ВАЖНЫЙ ЗАДЕЛ ДЛЯ ПРЕЕМНИКОВ
Создала рабочая группа по бюджету строительства «социальных» объектов
Равкат Разутдинов
Администратор
newsko.ru
Деятельность в рамках Законодательного собрания Пермской области рабочей группы по бюджету строительства объектов социальной инфраструктуры можно признать удачной. За пять лет это депутатское объединение смогло сделать свою работу максимально рациональной, ритмичной и абсолютно прозрачной. Установилась ясность и в таком деликатном вопросе, как распределение денежных средств: теперь всем понятны приоритеты и принципы финансирования. Всего за пять лет накоплен солидный опыт, который позволит и в будущем обеспечить эффективность в процессе распределения бюджетных средств.
Целью создания этой постоянно действующей рабочей группы стала необходимость выработки четких приоритетов и контроля за возведением столь необходимых всей Пермской области объектов — социального жилья, школ, больниц, домов престарелых и т. д. «Корни» деятельности этой группы прослеживаются еще в первом созыве областного Законодательного собрания. Однако в то время не существовало нормативной базы, позволявшей сделать процесс распределения средств понятным и прозрачным, да и бюджет, на который могли рассчитывать депутаты при работе в этом направлении, не превышал 10 млн руб.
Депутаты областного парламента второго созыва решили подойти к этому делу несколько серьезнее. Был разработан бюджет развития, и работал он довольно удачно. Но при этом оставались два недостатка, которые не позволяли вывести процесс возведения необходимых территориям объектов на должный уровень: сами муниципалитеты не принимали финансового участия в строительстве, а также не были определены приоритеты. Вследствие таких упущений стало резко расти количество «незавершенки» — недостроенных из-за остановки финансирования зданий.
И наконец, уже в третьем созыве регионального парламента, в марте 2002 года, был принят закон «О распределении средств бюджета строительства объектов социальной инфраструктуры». Одновременно с этим была создана постоянно действующая рабочая группа, которую возглавил депутат Равкат Разутдинов. В нее входят 16 депутатов и 10 представителей исполнительной власти региона.
Во второй половине 2002 года администрация Пермской области впервые внесла в Законодательное собрание проект закона «О бюджете строительства объектов социальной инфраструктуры», и с тех пор это происходит каждый год. Одновременно были определены приоритеты и сформулированы параметры, при соблюдении которых муниципалитет может претендовать на получение средств из бюджета для возведения на своей территории того или иного объекта социальной инфраструктуры.
Проект строительства должен содержать в себе обоснование, почему именно здесь и именно сегодня есть особо острая нужда в таком объекте. Технология такова: в начале текущего года планы развития территорий вносятся в областное управление капитального строительства, затем они проверяются в финансовом управлении, включаются в региональный план капстроительства (в бюджет на следующий год), после чего рассматриваются на рабочей группе. А уже в марте следующего после внесения проекта года строительство утвержденного объекта начинает финансироваться.
Равкат РАЗУТДИНОВ, руководитель рабочей группы по бюджету строительства объектов социальной инфраструктуры Законодательного собрания Пермской области, генеральный директор ОАО «ПермТранс-ЖелезоБетон»:
— Несколько лет тому назад у нас возникали определенные проблемы в связи с тем, что мы не принимали окончательный бюджет региона в году текущем, а переносили его принятие на год следующий. Теперь таких проблем нет: бюджет будущего года принимается в декабре. Кроме того, на 30% финансирование строительства необходимых объектов осуществляет теперь муниципалитет. Это позволило нам снизить количество «незавершенки» в три раза.
Глава рабочей группы признается, что вопрос распределения бюджета всегда носит несколько политический оттенок: понятно, что каждый депутат стремится помочь именно своей территории, да и сумма распределяемого бюджета весьма серьезная — 1,4 млрд руб. Но сегодня, когда выработаны «правила игры» и определены приоритеты, решить вопрос «кулуарно» не получится. Все главы муниципальных образований знают, когда и куда надо подавать списки необходимых на их территории объектов, как будет производиться их отбор.
В связи с реформой местного самоуправления изменяется и порядок деятельности рабочей группы в части бюджетного законодательства. Вместо единого бюджета строительства объектов социальной инфраструктуры создаются Фонд регионального развития и Региональный фонд муниципального развития. Из первого будут финансироваться программы по переселению людей из ветхого жилья, осуществление программы «Жилье для молодой семьи» и возведение объектов социальной инфраструктуры краевого масштаба. А из второго средства пойдут на все те же объекты социальной инфраструктуры в муниципалитетах Пермского края.
Равкат РАЗУТДИНОВ:
— Сегодня мы только формируем законы об этих фондах. Признаю, имеет место некоторое опоздание, поскольку разработать и принять эти нормативные акты мы должны были еще в прошлом году. Однако ничего катастрофического в этом нет: все равно при выработке законов за основу будут взяты нормы формирования бюджета строительства объектов соц-инфраструктуры, которые давно всем известны.
Члены рабочей группы порой сравнивают свою работу с деятельностью коллег в других регионах. Стоит сказать, что сравнение получается явно в пользу пермских депутатов: другие субъекты Федерации ничего подобного в законодательной базе по этому вопросу не имеют.
Нынешние члены рабочей группы по бюджету строительства объектов социальной инфраструктуры создали прозрачный и всем понятный механизм распределения средств и выбора приоритетов — именно это является важнейшим итогом их работы и хорошим заделом на будущее для их преемников по законотворческой деятельности.
Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.