ПОЛИТТЕХНОЛОГИ НАЧУДИЛИ
Пермяки, побывавшие на вручении премии «Бронзовая чудь», выяснили, что работать в прикамской политике не умеют ни местные пиарщики, ни заезжие
Последний день лета ознаменовался значимым событием для пермских политтехнологов. В третий раз состоялось награждение победителей ежегодного конкурса на лучшие агитационные предвыборные материалы под загадочным названием «Бронзовая чудь». Одновременно была открыта выставка политической агитации. На нескольких стендах, как разноцветные фантики, были развешаны предвыборные листовки, буклеты, календари со времен предвыборной кампании кандидата в депутаты областного парламента Юрия Трутнева и «до наших дней»: многие из них сегодня представляют собой историческую ценность.
На сцену за «Чудью» на этот раз поднялись политконсультант Александр Пахолков, автор идеи лучшего агитационного ролика, запущенного в поддержку «Союза правых сил» на выборах в Ивановской области, Валентина Севрук, директор центра «Социнком», чьи плакаты с портретами нынешних депутатов Пермской городской думы жюри конкурса признало «качественно выполненной классикой жанра». Кроме того, оригинальную статуэтку и диплом получили рекламное агентство «Стиль-МГ» (за лучший дизайнерский проект) и команды избирательных штабов депутата Пермской гордумы Михаила Касимова и бывшего кандидата в депутаты Павла Макарова (соответственно — за самую оригинальную идею предвыборного материала и лучший материал в печатных СМИ).
Победители выразили удивительное единство впечатлений, подержав «Чудь» в собственной руке. Многие, повертев бронзовое изваяние, напоминающее каменного исполина с острова Пасхи сантиметров 20 в высоту и в килограмм весом, непроизвольно выдавали что-то вроде «таким и убить можно». Что, в целом, недалеко от истины, если принимать идею о выборных технологиях, нацеленных «глаголом жечь сердца людей».
Весь день 31 августа в Органном зале, где разместилась выставка, витал дух предстоящих выборов в краевое Законодательное собрание, и выступающие никак не могли обойти молчанием эту животрепещущую тему.
Как отметил в своем приветственном слове «политический» вице-губернатор Николай Яшин, «традиция проводить «круглые столы» и семинары, когда политтехнологи и политики имели возможность обсудить актуальные проблемы избирательного процесса, новеллы законодательства и обменяться опытом, зародилась еще в 1990-е годы». Сейчас «многое в законодательстве изменилось в связи с выборами депутатов Законодательного собрания Пермского края, особенно в связи с участием в них политических партий». По прогнозам чиновника, на выборы могут заявиться около десятка партий.
Председатель Временной избирательной комиссии по выборам депутатов краевого парламента Татьяна Бородина сообщила присутствующим, что 3 сентября будет дан официальный старт выборам. «Поскольку Пермский край — единственный субъект, где выборы будут проводиться в декабре, и все внимание будет приковано к ним, просьба представителям креативных профессий помнить о той ответственности, которая лежит на вас перед жителями края», — призывала Бородина.
В то же время некоторые участники конкурса до сих пор «остывают» после мартовских выборов пермских муниципальных властей.
Депутат Михаил Касимов поделился историей появления «самой оригинальной идеи предвыборного материала». По его словам, сам по себе лозунг «Сегодня вас купят в розницу, завтра продадут оптом» родился давно, «как прививочный лозунг против подкупа, который процветает на выборах». Но идея плаката, на котором изображены в «фотошоповском» пакете с бантиком пачка макарон, тушенка, сгущенка, растительное масло и измерительная рулетка, появилась вместе со снимком, сделанным фотографом штаба Касимова. Тот просто запечатлел подарок, который преподнес один из кандидатов в депутаты его матери. «Конечно, потом этот продуктовый набор был съеден», — улыбается Касимов.
И все же, несмотря на «острую» листовку, Галине Слаутиной показалось, что «если бы в реальной практике все было так же достойно и красиво, как в целом на этой выставке, то память народная не хранила бы совсем другие элементы избирательных технологий».
В программу мероприятия был включен семинар, который начался с мастер-класса о новациях в избирательном законодательстве РФ, проведенном под руководством Татьяны Бородиной.
Уполномоченный по правам человека в Пермской области Татьяна Марголина специально приехала на семинар, чтобы напомнить политтехнологам, представителям особого рода бизнеса, об их социальной ответственности.
В заключение семинара научный руководитель социологического агентства «СВОИ» Александр Нода впервые представил результаты экспертного социологического исследования «Политический консалтинг в Пермском крае». Оказалось, что основными преимуществами рекламных и консалтинговых агентств, представленных на пермском рынке, эксперты считают знакомство с местной спецификой и наличие административного ресурса. Профессионализм консультантов отмечают только 3% респондентов. Среди недостатков работы пермских команд в опросе лидируют «склонность работать по старым схемам», повторяемость и шаблонность идей, используемых в ходе избирательных компаний; 13% пеняют политтехнологам на закрепившуюся практику применения «веерных технологий», когда производство интеллектуального продукта ставится на поток и теряет черты индивидуальности.
При ответе, чем объясняется выбор той или иной консалтинговой компании, эксперты на первое место ставили ее опыт и содержание портфолио, а также наличие известных клиентов, благодарственных писем на стене или личного знакомства. Критерий «соотношение цены и качества» при этом находится где-то в конце списка.
Отдельная крайне интересная дискуссия «закрутилась» во время выступления креативного директора агентства «Площадь круга» Валерии Пегушиной. По ее мнению, «призвание варягов» на организацию пермских выборных кампаний заканчивается чаще всего неудачами, потому что иногородние технологии почему-то не приживаются на прикамской земле. Москвичи, свердловчане и другие «пришельцы» обладают, по словам Пегушиной, «другими мозгами», работают «по другой системе» и не чувствуют местной специфики. Вкупе с желанием «диктовать провинциалам, как нужно делать», или попросту «понтами», эти обстоятельства начисто отбивают желание работать с «варягами».
Впрочем, если учесть, что почти те же упреки звучали в адрес пермских рекламных агентств из уст сельских экспертов Александра Ноды, можно заподозрить существование более масштабной проблемы, нежели просто аномалии пермской ментальности.
В целом прошедшая выставка и конкурс вызвали меньше ажиотажа, чем ожидали организаторы. Татьяна Бородина объяснила это опасениями агентств выставляться перед конкурентами в преддверии декабрьских выборов, а Валерия Пегушина словами: «Мы ведь уже все «Чуди» наполучали. Теперь дело за молодыми кадрами, прежде всего, студентами пермских вузов».
Пока неизвестно, не произойдет ли с пермской «Чудью» того же, что, по преданиям, часто случалось с одноименным финно-угорским народом — самопогребения. Ведь если пиарщики не будут активнее пиарить свой профессиональный конкурс, уйдет в историю «Бронзовая чудь» как индикатор развития рекламного и политтехнологического сообщества в Перми, а потом, упаси Бог, и само это сообщество вконец одичает.
Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.