НИНА ГОРЛАНОВА И ЕЕ РЫБЫ, ЦВЕТЫ, ПЕТУХИ...

В завершение проекта «Белые ночи в Юрятине» в киносалоне «Премьер» состоялся творческий вечер известной пермской писательницы

Поделиться

  newsko.ru

Нина Горланова умеет возносить к облакам, может быть, как никто другой из пермских творцов культуры. Ее наивные картины — цветы, дерева жизни, коровы, индюки — звенят и лопаются от преизбытка цвета. И популярна Горланова сегодня в Перми тоже как никто другой. В этом ее прелесть: будучи современной и актуальной, она ухитряется быть человечной, развернутой к читателю. Понятно, что читатель (а с некоторых пор по совместительству и зритель), за внимание к нему платит взаимностью. В том числе и тот, кто по знакомству с Горлановой и ее мужем Вячеславом Букуром угодил к ним в прототипы. Здесь даже в самом неблагоприятном для имиджа случае срабатывает «синдром Довлатова»: ну кто еще, кроме Горлановой, в Перми даст шанс прямого и ускоренного попадания в текст большой литературы, где Чехов, Бунин, Гумилев с Ахматовой, все герои и гении, а также великие композиторы, великие художники, их жены и модели?

Начиная с 1980-х годов через кухню горлановской прозы в литературные кущи начали — в чем были — один за другим влетать пермяки, в некоторой растерянности узнавая друг друга, пока почти «вся Пермь» (так называется книга Нины Горлановой) не скопилась, виртуальным образом, в ее коммуналке — где выяснилось, что все друг с другом накоротке и все друг друга любят.

«В юности, — призналась Нина Викторовна на вернисаже, — я была влюблена в Пикассо и мечтала выйти за него замуж. Мечтала заботиться о нем, гладить рубашки, готовить ему борщ. Мне казалось, что никто-никто в этом мире не сможет заботиться о нем лучше, чем я. Но потом я узнала, что он женился...».    

Когда в прозе стало слишком тесно, Горланова шагнула за порог — в живопись. Говорю об этом без иронии, хотя поначалу сама, как и многие, к сему факту творческой биографии Нины Викторовны отнеслась скептически. Поначалу казалось, что это ее увлечение — разновидность самотерапии («Муж говорит: Нина, не уходи в картины с головой! Если уйдешь с головой, как я тебя оттуда вытащу?!»), продукт которой может способствовать умножению хаоса, но не преодолению его. Со временем же стало понятно, что красочные цветы с глазами, рыбы, филины, петухи, ангелы, букеты, горбоносые Ахматовы, желтоволосые Цветаевы есть концептуальный инструмент — приобщения, узнавания, посвящения, если угодно. Средство создания и объединения творческого пространства. 

Нина Горланова человек щедрый, свои картины она принципиально не продает, она их дарит. Все, какие есть, раздаривает — друзьям, друзьям друзей, просто хорошим людям. Придя в незнакомое место, начинаешь признавать его, увидев картинку Горлановой, поскольку ее «сирень» или «петух» — знак того, что ты находишься в пространстве той самой «всей Перми». Так же как когда-то в прозе Горлановой жизнь запросто входила в литературу, в художнической ее практике происходит обратное: литература через картины проникает в жизнь — в быт, в кухни, квартиры, офисы. По сравнению с этой художественной миссией (в каждый пермский дом по картине!) меркнет  выработанный когда-то творческий план Дмитрия Александровича Пригова (24 тысячи стихов до конца века).

Век миновал, а «вся Пермь», похоже, остается все той же: влюбляется, учится чистописанию, искренне радуется стихам, цветам, петухам...  

Это надо было видеть, с каким увлечением гости «еще-не-юбилейной» выставки выбирали себе в подарок по картинке. Так и останется до закрытия — на каждой работе ярлычок с именем будущего владельца. Фотограф Сергей Копышко выбрал «Подсолнухи», режиссер Виктор Наймушин — автопортрет писательницы. Журналист Владимир Гладышев, краевед и архивист, получил в собственность семейный портрет «Горланова и Букур». Большой популярностью пользовались сюжеты «Корова», «Индюк», опять же «Букет цветов и летающая рыба».

Теплое настроение, объединившее частицу «всей Перми» открывшейся выставкой, не было разрушено и пронзительно ностальгической нотой подаренной зрителям кинокартины. Заявленным в программе вечера «любимым фильмом» оказался «Любовный фильм» Иштвана Сабо, снятый в 1970 году — то есть в то самое время, когда разворачиваются события знаменитой университетской повести Горлановой «Любовь в резиновых перчатках». Как говорит героиня в фильме, «мы с тобой будем счастливы и будем вместе — через 150 лет».

Пока же будем терпеливы. И, как в картинах Горлановой, пусть человек человеку будет ангелом.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться