НЕЮБИЛЕЙНОЕ КИНО О ЮБИЛЯРШЕ
Представляя публике свой фильм «Урок танца», Павел Печенкин изрядно рисковал...
Делая фильм о Людмиле Сахаровой, да еще в год ее юбилея, да еще снимая ее не в быту, а на рабочем месте, Печенкин провоцирует публику назвать его «датским» режиссером, норовит нарваться на обвинение в том, что выдает заказной фильм за авторский. Риск существенный, поскольку Людмила Павловна Сахарова — не из тех персонажей, которые не будут замечать камеру. Она и по жизни-то всегда работает на публику, а уж когда про нее кино снимают... Словом, Печенкин рисковал впасть в жанр юбилейного панегирика с «одобренным» главным героем.
Риск тем более существенный, что есть хорошо известный фильм Ефима Резникова «Пленники Терпсихоры», где фигура художественного руководителя Пермского хореографического училища предстает во всей своей противоречивости и сложности. Повторять Резникова Печенкин, разумеется, не стал. Тогда как же показывать Сахарову? Если не противоречивой — значит, получается, однозначной?
Все эти «подводные камни» самому режиссеру, разумеется, прекрасно известны. И у него уже заготовлены объяснения по каждому из этих поводов. По словам Печенкина, Людмила Сахарова сама по себе настолько интересный человек, что ее можно просто снимать без всякой режиссуры — и получится многожанровое кино, в котором и драма, и комедия. Преступлением было бы не запечатлеть для потомков этот театр одного актера. А то, что фильм избегает показа быта и личных обстоятельств героини, объясняется тем, что работа и есть ее жизнь, по крайней мере, большая ее часть.
Отсюда и название фильма — «Урок танца». Название исчерпывающее: практически все действие фильма происходит на уроке. Подтверждаются слова Печенкина: действительно, ставь камеру и фиксируй — и получится вполне увлекательно. Кстати, режиссер провел своеобразный эксперимент: усадил зарубежного коллегу смотреть исходники, которых в процессе съемок образовалось огромное количество, и спустя три часа просмотра коллега, с трудом оторвавшись от телевизора, признался: «А ты знаешь, мне не скучно».
Сахарова на уроке и ласковая, и требовательная, и жестокая, и рассудительная. При этом ни на секунду не забывает, что работает на камеру, более того, постоянно напоминает об этом ученицам: «Про меня тут кино снимают...» Каждым своим словом и жестом она демонстративно, даже слегка вызывающе утверждает: «А вот такая я!» Правда, нельзя сказать, что камера сильно повлияла на ее манеру поведения: действительно, как и сказал Печенкин, Сахарова по жизни всегда играет, в каждом присутствующем видя не просто человека или собеседника, но публику. Она всегда немного рисуется, немного манерничает. А режиссер... Столкнувшись с такой мощной индивидуальностью, как Людмила Павловна Сахарова, Павел Печенкин безнадежно подпал под ее обаяние. Не он руководил героиней, а она им. Может быть, поэтому фильм получился все-таки комплиментарным и, чего греха таить, чуть-чуть «датским».
Главным художественным приемом стало «триединство»: единство времени, места и действия. Все коллизии и перипетии сюжета закручиваются в стенах хореографического училища. И лишь вид из окна на улицу, где обычные люди преодолевают препятствия, созданные проливным, не знающим правил и ограничений дождем, дает понять, что есть и другая, свободная и повседневная, жизнь. «Нам страшно повезло с этим ливнем», — признается Печенкин.
«Урок танца» вызвал массу восторгов у коллег Людмилы Павловны. Похоже, что «Пленники Терпсихоры» в свое время их серьезно обидели, и они восприняли фильм Павла Печенкина как некий культурный реванш. Что же касается героини, то она с неземной мудростью своего почтенного возраста сказала по поводу обеих картин: «Не важно, что снимают. Лишь бы не забыли».
Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.