Международная известность ИТК «Пермь-36»
Впервые о тяжелом положении советских политзаключенных в тюрьме ВС-389, блок 36-1 сообщила газета New York Times. В апреле 1987 года появился первый материал, который назывался «Забытые заключенные». В статье говорилось, что эта тюрьма разрушает и ментально и физически. В декабре 1987 года вышел новый материал «Внутри советской тюрьмы» — вновь о политзаключенных тюрьмы-36, расположенной в Пермской области. В январе 1988 года — «Больше гласности советским тюрьмам», опять о судьбе заключеных в Чусовском районе. Все материалы были, по сути, об одном: несмотря на гласность, Горбачева и перестройку, в Перми-36 продолжают сидеть люди за антисоветскую агитацию.
Режим дрогнул и в том же 1988 году Пермь-36, как неофициально называлась исправительно-трудовая колония в посёлке Кучино Чусовского райна Пермской области, была закрыта.
ИТК-36 начиналась как банальное место исполнения наказаний, но в 1972 году она стала специализироваться на осуждённых сотрудниках советских правоохранительных органов. Территорию обнесли дополнительными заборами. Теперь она смогла принимать и осужденных за особо опасные государственные преступления, к которым относилась и антисоветская агитация.
Так здесь оказались Владимир Буковский (1952), один из основателей диссидентского движения, Сергей Ковалев (1930), диссидент, Натан Щаранский ( 1948) и др.
В 1992 году у группы энтузиастов появилась идея создать на этом месте музей. Идея была осуществлена в 1996 году, а в 2004 году Фонд мировых памятников включил Пермь-36 в список ста особо охраняемых памятников мировой культуры — этот музей политических репрессий являлся единственным в стране.
В 2014 году энтузиасты, создавшие музей и сформировавшие турпоток, были с большим скандалом уволены — мысли снова стали преступлением.
Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.