АНТИМОНОПОЛЬЩИКАМ ДАЛИ «КНУТ» И «ПРЯНИК»
Новый закон «О конкуренции» предоставляет дополнительные возможности для защиты конкурентной среды и пресечения нарушений со стороны компаний-монополистов
На минувшей неделе в Перми встретились представители Федеральной антимонопольной службы (ФАС) России, а также ее территориальных управлений из Перми, Екатеринбурга, Самары, Уфы и других городов. «Федералы» прокомментировали изменения в законодательстве, которые ужесточат положение для крупных предприятий-монополистов. Пермские антимонопольщики, в свою очередь, рассказали о том, как они намерены в ближайшее время выстраивать отношения с властью и бизнесом для защиты принципов конкуренции в обществе.
Одной из главных тем семинара стало применение закона федерального закона №135 «О конкуренции», вступившего в силу 26 июля 2006 года.
Раньше в законе понятие «соглашение» приравнивалось к «согласованному действию». В результате возникали проблемы с доказательством наличия согласованных действий у предприятий. Антимонопольщики заявляли: имеется ценовой параллелизм, компании в один и тот же день повышают цены на 10%, все участники рынка — от потребителей до экспертов — знают, что это картель. На что суд возражал: мол, в законе написано, что это соглашение, поэтому принесите заверенный подписями и печатями договор между бизнесменами.
Алексей УЛЬЯНОВ, начальник управления ФАС по контролю и надзору в промышленности, строительстве, металлургии и рудно-сырьевом комплексе:
— Теперь в законе эти понятия разведены, им даны разные определения. Согласованные действия удовлетворяют двум условиям. Первое условие — какие-то действия на рынке, не обусловленные экономическими, технологическими и прочими факторами. Допустим, есть рост цен на сырье на 10%, тогда одна компания поднимает цену на 10%, другая — на 10,5%. Мы не скажем, что это согласованные действия. Второе условие — эти согласованные действия удовлетворяют интересам всех участников.
В то же время сырье растет в цене постоянно, и доказать, что цены производителей повысились по их договоренности, а не из-за роста цены на сырье, будет достаточно сложно. Поэтому, как бывший сотрудник управления аналитики, Алексей Ульянов больше надежд возлагает на поправки к Кодексу административных правонарушений (КоАП). По его словам, они могут быть приняты Госдумой во втором и третьем чтениях уже до конца года.
Алексей УЛЬЯНОВ:
— В проект закона о КоАП внесено сразу несколько новаций. Во-первых, по примеру Европы и Америки введены так называемые оборотные штрафы, то есть в процентах от годового оборота компании.
Сейчас кодексом установлен максимальный штраф в 500 тыс. руб., для монополиста — это смешная сумма. Вскоре же максимальный штраф за картельное соглашение может составить 4%, за доминирующее положение — 2% от годового оборота компании-нарушителя. Это уже серьезные суммы, исчисляемые для крупнейших участников отечественной индустрии сотнями миллионов долларов.
Еще одна новация — полное освобождение от штрафа участника картеля, который пришел, так сказать, «с повинной».
Если сегодня примерно 1,5 тыс. монополистов ежегодно наказываются за злоупотребление доминирующим положением, то картелей по всей стране раскрывается всего несколько десятков. И если сегодня какой-то участник хочет прийти и рассказать, что он «больше так не будет», закон обязывает нас его оштрафовать. А вскоре у него появится определенный смысл в «раскаянии»: его «подельники» получат штраф в размере 4% от оборота, а он будет полностью освобожден от наказания.
По словам Ульянова, европейцы и американцы поняли, что картель можно раскрывать или двумя этими способами, или же благодаря установке подслушивающих устройств в штаб-квартирах предприятий. Но на это Россия не только в ближайшие годы, но и десятилетия, видимо, не пойдет, считает антимонопольщик.
Третья новация, планирующаяся для внесения в КоАП, — штраф непосредственно за нарушения. Сейчас антимонопольщики могут оштрафовать не за нарушение, а лишь за неисполнение предписания, выписанного за нарушения. По словам Ульянова, изменения в кодексе предполагают, что монополистов-нарушителей будут «штрафовать сразу, штрафовать много, с тем лишь освобождением, что дает вторая новация».
Помимо знакомства с законодательными изменениями, антимонопольщики обменялись опытом разных регионов по защите конкуренции, ограничению монополистической деятельности на рынках и контролю за решениями органов власти.
Руководитель Пермского управления ФАС Светлана Левченко также поделилась планами ведомства в свете нынешней антимонопольной законодательной базы.
Светлана ЛЕВЧЕНКО, руководитель Пермского управления Федеральной антимонопольной службы РФ:
— Отличительные черты российского антимонопольного законодательства — это ведение реестра предприятий с долей рынка свыше 35%, распространение антимонопольных требований абсолютно на все виды торгов, а также почти равноценные возможности ФАС России и его территориальных управлений. Особенно это касается мер профилактического характера. Поэтому основной задачей на 2007 видится адвокатирование конкуренции.
В то же время, по мнению Левченко, при новой системе функций и полномочий антимонопольных органов они превращаются в исключительно контролирующий орган. Хотя анализ текущей ситуации становился дополнительной нагрузкой, при новом законе этого будет не хватать, сожалеет Левченко.
С ее мнением по поводу «исчезновения» аналитики не согласился Алексей Ульянов. «Полномочия эти не исчезли, они просто перераспределены. Запрос от Правительства РФ на анализ рынка есть. Обращаются к нам и сами участники индустрии, например, от металлургов», — отметил он.
Также Светлана Левченко высказала надежду на встречу с губернатором Пермского края Олегом Чиркуновым: «Всегда около 60% актов сначала направлялись в наше управление. Думаю, эту практику стоит продолжить, потому что она помогает избегать многих дел впоследствии».
Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.