Юля Баталина

Юлия Баталина

редактор отдела культуры ИД «Компаньон»

«Войну и мир» не читал...

Профессор Галина Ребель представила монографию «Прочтение: Силовые линии русской литературы XIX века»

Поделиться

Книга хоть и предназначена для преподавателей литературы, но написана, судя по всему, весьма увлекательно, так что интерес представляет не только для специалистов. Впрочем, несколько десятков слушателей, которые пришли на презентацию издания в библиотеку им. Пушкина, в большинстве своём хотели не столько приобрести книгу, сколько послушать автора — блестящего рассказчика и полемиста. 

Галина Ребель

  Константин Долгановский

Профессор Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета Галина Ребель многим интересуется: она пишет не только о предмете своих научных исследований — русской литературе, но и о театре и музыке, при этом отличается чрезвычайной самостоятельностью суждений и готовностью яростно их защищать, оправдывая свою фамилию: Rebel по-английски — «бунтарь».

Словом, публика ждала открытий о том, как же, собственно, нынче надо воспринимать и преподавать классическую литературу.

По словам Галины Ребель, русская литературная классика до сих пор изучена и понята недостаточно, но, вместо того чтобы усиливать её присутствие в школьной программе, то и дело появляются инициативы по её сокращению. Так, не далее как 30 сентября президент Российской академии образования и заместитель председателя Общества русской словесности Людмила Вербицкая выступила за исключение из школьной программы романа Льва Толстого «Война и мир» и некоторых романов Фёдора Достоевского. Вместе с тем, считает Вербицкая, в школьную программу можно было бы включить Библию.

Галину Ребель взволновало не столько это суждение (которое, к тому же было тут же официально опровергнуто Российской академией образования), сколько комментарии, высказанные в ходе дискуссии: «Ну и ладно! Кому нужно это старьё? Есть современные русские авторы с более правильным и доступным мировоззрением».

Беседа Галины Ребель с гостями Дома Смышляева, построенная как полемика с вышеприведённой точкой зрения, вертелась вокруг «Войны и мира». Рассказчица призналась, что по собственному опыту знает: школьники действительно не могут в полной мере осилить и осознать эти четыре толстовских тома. Даже те, кто нацелен на продолжение образования в гуманитарной сфере, не читают, а те редкие персоны, что читают — не понимают. «Это огромная книга — по смыслам, значению, глубине и сложности», — объясняет ситуацию Галина Ребель.

Но значит ли это, что «Войну и мир» действительно надо из школьной программы изымать? По мнению преподавателя, вовсе нет. «Для чего преподавать литературу в школе? — задаётся риторическим вопросом Галина Ребель. — Если для подготовки к ЕГЭ, то этот роман не нужен. Но образование — это нечто другое. Это путь, перспектива, и если мы хотим показать вектор пути, обозначить для молодого человека огромность и сложность этого мира, открыть дверь в жизнь и направить, то эта книга абсолютно необходима».

В советской школе таких проблем с большими литературными произведениями не было — их успевали не только «пройти», но и прочитать. Но время было другое! На литературу в школьной программе отводилось больше часов, не было отвлекающих моментов в виде интернета и мобильных телефонов.

В современной жизни многое усложнилось, но кое-что осталось неизменным: нельзя прожить жизнь за своего или чужого ребёнка. Нельзя за него прочитать и усвоить книгу, нельзя за него получить образование. Поэтому надо искать новые подходы к старым книгам.

Впрочем, со Львом Толстым просто никогда не было, сложности начались задолго до современности. В своей лекции Галина Ребель проиллюстрировала это примерами из 1908 года. Писателю исполнилось 80 лет, и властям надо было как-то реагировать — он же, как-никак, мировая величина! Но в то же время — еретик, преданный анафеме. Как быть? Автор книги «Прочтение…» процитировала вырезки из газет того времени: например, в Конотопе городская дума выступила с инициативой широкого празднования юбилея писателя, и в то же самое время трое жителей этого города были посажены в тюрьму за распространение книг Толстого.

По мнению исследователя, вряд ли кто-то сможет постичь все смыслы «Войны и мира» после первого прочтения: это книга, которую надо перечитывать и понимать заново по мере личного взросления. Главная методическая рекомендация Галины Ребель для родителей и учителей — читать роман вместе с детьми. Сама она ежегодно перечитывает его со своими студентами от начала до конца и признаётся, что каждый раз — как впервые.

Проблемы, оказывается, возникают не только с Толстым и его «Войной и миром», но и с другими писателями-классиками. Так, известный публицист, писатель и блестящий преподаватель литературы Дмитрий Быков как-то в запале полемики заявил, что детям нельзя читать роман Гончарова «Обломов», потому что литературный пример обладает действенностью и после знакомства с «ленивым» Ильёй Ильичом дети могут активному действию предпочесть лежание на диване. Впрочем, Быков с тех пор уже сменил точку зрения: он не просто преподаёт своим ученикам «Обломова», но и подогревает их интерес к нему модно звучащим определением «психоделический роман».

Известный модернизатор, культуролог и социолог Игорь Яковенко в 2012 году опубликовал в «Новой газете» большую статью под классическим названием «Что делать?». Суть её сводилась к тому, что Россия не справляется с глобальным кризисом, не успевает за масштабами мировых преобразований. По мнению мыслителя, России необходимо срочно видоизменять «культурную матрицу», а для этого радикально пересмотреть программу чтения. Русская классика с её тургеневскими девушками и лишними людьми держит русского человека в тисках архаики.

Что ж, для 2012 года это звучит очень оптимистично. Прошедшие четыре года доказали, что Россия пошла по другому пути — укрепления той самой архаики, придания ей оборонительных функций, военизации этого тренда. Впрочем, в лекции Галины Ребель речь об этом не шла.

В книге «Прочтение…» есть отдельная глава, посвящённая роману «Обломов», который, по мнению автора, является «зеркалом, которое нам льстит», ибо его герой бесконечно обаятелен и нравственен. «Обломов» — это, по словам Ребель, роман о смысле жизни и об одиночестве, к тому же очень актуальный, с выходом в современность и в недавнее прошлое, когда «штольцы» нового времени пытались силой, рывком поднять Россию с «дивана». Нельзя человека спасти силой, нельзя его переделать, полагает Иван Гончаров, и Галина Ребель считает эту мысль глубокой и важной, в том числе для наших дней.

Возвращаясь к нашумевшему высказыванию Людмилы Вербицкой, пермский филолог поговорила со своими слушателями и о возможном месте Библии в школьной программе. Действительно, современных российских студентов часто можно упрекнуть в незнании этого основополагающего текста, без которого, как принято считать, невозможно понять того же Достоевского. Однако если считать, что Толстой для школьников слишком сложен, то что же сказать о Библии — куда более сложной, архаичной, а временами просто туманной и допускающей разные толкования? К тому же у Вербицкой речь идёт не просто о чтении и изучении древнейшей и популярнейшей из книг — речь идёт о православном тренде в светском образовании.

Завершая свою лекцию, Галина Ребель процитировала одного из школьников — учеников Дмитрия Быкова: «Русская литература — айфон среди кнопочных телефонов. У неё очень много функций».

Последовали вопросы слушателей, и один из первых: «Не кажется ли вам, что «Война и мир» — слишком сложный роман для школьников? Не лучше ли заменить его «Анной Карениной»?»

Как говорится, нарочно не придумаешь…

Впрочем, это было ещё не завершение вечера. В зале обнаружились поклонники Галины Михайловны — певцы Пермской оперы Наталья Кириллова и Эдуард Морозов, которые устроили в её честь мини-концерт русского романса.


Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться