Юля Баталина

Юлия Баталина

редактор отдела культуры ИД «Компаньон»

Коды доступа

Международный музыкальный фестиваль Sound 59 открылся одновременно с Международным культурным центром

Поделиться

Сеть Международных культурных центров — большой федеральный проект, оператором которого является АНО «Центр новых музыкальных инициатив» (Москва). Пермякам-меломанам эта организация, как ни странно, знакома отлично: в качестве публичного лица центра выступает Московский ансамбль современной музыки — тот самый МАСМ, который так блестяще разнообразит концертную афишу Перми наисвежайшим музыкальным авангардом. Энергичная Виктория Коршунова является директором и центра, и ансамбля.

Студентка Наталья Васёва

Играет Наталья Васёва, выпускница ПГИК и слушатель Академии молодых композиторов

Неудивительно, что Международный культурный центр (МКЦ) в Перми открылся на базе консерваторского отделения института культуры, где преподаёт председатель Пермского отделения Союза композиторов России Игорь Машуков, много лет сотрудничающий с МАСМом. В других городах это может быть по-другому: например, в Улан-Удэ МКЦ открылся на базе филармонии. Центры занимаются преимущественно музыкальными проектами, но Виктория Коршунова предусмотрительно не стала помещать в название слово «музыкальный»: никто не запрещает совмещать концерты, например, с выставками или кинопоказами.

Для Пермского института культуры и проектов Игоря Машукова федеральное начинание открывает сияющие перспективы: зарубежные специалисты отныне смогут не только принимать участие в знаменитой Академии молодых композиторов в Чайковском, но и преподавать в институте, где вот-вот откроется специальность «композиция», а кроме того, фестиваль современной музыки Sound 59 станет по-настоящему международным.

Кстати, десятый фестиваль открылся одновременно с МКЦ: на сцене колонного зала института культуры выступил электронный ансамбль Гаагской консерватории KHZ под управлением Яниса Кириакидеса, а также студенты и преподаватели ПГИК, исполняющие музыку пермских композиторов.

Программа концерта была, прямо скажем, не просто эклектичной, а даже несколько парадоксальной. Зал разбился на две части: кто-то пришёл на электронный авангард, а кто-то — на творчество друзей и знакомых. Далеко не все были готовы толерантно воспринимать и то, и другое: после первой же композиции начался исход из зала, а после второй разбежалось всё городское и краевое культурное начальство, которое прибыло на столь статусное международное событие. Прибыло в роли «свадебных генералов»: региональные власти ничем не помогли проекту; если бы не федеральный минкульт, существование Академии молодых композиторов, чрезвычайно престижной во всём мире, давно было бы под угрозой. Единственная положительная роль Министерства культуры Пермского края во всех проектах Игоря Машукова заключается в том, что ему не мешают. И на том спасибо.

Тем не менее начальство исправно проговорило со сцены в течение 40 минут — ещё один пример скучной и затянутой церемонии открытия фестиваля. Тенденция, которая в Перми усугубляется вопреки мировым трендам.

Между тем, Янис Кириакидес — действительно сильная фигура в серьёзной электронной музыке, и его сочинение Trench Code доказало это. Основой музыки стали шифровальные коды времён Первой мировой войны, которые при помощи специальной компьютерной программы превратились в эффектный и драматичный саунд-арт, дополненный, как и прочие творения KHZ, стильным видеоартом, проясняющим содержание произведения.

Впрочем, и без изображения понятно, что Trench Code — это музыка об ужасах войны. В ней слышны радиоголоса, тяжёлый гул военной техники, жёсткий ритм оружейных залпов и взрывов. Впрочем, произведение скорее философское, осмысляющее феномен глобальных конфликтов, чем иллюстративное; оно создаёт ощущение тяжести, но не ужаса.

Гораздо более резкое и жёсткое произведение — Ngons, сочинение ученика Кириакидеса, участника ансамбля KHZ Дарина Брито. Это размышление на тему геометрической упорядоченности Вселенной насыщено шокирующими эффектами — громкими резкими звуками и жёстким стробированием, настолько беспощадным, что возникает опасение: если в зале есть люди, склонные к эпилепсии, припадок весьма вероятен.

Третье сочинение гостей — Ink израильтянки Яэль Леви — можно сказать, противоположность Ngons. Если у Дарина Брито речь идёт о жёсткой упорядоченности мира, то у Яэль Леви — напротив, о его текучести и изменчивости. Музыка создавалась на основе траектории движения капель чернил, растекающихся по стеклу, на котором созданы препятствия в виде хаотично расположенных нитей. Ink, хоть и подчинён, как и прочие произведения KHZ, чёткому электронному биту, звучит гораздо уютнее, чем Ngons и Trench Code: здесь слышны такие успокаивающие, «домашние» звуки, как шум дождя и лопающиеся пузырьки пластиковой упаковки.

Четвёртый участник KHZ ничего не продемонстрировал, кроме хорошего знания английского языка, а жаль: в ансамбле участвует пермяк Александр Хубеев — одна из главных отечественных надежд серьёзной музыки, гордость Академии молодых композиторов в Чайковском.

Живое исполнение электронной музыки — это совершенно особенное зрелище. Все четыре музыканта напряжённо склонились над компьютерами — очевидно, что они не просто нажимают клавиши: они играют, как играют исполнители-виртуозы на любом другом музыкальном инструменте. Это зрелище прекрасно даёт понять, насколько это хитрое и сложносочинённое дело — академическая электронная музыка.

Все три произведения хочется увидеть в сочетании с хореографией: их чёткая ритмическая организация могла бы стать основой для энергичного и сложного танца.

Сочинения KHZ были «прослоены» произведениями пермских композиторов — Оксаны Изотовой, Валерия Грунера, Никиты Широкова и Дмитрия Батина. В контрасте с «электронщиной» они звучали умиротворяюще, но их традиционность на самом деле обманчива: все четыре произведения во многом экспериментальны и проникнуты свежим духом современности.

Скрипичный этюд Никиты Широкова «Листок из дневника» — маленький (к сожалению, слишком маленький) шедевр, говорящий о мимолётности памяти и несущий лёгкость случайной, необязательной дневниковой записи или зарисовки, которая со временем может стать важным документом. Чрезвычайно порадовал Дмитрий Батин своим сочинением для хора на стихи японских поэтов. Мастерское вкрапление в музыкальную ткань ненавязчивых ориентальных мотивов, тонко, не в лоб говорящих о Японии, создаёт волнующую мелодику — основу очень оригинальной музыкальной картины.

Все, кто знает Викторию Коршунову и Игоря Машукова, не сомневаются: деятельность Международного культурного центра принесёт в Пермь немало интересных событий. Фестиваль же Sound 59 

продлится до 27 октября. В его программе, кроме прочего, — большой концерт «Пермский стиль» в Органном зале филармонии 7 октября и международный концерт «Музыка северного ветра» в институте культуры 12 октября. Завершится фестиваль премьерой спектакля «Реквием по Анне» театра «Балет Евгения Панфилова», поставленного на музыку Игоря Машукова.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться