Юля Баталина

Юлия Баталина

редактор отдела культуры ИД «Компаньон»

Острый, но «красный»

В Центре городской культуры открылась юбилейная выставка университетских стенгазет

Поделиться

Что такое настоящая студенческая стенгазета, нынешнее молодое поколение, пожалуй, и не подозревает. С развитием цифровых технологий ушла её рукотворность, а стало быть, и тот творческий настрой, который царил в студенческих редакциях. Стенгазеты рисовали от руки, поэтому студентов, способных нарисовать шарж или красивым почерком написать заголовок, очень ценили и уважали.

Стенгазета

  Константин Долгановский

В 1950—1980-х годах каждый факультет Пермского государственного университета ежемесячно выпускал стенгазету. Даже в каникулы: тогда за дело брались молодые преподаватели и научные сотрудники. Ежегодно проходил конкурс новогодних стенгазет, на котором лидировал то «Голос биолога», то филфаковский «Горьковец».

Стенгазета

  Константин Долгановский

Пожалуй, у каждого, кто учился в ПГУ (ныне — ПГНИУ), есть свои воспоминания, связанные со стенгазетами. Были среди них особенные — культовые — издания, например «Голос вахтёра», который издавали в 1978—1980 годах три студента: физик, экономист и юрист, подрабатывавшие ночными сторожами в учебных корпусах. Когда газета выходила, её приходилось охранять, чтобы не растащили на сувениры.

Стенгазета

  Константин Долгановский

К разряду культовых принадлежал и «Перец» — рукотворное сатирическое приложение к официальному печатному «Пермскому университету», которое группа студентов издавала в 1950-х годах. Историк Игорь Капцугович, впоследствии — ректор педагогического института, был редактором, он же рисовал шаржи. Математик Юрий Фоминых был главным художником, геолог Борис Баталин сочинял стихи. Ватманские листы формата А3 развешивались в главном корпусе (ныне — корпус №2), в коридоре второго этажа, в два ряда по 15 листов в каждом. За несколько лет, пока выходила газета, было выпущено несколько сотен листов.

Стенгазета

  Константин Долгановский

Увы, сохранилась малая часть. Как и прочие стенгазеты, авторы свой «Перец» совсем не ценили, думать не думали, что он станет музейным экспонатом. Несколько листов чудом сохранились у Капцуговича, и он передал их в музей истории университета.

В юбилейные дни, когда отмечается 100-летие высшего образования на Урале, в Центре городской культуры открылась выставка «Красный, но острый», посвящённая «Перцу».

Стенгазета

  Константин Долгановский

Собравшиеся на вернисаж несколько поколений выпускников университета рассматривали выставку с острейшим ностальгическим чувством. Стенгазета, конечно, весьма архаичная, и весь её сатирический пыл направлен на «нарушения правил советского общежития». Авторы «пропесочивают» двоечников и дебоширов, курильщиков, девушек слишком раскрепощённого поведения, а также, например, молодого преподавателя, который рискнул крестить сына в церкви. Как ясно из пояснения в той же газете, бедолага был исключён из комсомола, а в те годы это означало конец карьере. Интересно, как сложилась его жизнь? На выставке об этом нет информации.

Стенгазета

  Константин Долгановский

Так что «Перец» хоть и был острым, но оставался «красным» — насквозь социалистическим и идеологически правильным.

Впрочем, Игорь Капцугович, единственный ныне живущий автор «Перца», на вернисаже рассказал, что рисовал не только карикатуры на «несознательных элементов», но и шаржи на ректора Василия Филипповича Тиунова, которые пользовались большой популярностью.

Тот же Капцугович обратил внимание на то, что жанр газетной карикатуры фактически умер в России, а ведь был весьма популярен, и такие авторы, как Борис Ефимов и Кукрыниксы, были известны, как нынешние телеведущие.

В самом деле, нынче, если печатный фельетон ещё кое-где может появиться, хоть и редко, то карикатуры — почти никогда. Наверное, этот факт достоин осмысления культурологов и социологов. Они уже подключились. Интереснейшее эссе к выставке написали кандидат философских наук Александр Бронников и доктор исторических наук Олег Лейбович:

  Константин Долгановский

«Из множества карикатур… складывается сценарий воспитательной политики, проводимой партийными органами в учреждениях высшего образования. «Перец» цветными карандашами и акварельными красками рисует границы, которые студентам переступать заказано. В противном случае их ждёт моральное осуждение и административные меры: удалят с танцев, но могут и исключить из университета. Нельзя быть хамом, не следует напиваться, тем более хулиганить, проявлять иную нескромность, вступать в добрачные сексуальные отношения, а также скверно учиться и уклоняться от выполнения общественных поручений.

Мы не можем сегодня разделить личные убеждения университетских сатириков и их партийные обязательства. Возможно, они совпадали; возможно, между ними был некий зазор, недоступный нашему глазу… Страницы «Перца» предъявляют нам картину прошлого, написанную партийным пером в назидание отнюдь не потомкам, а современникам».

Вернисаж в Центре городской культуры плавно перешёл в «Битву деканов», организованную «Научными боями имени Шелдона Купера». Деканы физического, механико-математического, историко-политологического и филологического факультетов Константин Гаврилов, Андрей Кузнецов, Игорь Кирьянов и Борис Кондаков, а также заместитель декана юридического факультета Ксения Кузнецова выступили с популярными мини-лекциями, а аудитория голосовала за наиболее понравившееся выступление. За лекцию «Доктор Хаос: что общего между процессом замешивания теста, полётом бабочки, сердечной аритмией?», где рассказывалось о математических конструкциях в природе, победителем стал кандидат физико-математических наук Константин Гаврилов.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться