Полина-Путякова

Полина Путякова

журналист

Бери и катись

Несмотря на динамичный рост автокредитования, банки исключают его из своих продуктовых линеек

Поделиться

В 2016 году в Пермском крае отмечается резкое увеличение количества выданных автокредитов. По данным Национального бюро кредитных историй (НБКИ), во втором квартале в регионе было оформлено более 3,5 тыс. автокредитов, и это почти в полтора раза больше, чем в предыдущем квартале. При этом в среднем по стране прирост составил 32%. Таким образом, Пермский край не только опережает этот показатель, но и лидирует по динамике среди соседних регионов.

автокредиты

  Константин Долгановский

Рост от нуля

Однако надо иметь в виду, что такой взрывообразный рост автокредитования во многом объясняется эффектом низкой базы. Если же сравнивать текущие уровни с докризисными, то, по данным НБКИ, к середине 2016 года количество выдаваемых автокредитов не только не приблизилось к показателям начала 2014 года, но и уступает им почти вдвое.

Зато если говорить о доле кредитных продаж автомобилей, то она, напротив, выше существовавшей до кризиса. Если в целом по России этот показатель к концу 2014 года составлял 30%, то сейчас он равен 44%. Показатель Пермского края ещё выше: 50% в первом квартале 2016 года и 56% — во втором.

По словам Анастасии Личагиной, ведущего аналитика рейтингового агентства RAEX («Эксперт РА»), положительная динамика автокредитования объясняется снижением ставок и сезонностью. «Дешевеющее фондирование и наличие средств для размещения стимулирует банки увеличивать активность на рынке. С другой стороны, с началом периода отпусков само население склонилось больше к потребительской, нежели сберегательной модели поведения», — говорит эксперт.

При этом в рублёвом выражении рынок автокредитования растёт ещё активнее, отмечают специалисты. Причина — в увеличении средней суммы автокредитов: по данным НБКИ, за последние 12 месяцев в Пермском крае она увеличилась на 13% и теперь составляет 558 тыс. руб. Естественно, такая динамика объясняется возросшей стоимостью автомобилей, в особенности иномарок. По мнению Елены Докучаевой, президента коллекторского агентства «Секвойя Кредит Консолидейшн», вторая причина — снижение реально располагаемых доходов населения, в связи с чем потенциальным покупателям удаётся откладывать меньше средств и брать в кредит большую сумму.

Впрочем, надо отметить, что по средней сумме выдаваемых автокредитов Пермский край серьёзно уступает большинству регионов страны: по этому показателю он занимает лишь 64-е место из 83. Это минимальный показатель среди регионов-конкурентов, также Пермский край существенно уступает среднему по стране показателю, равному 632 тыс. руб.

Три причины для банков

Несмотря на оживление автокредитования, на рынке произошло значительное снижение количества предлагаемых банками кредитных программ. В настоящее время в Перми лишь у двух десятков неспециализированных банков автокредит присутствует в продуктовой линейке хотя бы номинально, половина из них никак не продвигает этот продукт и фактически не продаёт его.

Эксперты называют две причины незаинтересованности банков в автокредитовании. «Первая причина — снижение спроса на автомобили. Многие люди отложили покупку машин на неопределённый срок, а это повлекло за собой и снижение предложения», — уверена Анастасия Белик, эксперт по кредитованию Banki.ru.

Вторая причина — низкая маржинальность автокредитов. «Поскольку основные продажи кредитов идут через партнёрский канал (автосалоны), банки вынуждены балансировать между высоким агентским вознаграждением и низкой ставкой, сокращая свою маржу. Слишком завышать ставку банк не может, так как действуют ограничения ЦБ по максимальной стоимости кредита, кроме того, при высокой процентной ставке продукт становится неконкурентоспособным», — говорит эксперт. По её словам, при небольшом объёме выдач автокредитование становится убыточным и банку выгоднее полностью закрыть направление.

Светлана Щеголева, управляющий ВТБ 24 в Пермском крае, уточняет, что сегодня на рынке автокредитования остались только банки, имеющие совместные с компаниями — производителями автомобилей программы. «Только в этом случае достигается наиболее выгодное и конкурентоспособное предложение для клиента — сниженная процентная ставка или скидка от производителя на автомобиль при условии оформления кредита в банке-партнёре», — утверждает собеседник «Нового компаньона».

Однако есть и ещё одна причина, которая вынудила банки ужесточить свою политику в отношении автокредитов, а то и вовсе отказаться от этого продукта. Это рост просроченной задолженности именно по этому виду кредитов. «Многие банки пересмотрели политику выдачи в связи с серьёзным ухудшением платёжной дисциплины заёмщиков. Об этом явно свидетельствовал рост доли не погашенных в срок автокредитов, по которым наступил срок платежа: только с января по июль показатель вырос с 13% до 15%, в то время как до кризиса в 2014 году нормальным значением было 8—9%», — констатирует Анастасия Личагина.

Если говорить о Пермском крае, то по ситуации с неплатежами по автокредитам регион входит в число наиболее проблемных. По данным «Секвойя Кредит Консолидейшн», к 1 сентября абсолютный объём просроченной задолженности в этом сегменте достиг 3 млрд руб., прирост с начала года — более 50%. При этом доля просроченной задолженности достигает 20%, тогда как, по данным Банка России, в целом по розничным кредитам — 9%.

Короткие прогнозы

Эксперты готовы прогнозировать динамику развития рынка автокредитования лишь на три—четыре месяца вперёд. «До конца этого года продолжает действовать государственная программа льготного автокредитования, в рамках которой процентная ставка по кредиту субсидируется государством в размере 2/3 ключевой ставки ЦБ. Возможно, это заставит людей не откладывать покупку автомобиля на следующий год, а совершить её сейчас, пока сохраняются льготные условия кредитования. Также спрос простимулируют сезонные скидки от производителей и автосалонов, которые, как правило, бывают в декабре», — перечисляет факторы, которые повлияют на динамику рынка Анастасия Белик. По её мнению, в течение ближайших трёх месяцев будет наблюдаться небольшой рост автокредитования.

Светлана Щеголева также полагает, что в ближайшие месяцы положительная динамика развития сегмента автокредитования сохранится: «Традиционно в конце года увеличиваются продажи автомобилей. Это связанно с распродажей складов машин текущего года, такая динамика сохраняется до февраля».

На более длительный срок прогнозы не решается строить никто. В частности, по словам Анастасии Белик, пока неизвестно, будет ли продлена программа субсидирования ставки на следующий год, а именно — наличие или отсутствие господдержки и определит тренд развития автокредитования в 2017 году.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться