Пермская краевая филармония торжественно открыла 81-й сезон
С опорой на русскую классику
Стало уже традицией, что сезон открывается симфоническим концертом в Большом зале, и на сей раз подгадали церемонию к приезду Государственной академической симфонической капеллы России под руководством народного артиста России Валерия Полянского. Огромный коллектив посетил Пермь в рамках российского тура и прибыл сразу после выступления на IV Симфоническом форуме в Екатеринбурге, где играл ту же программу.
Концертный сезон, следующий за юбилейным, по определению проблемный: привлечь столько же средств и знаменитостей, как под знаком юбилея, не удастся, надо искать другие «фишки». По словам директора филармонии Галины Кокоулиной, упор будет сделан на творчество пермских коллективов.
Премьерные программы готовят Уральский камерный хор, который вскоре предъявит «Византийскую литургию», посвящённую 1000-летию монашества на горе Афон; вокальный «Хорус-квартет», который выступит с «Песнями народов мира» уже 21 октября; квартет «Каравай», который в августе отлично выступил на Неделе Beatles в Ливерпуле; и Оркестр русских народных инструментов.
Среди главных событий предстоящего сезона — XI Международный фестиваль органной музыки, многие участники которого впервые будут играть на пермском органе. Орган впервые прозвучит с ансамблем волынщиков City Pipes и с цимбалами, кроме того, будут дуэты органа с виолончелью, с арфой, с контрабасом и с хором. Фестиваль откроется уже 3 ноября.
III Международный Рождественский фестиваль пройдёт с 25 декабря 2016 года по 16 января 2017-го. В его концертах примут участие ансамбль средневековой музыки на исторических инструментах Flos Florum (Екатеринбург), ансамбль ударных инструментов MarimbaMix, органист Павао Машич (Загреб, Хорватия), лауреат первой премии Международного конкурса им. Чайковского меццо-сопрано Юлия Маточкина, уже знакомый пермякам французский органист Тьерри Эскеш, Уральский государственный камерный хор Пермской краевой филармонии, хор «Солютарис» (Беларусь) и камерный «Вивальди-оркестр» Светланы Безродной (Москва).
В марте 2017 года в очередной раз пройдёт авторский фестиваль Дениса Мацуева, а в июне — фестиваль Владимира Спивакова.
По результатам ярмарки-продажи концертных абонементов рекордсменом уже не в первый раз стал абонемент «Волшебные звуки рояля».
В нынешнем сезоне состав концертов абонемента просто фантастический: в его рамках выступят Евгений Михайлов (4 февраля), Полина Осетинская (24 марта) и Борис Березовский (18 апреля).
В концертной программе сезона ещё много любопытного. По словам Галины Кокоулиной, упор будет делаться на отечественную классику (юбилеи Прокофьева, Шостаковича и Таривердиева — лишь часть информационных поводов). Концерт открытия сезона эту установку вполне оправдал: в первом отделении играли Мусоргского, во втором — Стравинского.
Валерий Полянский выстроил интеллектуальную и в то же время очень изящную программу. Через весь концерт проходит тема мистики в русской музыке и безудержного, удалого фольклорного начала.
Кроме того, программа позволяет поиграть с трактовками: хрестоматийные «Картинки с выставки» исполнялись в оркестровке Мориса Равеля, а «Сонное видение парубка» из оперы «Сорочинская ярмарка» — напротив, в версии самого Мусоргского, не искажённой композиторами, которые дописывали эту оперу. Пожалуй, «Сонное видение…» оставило самое сильное впечатление из всех исполненных произведений: огромному коллективу из оркестра и хора, едва вместившемуся на сцену Большого зала, удалось передать атмосферу истинной бесовщины и ироничный гоголевский взгляд на неё.
Игры с трактовками продолжились во втором отделении: «Свадебка» Стравинского была исполнена не в том варианте, в котором она звучит в Пермском театре оперы и балета — четыре фортепиано, ударные, хор, солисты, — а в одном из промежуточных, с участием большого симфонического оркестра. Полянский сам изрядно потрудился над этой партитурой, и получилось весьма удачно: «Свадебка» запела новыми для слушателя инструментальными голосами.
Жаль, картину подпортили вокалисты, особенно тенор, который совершенно не владел техникой речитатива. Да и в целом от второго отделения осталось впечатление, что коллектив выдохся. Может, слишком выложился на исполнении Мусоргского, и на Стравинского его уже не хватило?
И всё же это был подарок, тем более что нынешний филармонический сезон не богат на симфоническую музыку. Возможно, будет какой-то проект с оркестром Валерия Платонова и уж точно пройдёт серия концертов Национального филармонического оркестра России в рамках фестиваля Владимира Спивакова. Но это будет лишь в июне 2017 года.
Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.