Нам тогда важно было, чтобы наш живописный язык звучал, как орган, оркестр, трубный хор голосов здоровых людей», — вспоминал Илья Машков. Однако, начав с произведений, эпатирующих своей дерзостью и новизной, одни художники постепенно сменили тональность творчества, углубив его и показав интерес к живописным качествам натуры, ее весу, массе, фактуре, к методу моделирования формы с помощью цвета.

Главным учителем на этом пути для них стал Сезанн. Другие мастера «Бубнового валета» (Р. Фальк, В. Рождественский, А. Куприн) помимо Сезанна, испытали влияние кубизма. По словам критика Я. А. Тугендхольда, бубнововалетцы «осуществили собою крупную художественную миссию, сблизив русскую живопись с французской художественной культурой». Начальный этап русского авангарда протекал в рамках фигуративной станковой живописи.

Выставка «Русский эксперимент»

  Константин Долгановский

Кроме этого, на выставке представлены произведения художников, которые были преданы забвению на родине после эмиграции. Они — весьма значимая часть своей эпохи не только как художники, но и теоретики, исследователи, мыслители. Сама эпоха настраивала на широту взглядов на жизнь, подстегивала к движению — исследовательски-творческому, манила возможностью проникнуть в иные профессиональные сферы. Помимо знаковой для авангарда фигуры Василия Кандинского — юриста, отказавшегося от блистательной научной карьеры ради искусства, есть немало других художников, пришедших в искусство из других сфер.

Один из таких — Алексей Грищенко, бывший биолог, исследовал «лежавшие на дне» иконопись, древнерусское искусство, доказывая, что здесь таятся огромные возможности вдохновения и творческого развития для художников — как идейные, так и чисто живописные, композиционные. Вот эта разнонаправленность, всеохватность творчества — тоже черта художника той эпохи, который относился к творчеству как творчеству во всем. Авангардисты создавали событие и сами стремились стать событием.

Творчество уникального Василия Чекрыгина символично и показательно для иллюстрации сознания художника новой формации искусства, носителя величайших по грандиозности идей, причастного к сотворчеству мироздания. В основе его искусства — опыт ренессансной живописи, ясно звучание Ребрандта, Гойи. Он говорил о себе: «Я не гений, но гениален». Главная работа этого художника — огромный цикл рисунков «Воскресение» — эскизы для воображаемого «собора», где люди, восстав из мёртвых, начинают «переселение в космос».

Искусство российского авангарда 1910-1920 годов невероятно популярно на Западе, ему посвящено множество отечественных исследований, о нем не утихают споры. Помимо нового искусства, авангард представлял собой особый социальный эксперимент, чем категорически отличался от западного модернизма. Одна из утопичнейших и очень красивых идей авангарда — вера в мессианскую роль искусства, в его возможность изменить человека и общество в целом. Авангард мечтал сделать искусство языком нового человека, человека «большинства».

Авангардисты не столько отрицали старое искусство, сколько обвиняли в лицемерии культуру, разделяющую высокое искусство и низкую повседневность. Они отстаивали право повседневности на собственный художественный язык, но не язык образованного сословия, а принципиально новый художественный язык, отменяющий монополию элиты на культуру.

Парадокс: пытавшийся стать массовым, авангард стал элитарным искусством. Он стал тем, что изначально отрицал. Авангард как культурное явление, как направление искусства не может иметь один ключ ко всему. Он неоднороден, в нем было немало противоречий. Хочется согласиться с гипотезой о том, что в искусстве авангарда одним из приоритетов было преодоление стремления «быть Европой», осознание и изживание комплекса провинциальности, стремление говорить о времени на языке синтеза искусств — живописи, поэзии и театра. Русский авангард быстро пережил запоздалое освоение кубизма и отправился на поиски решений собственных задач, под знаменем собственных манифестов.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться