Владимир ВЕРХОЛАНЦЕВ:
УСЛУГИ СБЕРБАНКА ДОСТУПНЫ И УДОБНЫ
Председатель правления Западно-Уральского банка Сбербанка России подвел в связи с юбилеем некоторые итоги его деятельности и рассказал о перспективах
Владимир Верхоланцев
Администратор
newsko.ru
— Владимир Афонасьевич, до недавнего времени Сбербанк России занимал достаточно консервативную позицию на рынке. Но в этом году он предложил новую линейку вкладов и кредитов, которые совершенно по-иному заставляют оценивать Сбербанк. Банк и дальше намерен придерживаться столь активной позиции?
— Консерватизм, с точки зрения взвешенных подходов при принятии решений, должен присутствовать в любом кредитном учреждении. В то же время банк, в котором сосредоточены основные сбережения населения страны и проходят более 60% потоков расчетов юридических лиц, не может не думать об ответственности за осуществляемый бизнес и не заниматься собственным развитием.
На сегодняшний день Западно-Уральский банк Сбербанка России, несмотря на то что является первой и старейшей кредитной организацией Государства Российского, развивает стратегию высокотехнологичного банка и новатора регионального банковского рынка в апробации новых подходов и новых технологий работы с клиентами. А стратегию банка на розничном рынке в 2006 году я бы охарактеризовал как политику укрепления лидерских позиций.
Юбилейный для Сбербанка России 2006-й год стал годом новых предложений для клиентов. Была предложена совершенно новая линейка по вкладам для физических лиц. То же самое — и в отношении кредитов. Сегодня Западно-Уральский банк Сбербанка России предлагает полтора десятка различных кредитных продуктов, фактически этого нет ни у одного из коммерческих банков, работающих на рынке.
— Какие результаты принесло предложение для населения новых вкладов?
— В основе новой линейки вкладов Сбербанка России лежат всего три вкладных продукта, отличающиеся условиями хранения средств, — «Депозит Сбербанка России», «Пополняемый депозит Сбербанка России», «Особый депозит Сбербанка России».
В 2006 году Западно-Уральский банк Сбербанка России обеспечил более высокие темпы роста остатка вкладов по сравнению с аналогичным периодом прошлого года: за девять месяцев банк привлек средств физических лиц на сумму 10,1 млрд руб., из них
6 млрд руб. — в Пермском крае.
Итоги девяти месяцев показали, что клиенты оценили все продукты новой линейки по вкладам и делают свой выбор с учетом индивидуальных потребностей. Например, экономически активные граждане по достоинству оценили и выбирают вклад «Особый» с возможностями пополнения и расходования средств. Как результат, Сбербанк России остается лидером в рознице, доля Западно-Уральского банка на рынке вкладов составляет 67,6%, в Пермском крае — 72,4%.
— В последние годы невиданными темпами растут объемы кредитования. Какие показатели демонстрирует на этом рынке Сбербанк России?
— Сбербанк России, безусловно, идет в ногу со временем, и мы ведем себя в сегменте кредитования очень активно. Кредитованию населения уделяется большое внимание, потому что мы видим свою задачу, в том числе, и в формировании и развитии инвестиционной активности населения.
В августе этого года Сбербанк России произвел снижение процентных ставок по всем видам кредитных продуктов. По некоторым видам ставки снизились на 4-5%.
Сегодня мы обоснованно можем сказать, что развитие операций кредитования населения — одна из стратегически важных задач Западно-Уральского банка Сбербанка России. По итогам девяти месяцев 2006 года среди имеющихся активов банка кредитный портфель физических лиц имеет наибольший темп роста — 136%, увеличившись с 24,1 млрд руб. на 1 января 2006 года до 32,7 млрд руб. на 1 октября 2006 года. С начала 2006 года банк выдал 172 тыс. кредитов населению на сумму 19,6 млрд руб. (по Пермскому краю — 83 тыс. кредитов на сумму более 10 млрд руб.). Деятельность банка охватывает более половины рынка потребительского кредитования. Каждый четвертый работающий житель Западного Урала кредитуется в Сбербанке России.
Сегодня очевидно, что крайне востребованы кредиты, связанные с приобретением жилья.
Мы стремимся быть гибкими и реагировать на требования рынка, и поэтому именно жилищное, в том числе и ипотечное, кредитование является сегодня одним из важнейших направлений деятельности. В 2006 году процентные ставки по этому виду кредитования снижались дважды — в феврале и в августе.
По официальной статистике, Западно-Уральским банком Сбербанка России жителям региона выдано более 27 тыс. жилищных и ипотечных кредитов на сумму 7,5 млрд руб. В 2006 году ссудная задолженность по кредитам на приобретение и строительство жилья банка увеличилась в 1,7 раза (с 4396 до 7467 млн руб.).
— В 2004 году в Сбербанке России появился специальный кредит «Молодая семья». Насколько востребован он среди клиентов?
— Кредит «Молодая семья» Сбербанка России, появившийся в 2004 году, продолжает интенсивно развиваться. В течение девяти месяцев текущего года при помощи Сбербанка России свои жилищные условия на территории Западно-Уральского региона улучшили 1716 молодых семей, воспользовавшись общей суммой кредитов на 600 млн руб.
В октябре 2006 года Западно-Уральский банк Сбербанка России подписал важное для банка и региона в целом соглашение о сотрудничестве с комитетом по молодежной политике администрации Пермской области, предусматривающее участие банка в реализации федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы. Программа предусматривает предоставление молодым семьям субсидии из бюджетных средств в размере 35-40% от стоимости приобретаемого жилья и возможное предоставление банком кредитов на оплату оставшейся стоимости жилой недвижимости. Убежден, что эта работа продолжится и впредь.
— Еще одним сегментом рынка, переживающим бурный рост, стало автокредитование. Какие конкурентные преимущества есть здесь у Сбербанка России?
— Программа автокредитования населения — это одно из новых предложений Сбербанка России, сделанных в 2006 году. Считаю, что у нас действительно есть ряд конкурентных преимуществ.
Во-первых, это, конечно, конкурентоспособный уровень процентных ставок и отсутствие скрытых комиссий. Кроме того, нет никаких сложностей с оформлением кредитов — необходимо предоставить минимальный пакет документов, и сделать это можно в любом офисе банка, расположенном на территории Пермского края. Привлекает заемщиков и большой выбор страховых компаний (их полтора десятка), являющихся партнерами банка. И наконец, привлекателен тот факт, что существует возможность досрочного погашения кредита на любом этапе кредитования.
Кстати, хочется особо отметить, что Сбербанк России ставит задачу обеспечить доступность услуги и удобство при ее использовании. Для реализации этой цели в течение 2006 года банк предоставил услуги кредитования населения в новых 28-ми филиалах, теперь кредиты населению на всей территории Западного Урала (и в крупных городах, и в небольших поселках) предоставляют 211 офисов (41 отделение и 170 дополнительных офисов). В числе новых офисов — специализированные центры «Кредитный дом» в Березниках, «Центр ипотечного кредитования» в Перми. В этих и других офисах банка мы готовы оказать клиентам квалифицированную помощь по любым вопросам, касающимся кредитования, в том числе в вечернее и субботнее время. Эти и другие мероприятия позволили банку значительно сократить сроки рассмотрения кредитных заявок клиентов.
В текущем году значительно расширена сеть банкоматов и устройств самообслуживания, принимающих платежи по кредитам населения. Для удобства клиентов организован прием платежей по кредитам в любом филиале банка на всей территории Прикамья, вне зависимости от того, где оформлялся кредитный договор.
— Вы говорили, что деятельность банка охватывает более половины рынка потребительского кредитования. В этой ситуации насколько конкурентным можно назвать рынок ритейла в целом?
— На рынке ритейла, обслуживания частных клиентов, безусловно, конкуренция есть. И она не дает застаиваться, а заставляет двигаться вперед, и с точки зрения предложения банковских продуктов, и с точки зрения развития филиальной сети.
Чтобы быть лидером, надо успевать за рынком и даже опережать его. Именно это является нашей задачей. Чтобы ее решить, на мой взгляд, необходимо уделять внимание трем основным направлениям в работе. Первое — это кадровый вопрос. Второе — применение современных информационных технологий. Третье — развитие материально-технической базы.
— То есть развитие информационных технологий — один из приоритетов?
— Безусловно. Мы этому вопросу уделяем очень серьезное внимание. Если вспомнить 1990-е годы и сравнить с сегодняшним днем, то пройденный путь выглядит более чем серьезно. Представьте, сейчас 90-95% платежей проходят у нас в реальном времени. Сейчас сложно представить, что в 1991 году в банке не было ни одного персонального компьютера, бухгалтерский баланс считался на стрекочущих «Роботронах».
Сегодня наш банк является, пожалуй, самым современным с точки зрения внедренных информационных технологий, кредитным учреждением среди всей системы Сбербанка России. В Западно-Уральском банке введена в эксплуатацию новая, эталонная для всего Сбербанка России версия банковского
информационного комплекса Integrated Banking System Object. Она создала принципиально новую технологическую платформу работы банка. В частности, она обеспечила интегрированный доступ всех подразделений банка (в том числе географически отдаленных) к данным, хранящимся на серверах головного офиса. Обновленная версия расчетной системы поддерживает большое число банковских продуктов, позволяет накапливать и систематизировать данные для последующего анализа и, что самое главное, значительно ускоряет расчеты, тем самым улучшая качество обслуживания клиентов.
— Через Сбербанк России проходит огромное число платежей населения. За счет чего удается достигать быстрого и качественного обслуживания?
— Действительно, прием Сбербанком платежей населения в пользу учреждений и организаций по-прежнему остается одной из наиболее объемных услуг. Выйти на новый качественный уровень очень существенно помогло введение в 2002 году технологии безбумажного документооборота, приема платежей с обработкой в биллинговом центре. Это позволило Западно-Уральскому банку Сбербанка России соответствовать западным стандартам обслуживания. Сейчас уверенно можно говорить о том, что эта новая банковская технология себя успешно зарекомендовала.
Биллинговый центр Территориально-расчетного центра Западно-Уральского банка Сбербанка России объединил в себе расчетные функции по Перми, а также методологические и бизнес-функции по всему Западно-Уральскому банку.
Сегодня в Перми функционирует 67 учреждений банка. Каждое из них подключено в режиме онлайн к серверу биллингового центра. Помимо этого, непосредственно к серверу биллингового центра подключено 100 подразделений в 16-ти отделениях Пермского края. По аналогичной технологии, с использованием ресурсов региональных биллинговых центров, работают отделения банка, расположенные на территории Удмуртской Республики и Республики Коми.
Чтобы проиллюстрировать загрузку центра, приведу один пример — в месяц количество платежей, принимаемых биллинговым центром, составляет около 800 тыс. в месяц (до запуска новой технологии — 520 тыс. платежей в месяц).
— Есть ли планы по развитию этой технологии?
— В ближайших планах — смена технологической платформы. Это обеспечит механизм обработки и перечисления как наличных, так и безналичных платежей населения в едином финансово-информационном потоке. Кроме того, будет создан объединенный биллинговый центр в Пермском крае и Удмуртской Республике (а в дальнейшем и всего Западно-Уральского банка Сбербанка России), что, в частности, предоставит возможность крупным поставщикам услуг отказаться от функций приема платежей по области. Эти функции, в том числе с возможностью передачи информации в режиме он-лайн, возьмет на себя банк. И это далеко не все. Уже сегодня можно говорить, что Западно-Уральский банк Сбербанка России организовал комплексную систему приема-перечисления платежей населения и выполнения бизнес-функций в едином централизованном подразделении. Такой подход позволил значительно укрепить позиции банка в области расчетного обслуживания населения.
Хочу выделить еще одну технологию, внедренную в Западно-Уральском банке Сбербанка России. Это централизованная автоматизированная система обслуживания физических лиц, разработанная фирмой «Технос-К» (Москва). Система создала возможность оказывать розничные банковские услуги физическим лицам в централизованном режиме работы.
Для внедрения этой технологии мы пошли на дополнительные расходы — на прокладку современных цифровых каналов связи на основе оптико-волоконных систем, на закупку компьютерной техники. Но они оправдали себя, и сегодня создано единое информационное пространство банка, банковские операции совершаются в режиме реального времени. Например, при списковых зачислениях (таких как заработная плата сотрудникам предприятия) список из 50 тыс. записей обрабатывается восемь минут, капитализация 500 тыс. счетов проходит за 14 минут.
Внедрение системы также позволяет Западно-Уральскому банку Сбербанка России решать одну из самых серьезных на сегодня проблем — очереди в филиалах. Теперь, если в одном филиале большая очередь, совсем необязательно ждать, когда освободится нужный операционист. Чтобы снять деньги или пополнить счет, можно отправиться в ближайший филиал.
— Какими вы видите перспективы Западно-Уральского банка Сбербанка России, какие направления деятельности получат наибольшее развитие?
— Безусловно, 165 лет со дня основания банка — дата очень серьезная. Сбербанк России действительно обладает самой длинной историей как финансовый институт России, он имеет громаднейший опыт деятельности, будь то работа с населением или с промышленными предприятиями. Безусловно, в ближайшие годы будут меняться технологии, придут новые люди, наверняка появятся новые банковские продукты, банк будет развиваться вместе с рынком и, уверен, даже опережая его.
Новая концепция, которая сейчас разрабатывается в Сбербанке России, на последующие пять лет уже четко определила, что его будущее связано с развитием в качестве универсального коммерческого банка, оказывающего весь спектр банковских услуг, для всех слоев населения, для всех направлений материальной деятельности. Поэтому мы в свое будущее и перспективу смотрим с уверенностью.
Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.