Юля Баталина

Юлия Баталина

редактор отдела культуры ИД «Компаньон»

Всё началось с «Жизели»

Пермский балет отметил 90-летие

Поделиться

История балета на пермской сцене началась 2 февраля 1926 года. Рекламное объявление в газете «Вечерняя звезда» гласило: «В Гортеатре ближайшие постановки: «Вторник, 2 февраля. Единственный вечер балета — «Жизель». «…» Под режиссёрством и с участием балетмейстера Б. В. Щербинина и примы-балерины Л. С. Соколовой».

К сожалению, неизвестно, как прошёл этот первый пермский балет: рецензий не сохранилось. Но выбор хорош: «Жизель» — это, можно сказать, балет балетов, эталонный спектакль танцевального романтизма, достойное начало. Как пишет автор «Нового компаньона» Светлана Федотова в очерке «Первая «Жизель» на пермской сцене», с тех пор началась активная балетная жизнь в Перми: в том же году приехал с гастролями балет музыкальной драмы под руководством Квятковского, вызвавший множество разноречивых откликов, и открылась балетная студия для подготовки артистов для Гортеатра.

В нынешнем, 2016 году 2 февраля на той же сцене снова шла «Жизель», а в начале следующего сезона, 24 и 25 сентября, Пермский театр большими торжественными вечерами отметил 90-летие пермского балета.

Задача у организаторов события была непростая. Показать нынешнее состояние балетной труппы — дело нехитрое, гала-концерт — вполне показательная демонстрация. А вот как говорить об истории? Выставка в фойе — это само собой, интересный и содержательный буклет — это уже привычный бонус к важным событиям в театре. Но ведь что-то должно и в зале происходить.

Решено было в качестве первого отделения вечера показать документальный фильм Бориса Караджева «Эвакуационный роман», в котором рассказывается об эвакуации в Пермь, точнее Молотов, театра им. Кирова из Ленинграда. Решение, прямо скажем, не бесспорное: фильм замечательный, но изрядная доля публики не была настроена на документальное кино, шли-то на балет. В перерыве раздавались недовольные реплики.

Второе отделение вечера занял второй акт из «Лебединого озера», который приняли гораздо теплее, и лишь в третьем отделении начался гала-концерт — короткий, зато отборный. Лучшие дуэты балетной труппы театра продемонстрировали всё, что могут: классические па-де-де, номера современной хореографии, неоклассику и характерный танец.

Открыли программу любимцы публики — победители телевизионного конкурса «Большой балет» Инна Билаш и Никита Четвериков с «Классическим pas de deux» Баланчина на музыку Чайковского, а позже они вернулись с «Умирающим лебедем» в авангардной постановке главного балетмейстера театра Алексея Мирошниченко. Исполнили они его даже лучше, чем в «Большом балете», сорвав настоящие овации, самые активные за вечер.

Хореография Баланчина ещё не раз появлялась в программе, как и хореография Мирошниченко. Ещё одна пара из «Большого балета» — Ксения Барбашёва и Александр Таранов — исполнили его «Ноктюрн» на музыку Леонида Десятникова, а позже молодые артисты Лариса Москаленко и Олег Куликов вышли с миниатюрой «Я тебя не люблю» на музыку Курта Вайля.

Лариса Москаленко — представительница особо удачного выпуска Пермского хореографического училища. В 2014 году Алексей Мирошниченко поставил для выпускного класса полнометражный балет «Голубая птица и принцесса Флорина», где Москаленко танцевала партию злой мачехи Мадельгарды, показав недетский артистизм и жгучий темперамент. Из этого же выпуска — новая надежда пермского балета Дарья Тихонова. В «Голубой птице» она танцевала Фею ночных грёз, а на юбилейном вечере вышла в паре с Павлом Савиным в знаковом для события номере — Pas de deux из второго акта «Жизели».

Это, можно сказать, символичное появление: Алексей Мирошниченко этим выбором как будто говорит: «Вот она, настоящая Жизель 90 лет спустя — Жизель нового века». И в самом деле, Дарья Тихонова — истинная Жизель, с «плисецкой» шеей, «лебедиными» руками и изысканными профессиональными ногами.

Поговаривают, что именно Тихонова и Савин будут представлять Пермь в следующем сезоне «Большого балета».

Завершился гала-концерт татарской пляской из «Бахчисарайского фонтана» с феноменально прыгучим Георгием Еналдиевым в сольной партии. Но это был ещё не финал вечера.

Истинным финало-апофеозо стало «выступление» знаменитого балетомана-цветочника, который на всех балетных премьерах усаживается в первый ряд с ведром гвоздик и во время поклонов засыпает ими сцену. На сей раз, видимо, по случаю юбилея, на сцену летели не отдельные цветы, а целые охапки букетов.

Всё-таки Пермь — очень балетный город.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться