Юля Баталина

Юлия Баталина

редактор отдела культуры ИД «Компаньон»

В заботе об «особом посетителе»

Третий Пермский музейный форум прошёл в необычном формате

Поделиться

Два года подряд форум музеев Пермского края был одним из главных культурных событий осени. В 2014 году руководство Пермского краеведческого музея посетила светлая идея собрать на одной площадке все музеи региона, как государственные, так и частные. Форум, который можно назвать «выставкой выставок», с огромным успехом прошёл на площадке выставочного центра «Пермская ярмарка». Через год триумф повторился, и организаторы мероприятия с воодушевлением начали готовить следующий форум.

Музейный форум

  Константин Долгановский

Тогда-то и возникла идея «Пермского алфавита»: сделать выставку артефактов из коллекций разных музеев в алфавитном порядке так, чтобы она отражала основные культурные, исторические и природные феномены Пермского края. Однако пришла новость о продаже здания «Пермской ярмарки», и с площадкой для проведения форума возникли проблемы.

Команда во главе с директором крае­ведческого музея Ольгой Юдиной решила от своих идей не отказываться, но формат мероприятия скорректировать. Музейный форум перестал быть «выставкой выставок», он распространился на несколько площадок и стал более протяжённым по времени. Один из главных идеологов события, руководитель отдела природы Пермского крае­ведческого музея Юлия Глазырина говорит, что даже рада новым обстоятельствам проведения форума: ей всегда хотелось сместить акценты с выставочной программы на деловую. Так и получилось: именно деловая программа стала ударным пунктом Третьего Пермского музейного форума.

С 28 сентября по 1 октября в крае­вой библиотеке им. Горького более 200 профессионалов музейного дела, представляющие 45 музеев из семи регионов России и Беларуси, в том числе из 30 музеев Пермского края, обсуждали проблемы взаимодействия музея и зрителей.

В музейной практике много актуальных аспектов: это хранение и экспонирование коллекций, выставочная и экспедиционная деятельность и многое другое, однако работа с аудиторией сегодня является одной из самых остро дискуссионных проблем. Активно обсуждаются новые тренды — открытость, диалоговый режим работы. Музеи всё больше раскрываются навстречу людям — в моду входят открытые фондохранилища и множество специальных событий, о возможности которых лет десять назад музейщики даже не рисковали думать.

Все дни работы форума проходил телемост с Национальным историческим музеем Республики Беларусь. Несмотря на разницу во времени, коллеги с самого утра присоединялись к дискуссиям и лекции.

То, что столь представительное собрание музейщиков состоялось именно на Пермской земле, не случайно: ведь пермские музеи во многом задают стандарты профессиональной коммуникации. Музеи Перми — безусловные лидеры в Приволжском федеральном округе и по числу побед в самых престижных музейных конкурсах благотворительного фонда В. Потанина, и по числу лучших реализованных проектов. На музейной карте России пермяки тоже заметны — иногда скандалами и затянувшимися переездами, но чаще — благодаря передовому опыту, который развивают молодые музейные команды. Пермские музейщики шутят, что если уж они не раз обгоняли ведущие российские музеи — такие как Дарвиновский музей и ГМИИ им. Пушкина, — то, дай им только волю, превратили бы весь город в музей.

И ведь превращают. С конца 2015 года открыт Детский музейный центр — совсем небольшое выставочное пространство, которое тем не менее настолько созвучно с детским масштабом восприятия, что детям кажется настоящим дворцом игр и новых знаний.

Мечтает о новом помещении для своей обширной и продолжающей расти коллекции и Музей пермских древностей. Программа-максимум — создание полноценного музея пермского периода.

Пермские музейщики известны и умением создавать интересную и напряжённую среду, состояние мозгового штурма, необходимое для результативного делового события. Музейный форум проходит не только для того, чтобы профессионалы встретились и поговорили о наболевшем, но и для того, чтобы они сделали важные практические выводы, полезные для дальнейшей работы.

Отдельное направление деловой программы форума было посвящено «особому зрителю» — детям, и в этом контексте — взаимодействию музеев и системы образования. Пермским музеям есть что предъявить по этому поводу: достаточно вспомнить музейную игру-путешествие «На старт, внимание… В музей!», которая началась как раз в дни работы форума. Согласно правилам игры, с 1 октября по 6 ноября в музеях — участниках проекта вход для детей бесплатный, бесплатно выдаётся и путеводитель по музейным маршрутам. Маршрутов три: для дошкольников, для детей 8—12 лет и для подростков от 13 и старше. За посещение каждого музея на маршруте участник получает штамп в путеводителе, а за прохождение всего маршрута — приз.

Игра проходит не в первый раз, и тема этого года — «Среда обитания». Количество музеев-участников год от года растёт, в этом году впервые подключились музеи Пермского университета. Многие специально ради «На старт, внимание… В музей!» открывают детские выставки. Так, нынче в Детском музейном центре на ул. Пермской открылась зоологическая выставка «Соседи в городе», а в Музее пермских древностей для посетителей 8—12 лет — выставка, построенная на популярной игре «Майнкрафт», благодаря которой ребята могут познакомиться с полезными ископаемыми и другими природными материалами.

С оригинальными находками, посвящёнными детской аудитории, познакомил гостей форума и Музей современного искусства PERMM. Анастасия Серебренникова, заместитель руководителя отдела по научным исследованиям и музейной педагогике этого музея выступила с презентацией интерактивного издания «Книга, которую ты назовёшь сам». Издание представляет собой мини-каталог музейной коллекции в формате скетч-бука — творческой тетради, знакомящей ребёнка с необычными произведениями искусства современных художников.

Эти и другие пермские ноу-хау получили высокую оценку приезжих специалистов.

Так как тема форума — музейная педагогика и современные модели коммуникации, в деловой программе были предусмотрены междисциплинарные форматы, например круглый стол «Музей и школа: что мы хотим друг от друга?». К участию были приглашены представители сферы образования, в числе которых — заместитель директора школы дизайна «Точка» Марина Плетнёва, начальник отдела дополнительного образования Министерства образования Пермского края Дмитрий Жадаев, заведующая музеем фармацевтической академии Марина Гурьянова, начальник отдела дополнительного образования администрации Перми Надежда Малышева; и музейное сообщество — руководители образовательных направлений краеведческого музея, художественной галереи и музея PERMM.

Очень быстро стало очевидно, что эти два мира — школы и музея — говорят об одном и том же на разных языках. Открыто сказать об этом решилась директор Пермской художественной галереи Юлия Тавризян. Оказалось, что нужно «сбить траектории» и сделать так, чтобы эти «параллельные вселенные» — музей и школа — пересеклись в одной точке. Начальник отдела дополнительного образования краевого минобра Дмитрий Жадаев пообещал, что это случится: при Министерстве образования Пермского края будет создана рабочая группа, которая займётся настройкой коммуникации и отработкой технических сторон того, как вывезти детей в музеи, чтобы соблюсти все правила ГИБДД и здравого смысла.

Доклады, мозговые штурмы, круглые столы, а также такой необычный формат делового мероприятия, как открытое интервью, — программа событий в «Горьковке» была очень насыщенной. Взаимодействие музея и учреждений образования — не такая простая тема, считает Дарья Агапова, эксперт Центра развития музейного дела, журналист, редактор, куратор ежегодного фестиваля «Детские дни в Петербурге» и проходящего в его рамках Всероссийского профессионального форума.

Дарья Агапова, приглашённый эксперт деловой программы Третьего Пермского музейного форума:

— В международной практике сотрудничество между музеем и системой образования осуществляется через специальных посредников, своего рода «переводчиков», ведь эти институции говорят на разных «языках». Такой перевод — гигантская работа! В Германии существуют специальные музейно-педагогические центры. В Москве эту функцию выполняет Московский центр музейного развития. В нём работает всего несколько человек, но они делают невероятную работу. В Перми эти функции, возможно, возьмёт на себя Детский музейный центр. Мы в Санкт-Петербурге создаём для этих целей специальные межмузейные программы.

Московский центр музейного развития на пермском форуме представляла его ведущий аналитик, главный редактор журнала «Музей» Елена Медведева. Она провела лекцию-презентацию «Музейная педагогика в России — как разорвать замкнутый круг традиций?». По мнению эксперта, музейная педагогика, которая лет 15 назад бурно развивалась, в настоящее время зашла в тупик, и это произошло по целому ряду причин — как субъективного, так и объективного характера.

События деловой программы форума посвящались не только детским мероприятиям музеев. Речь шла о работе с самой разной аудиторией, с разными категориями посетителей. Так, Светлана Лучникова, ведущий специалист отдела по научным исследованиям и музейной педагогике Музея современного искусства PERMM, поделилась опытом работы с аудиторией «55+» путём вовлечения её в современные художественные и городские практики, а также представила образовательно-творческий проект «Музей без возраста», который стартовал 21 сентября.

Анна Суворова, кандидат искусствоведения, доцент кафедры культурологии и философии Пермского государственного института культуры, ведущий научный сотрудник Музея современного искусства PERMM, провела мастер-класс «Современная графика по Брайлю», направленный на работу со слабовидящей и незрячей аудиторией. Итогом проекта станет одноимённая выставка тактильных моделей графических работ из коллекции музея PERMM, открытие которой состоится 15 октября.

Несмотря на «деловой уклон» форума, выставочная программа тоже удалась: в неё вошли шесть выставок в разных музеях Перми. Так, 20 октября состоится открытие выставки «Трогонтериевый слон» в Музее пермских древностей, которая познакомит посетителей с важными находками, сделанными палеонтологическими экспедициями музея в последние два года. По словам Юлии Глазыриной, в современной российской практике не существует выставок, рассказывающих о процессе раскопок и реставрации. Теперь прецедент создан, и посетители музея будут вспоминать эту выставку через несколько лет, когда в результате показанного на ней процесса в Перми появится ещё один мамонт.

В Доме Мешкова 1 ноября откроется выставка «Поход к мечте», посвящённая Году кино, а в Доме-музее Николая Славянова 15 октября обновится экспозиция.

Что же касается идеи «Пермского алфавита», с которой начиналась подготовка к форуму, то она никуда не ушла. Более того: идея воплотилась в грандиозную уличную экспозицию на эспланаде. Пермь получила новый яркий арт-объект, пусть и временный — экспозиция работает до конца ноября. Художник Артём Кутергин создал рисунки, посвящённые пермским феноменам, которые креативная команда снабдила очень интересными и, надо добавить, очень грамотными текстами. Каждый «экспонат» сопровождается ссылками на музеи, в которых представлен данный феномен, так что получается своего рода гипертекст.

Примечательная деталь: букв в алфавите, как положено, 33: нашлись феномены и для Ё, и для Ь и Ъ. И это очень правильный, по-музейному дотошный и системный подход!

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться