ЧЬИ ТЕПЕРЬ ЛЕСА И РЕКИ?

Пермский край рискует оказаться жертвой собственного благополучия

Поделиться
Замминистра природных ресурсов РФ Анатолий Темкин озвучил в Перми грандиозные планы своего ведомства

Замминистра природных ресурсов РФ Анатолий Темкин озвучил в Перми грандиозные планы своего ведомства в отношении лесного и водного хозяйств. Пермские власти в лице вице-премьера Михаила Антонова к перераспределению полномочий в этой сфере почти готовы
  Игорь Катаев
newsko.ru

«Такой масштабной децентрализации в истории российских лесов еще не было», — торжественно заявил замминистра природных ресурсов РФ Анатолий Темкин на заседании совета Приволжского федерального округа, состоявшемся в Перми
6 сентября. Значимость момента хорошо чувствует руководство Пермского края, которое видит в радикальном шаге Рослесхоза «позитивный мессидж», отвечающий потребностям региона. Но для того чтобы «поверить в сказку», не хватает малого. Очевидно, что передача полномочий на уровень субъектов Федерации будет сопровождаться для них серьезными сложностями.

До самого последнего времени существовала неопределенность относительно будущего российских лесов. Не раз проходил слух о том, что федеральный закон №199, предполагающий передачу ряда федеральных полномочий с 1 января 2007 года регионам, будет изменен в той части, которая касается лесного хозяйства.

«Конечно, мы могли предполагать, что будет такая перестройка, но теперь это предстоит еще серьезно осмысливать», — объясняет зампредседателя краевого правительства Михаил Антонов.

Теперь ситуация обрела ясность. На заседании совета округа руководитель Федерального агентства по лесному хозяйству Валерий Рощупкин рассказал, насколько объемен пакет полномочий, передаваемых территориям. К ним отнесены: охрана леса (в связи с чем управленческие структуры и федеральная собственность поступят в распоряжение регионов), установление порядка ведения лесного хозяйства и развития лесной инфраструктуры. Федерация оставит за собой только минимальные функции контроля, учета, мониторинга и правового регулирования, что вызывает более или менее бурное одобрение у региональных ведомств. Число лесов федерального значения будет ограничено, и в этом качестве останутся только особые зоны наподобие национальных парков.

 Для Пермского края, лидера Приволжского округа по количеству природных ресурсов, предстоящее перераспределение полномочий в сферах лесо- и водопользования, мягко говоря, весьма актуально. По мнению Михаила Антонова, настороженность вызывают только два момента в этом процессе.

Во-первых, постановление Правительства РФ, определяющее нормативно-правовую основу для передачи полномочий, будет принято в лучшем случае в октябре. Для осмысления и понимания ситуации регионам остается совсем немного времени.

«Это ничего, в течение года мы сможем отрегулировать новый порядок взаимоотношений, зато вторая проблема куда серьезнее», — считает вице-премьер краевого правительства. По его расчетам, Пермский край недосчитается около 50 млн руб. федеральных субвенций на обеспечение новых полномочий.

«Мы, конечно, поборемся, потому что считаем, что это несправедливо, — прикидывает свои возможности Антонов, — но все равно мы получим не более трети от потребности, как, впрочем, и многие другие субъекты». И это не вина Рослесхоза, который вынужден действовать в рамках правил, установленных Министерством финансов РФ.

Как должно поступить руководство региона? Его принципиальная позиция может выглядеть двояко: либо принять на себя все полномочия по содержанию лесов и вкладывать деньги в ущерб реализации других задач, либо исполнить полномочия в точности на сумму субвенций.

«Понятно, что в силу устоявшейся практики в первую очередь будут обеспечены полномочия, связанные с управлением и содержанием госслужащих. Затем будут предотвращены максимальные риски, пожароопасные ситуации, и в последнюю очередь будет профинансирована содержательная работа в лесу», — говорит Антонов.

Во-вторых, Пермский край не может рассчитывать на вхождение в пилотный проект Рослесхоза по восстановлению лесов, что обусловлено особенностями прикамского лесного фонда. Как пояснил «Новому компаньону» Валерий Рощупкин, каждая из зон инновационного развития, где планируется внедрять новые технологии и международные разработки, будет расположена в разных лесных районах. Приволжский округ включится в эту программу через Нижегородскую или Ульяновскую области.

Тем не менее вся польза озвученной новации, а также готовящегося к принятию Лесного кодекса, заключается в том, что регион получает возможность свободного творчества в деле освоения лесных массивов.

По данным Валерия Рощупкина, сегодня субъекты Федерации не очень-то стремятся извлекать пользу из общения с арендаторами: их доля в лесопользовании составляет не более 20%. С 1 января федеральные лесхозы поступят в ведение регионов, и тогда им придется искать новые источники дохода и формировать стратегические программы по использованию леса.

Регион, вынужденный искать альтернативный источник финансирования госполномочий, будет заинтересован в повышении стоимости леса, и в первую очередь — в улучшении его доступности. Проблема малочисленности лесных дорог является общей, как это подтвердил в разговоре и губернатор Кировской области Николай Шаклеин.

Успешность работы администраций субъектов Федерации с арендаторами будет зависеть от степени совпадения их интересов. Стратегические замыслы крупных предприятий, таких как ОАО «Соликамскбумпром», на руку краевому правительству, которое может рассчитывать на долгосрочную аренду сроком до 49-ти лет и взаимопонимание в сфере лесопользования и лесовосстановления.

«Основная проблема будет с теми арендаторами, которые не имеют мотивов бережно относиться к лесу, работая с короткой перспективой на 10-15 лет. То есть для бизнеса это большая перспектива, а для леса очень маленькая», — считает Михаил Антонов.

Вероятно, принципиальные изменения в сфере лесного хозяйства начнут происходить через пару лет. В следующем году планируется ограничить деятельность нынешних лесхозов исключительно выполнением госполномочий, а функцию ведения хозяйственной деятельности отдать в рынок.

«Нам предстоит «хирургическим путем» отделить одно от другого. Часть сотрудников лесхозов: лесничие, наиболее квалифицированный персонал — останется исполнять госполномочия, проводить конкурсы и размещать заказы. Остальным мы предложим создать предприятие любой формы собственности. Если муниципалитеты захотят, можно сделать предприятия муниципальными, но, скорее всего, нужно сразу принимать решительные меры и делать их частными», — озвучивает вице-премьер краевого правительства  мысль, которая оказывается логическим продолжением региональной стратегии управления госимуществом (ее суть уже на протяжении долгого времени состоит в том, что все непрофильные государственные активы должны быть приватизированы).

Что касается управления водными ресурсами, то, в соответствии с новым Водным кодексом, который также вступает в силу с 1 января 2007 года, примерно 70% водных объектов теперь будут находиться в ведении регионов. Печальное дополнение к радостной новости сводится к тому, что действующая система сбора доходов от эксплуатации водных объектов и система их финансирования Федерацией построены на совершенно разных принципах, «перпендикулярно».

Пермский край является лидером по сбору водного налога (около 600 млн руб.), но на обслуживание гидротехнических сооружений (ГТС) получает только 200 млн руб. федеральных субвенций.

Решать многие проблемы водного хозяйства, в том числе и по восстановлению бесхозных ГТС, регионам предстоит, вероятнее всего, собственными силами. Внимание Федерального агентства по водным ресурсам будет приковано к вопросам совсем другого масштаба.

Губернатор Саратовской области Павел Ипатов поднял на заседании вопрос о безопасности ГТС и, в частности, водохранилищ. По его словам, строительство неэффективных плотинных сооружений приводит к ежегодному разрушению береговой линии и прекращению судоходства. «Такие вопросы должны решаться только комплексно, на федеральном уровне», — восклицал саратовский губернатор.

 Что касается Пермского края, то его положение обидно усугубляется статусом территории-донора. Не так давно было принято решение о том, что Федеральное агентство по водным ресурсам будет финансировать только проекты сметной стоимостью не менее 100 млн руб. Финансирование менее затратных объектов, в котором нуждается Пермь, пойдет через Министерство регионального развития РФ только в субъекты с невысоким уровнем бюджетной обеспеченности.

Благополучный и богатый Пермский край, следуя установленным правилам игры, должен сейчас проявить чудеса изобретательности для изыскания финансового ресурса и решить, какие полномочия он сумеет обеспечить. Высока вероятность, что финансисты краевого правительства будут настаивать на выборе пути минимизации издержек. Тогда, если регион захочет потратиться хотя бы рублем на что-либо сверх обеспеченного Федерацией объема полномочий, придется, скорее всего, в каждом случае принимать отдельный краевой закон.

«С правовой точки зрения это механизм правильный, с содержательной точки зрения — спорный, а в организационно-практической деятельности почти «непроходимый», — прогнозирует Михаил Антонов, понимая, что развитие ситуации теперь будет во многом зависеть от активной позиции краевого руководства.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться