Полина-Путякова

Полина Путякова

журналист

Старый да малый

Банки осваивают новые возрастные сегменты, но МФО сделали это раньше

Поделиться

В 2016 году наблюдается тенденция «старения» банковских заёмщиков. Например, по данным Национального бюро кредитных историй, банки увеличивают долю заёмщиков в возрасте старше 50 лет. В Пермском крае только за первые семь месяцев этого года она возросла с 23 до 23,7%. Объединённое кредитное бюро (ОКБ) приводит схожие данные о доле заёмщиков пенсионного возраста. При этом в исследовании, проведённом ОКБ, отмечается, что если в 2014 году доля этой возрастной группы была примерно равна доле заёмщиков в возрасте 30—40 лет, то теперь сегмент 50+ является наиболее весомым в структуре банковских заёмщиков.

Кредиты МФО

  Константин Долгановский

А вот целевая аудитория МФО выглядит иначе, особенно в случае с онлайн-займами. В ОКБ отмечают, что доли возрастных групп до 40 лет в этом случае существенно превышают доли аналогичных групп среди банковских клиентов: 78% и 47% соответственно.

Надёжные заёмщики

Свой интерес к клиентам старшего возраста банкиры объясняют низким уровнем риска при их кредитовании. Например, в Промсвязьбанке отмечают, что уровень риска в группе заёмщиков старше 50 лет в среднем в два раза ниже, чем в группе клиентов 20—30 лет.

Виктория Куркина, директор департамента скоринга банка «Восточный», приводит другую оценку: по её мнению, риск невозвратов у возрастных клиентов в три—четыре раза ниже, чем у людей до 30 лет.

В целом низкий уровень риска при кредитовании этих групп обусловлен хорошей платёжной дисциплиной и стабильными источниками дохода. «Источник дохода заёмщика в возрасте 50 лет — пенсия. Даже если пенсионер перестанет выплачивать кредит, есть неплохие перспективы добиться взыскания в суде части пенсии в счёт погашения кредита. А некоторые пенсионеры продолжают работать, отсюда и дополнительные деньги — заработная плата. Вторая причина доверия к старшему поколению кроется в высокой степени их ответственности. Такие заёмщики умеют планировать бюджет и стараются не допускать просрочек по выплатам», — констатирует Станислав Кузнецов, ведущий аналитик ООО «ИК «ВИТУС».

Стремясь тщательно контролировать уровни риска, все банки сравнительно охотно кредитуют сегмент 50+, при этом нередко вносятся соответствующие корректировки в продуктовую линейку.

«По сравнению с 2015 годом количество ипотечных заёмщиков Абсолют Банка в возрасте старше 50 лет увеличилось на 10%. Этому способствовало в том числе и изменение в нашем продукте (имеется в виду ипотечный кредит — ред.), а именно увеличение максимального возраста заёмщика до 65 лет», — отмечает Владислав Мезин, управляющий операционным офисом Абсолют Банка в Перми.

Дело молодых

Иначе обстоит дело в микрофинансовых организациях. По словам Бориса Батина, генерального директора сервиса онлайн-кредитования MoneyMan, средний возраст клиентов этой МФО составляет всего 29 лет. При этом на группу клиентов в возрасте от 25 до 30 лет приходится 38% всех пользователей. Эксперт отмечает, что клиенты онлайн-компаний значительно моложе пользователей традиционных МФО, поскольку использование разнообразных онлайн-сервисов является для них привычным. Кроме того, они нередко испытывают дефицит времени, поэтому предпочитают онлайн-займы посещению стационарных офисов.

При этом более молодые клиенты уже не так интересны МФО. Как отмечает Сергей Весовщук, директор по рискам группы компаний «Быстроденьги», люди до 25 лет тоже склонны к пользованию более технологичным онлайн-каналом выдачи займов, однако они не отличаются финансовой ответственностью и не всегда умеют планировать свой бюджет. Именно эта группа заёмщиков — до 25 лет — является самым рискованным возрастным сегментом с точки зрения невозврата займа.

Высокая закредитованность населения заставила банки тоже обратить внимание на потенциал молодёжного сегмента: «Группа молодых представляет определённый интерес, так как привлечь нового клиента проще, чем отобрать у банка-конкурента», — отмечает Виктория Куркина.

В Промсвязьбанке отмечают, что массив молодых заёмщиков не является однородным, и вполне возможно выделять внутри него наименее рисковые сегменты, используя другую информацию, например о кредитной истории. Евгения Гинзбург, замдиректора департамента маркетинга Уральского банка реконструкции и развития, отмечает, что, как правило, оценивая заёмщиков молодого возраста, банки ориентируются на состояние их кредитной истории и на платёжеспособность.

В Абсолют Банке, специализирующемся на ипотечном кредитовании, отмечают схожую тенденцию. «В Перми доля клиентов в возрасте от 25 лет до 31 года увеличилась с 29 до 37% и стала самой значительной, в то время как раньше лидировали заёмщики в возрасте с 32 до 38 лет», — отмечает Владислав Мезин.

Интересно, что, несмотря на все оговорки о высоком уровне риска, банки достаточно активно осваивают сегмент даже самых молодых заёмщиков. Как отмечают в Объединённом кредитном бюро, охват кредитами сегмента до 26 лет в Пермском крае за последний год увеличился с 18 до 22%. Наиболее распространёнными продуктами являются кредиты наличными и кредитные карты, в то время как количество выдач автокредитов и ипотечных кредитов в этом сегменте минимально.

Стоит отметить, что, по данным ОКБ, средняя сумма кредита этой возрастной группы, разумеется, не столь велика, как у заёмщиков среднего возраста, но она выше, чем у пенсионеров. Кроме того, это единственная возрастная группа, у которой средняя сумма долга за последний год выросла.

При этом ряд банков разработал и предлагает для этой группы клиентов специальные продукты. «Существующий у нас кредитный продукт пользуется спросом у клиентов в возрасте 20—30 лет, их доля в пуле заёмщиков составляет около 45%, тогда как по стандартным продуктам банка доля этой возрастной группы колеблется от 20 до 35%», — отмечают в Промсвязьбанке.

Не единственный критерий

Впрочем, Борис Батин отмечает, что возрастной фактор не имеет в MoneyMan принципиального значения при решении об одобрении займа. Мнение коллеги поддерживает и Сергей Весовщук. «Возраст заёмщика является значимым, но далеко не самым важным фактором при одобрении займов. Сейчас для нас становятся важны не только те данные, которые мы получаем от самого заёмщика, но и те, что могут быть собраны при помощи разных сервисов. Соответственно, мы предпочитаем видеть у нашего заёмщика не только наличие работы и набор положительных демографических показателей, но и активную жизнь в социальных сетях, регулярное пользование различными услугами, мобильной связью и т. д.», — говорит эксперт.

Банки же используют более консервативный набор критериев при оценке потенциального заёмщика. «Платёжное поведение клиента, как правило, более существенный фактор, но возраст по-прежнему статистически значим, несмотря на новые и новые дополнительные данные, которые участвуют в оценке», — говорит Виктория Куркина. Поэтому возраст всё-таки входит в набор критериев, формирующих портрет «идеального заёмщика».

Собеседники «Нового компаньона» отмечают, что в сравнении с периодом кредитного бума портрет идеального банковского заёмщика не претерпел изменений. Это по-прежнему человек от 30—35 лет и старше со стабильным официальным доходом. Он работает в крупной компании, его стаж на нынешнем месте составляет более 6—12 месяцев, а общий трудовой стаж — более 36 месяцев.

Пожалуй, единственное ощутимое изменение в этой картинке касается доходов потенциального заёмщика. Владислав Мезин отмечает, что оптимальным считается средний уровень заработной платы. «Это тренд последних двух лет. Сейчас очень высокая зарплата может вызвать вопросы. Ведь если такой заёмщик попадёт под сокращение, то на фоне нынешней непростой экономической ситуации ему будет непросто вернуть прежний уровень доходов», — говорит эксперт.

Евгения Гинзбург констатирует, что до кризиса банки позволяли себе более существенные отклонения реальных заёмщиков от «идеальной картинки». «В период кредитного бума банки одобряли кредиты заёмщикам с более низким скорбаллом, поскольку платёжная дисциплина этих клиентов в условиях стабильной экономики была намного лучше текущей», — отмечает собеседница «Нового компаньона». Действительно, сейчас кредитные организации стали уделять значительно больше внимания кредитной нагрузке заёмщика, а также склонности к «закредитовыванию» в будущем, отмечают в Промсвязьбанке.

В свою очередь Виктория Куркина обращает внимание на то, что сегмент «идеального заёмщика» в период кредитного бума был очень сильно закредитован, и сейчас далеко не все потенциальные заёмщики, подходящие под его формальные критерии, интересны банкам.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться