ОБРЕТЕНИЕ УТРАЧЕННОГО
В 1885 году российский император Александр III задумался о пасхальном подарке своей жене Марии Федоровне, которую он называл смешным домашним именем Минни. Хотелось подарить что-то необычное и очень личное, наполненное смыслом. Так появился первый пасхальный заказ российского императорского дома Романовых ювелирной мастерской Карла Фаберже на изготовление пасхального яйца с сюрпризом.
В 1917 году Мария Федоровна спасалась бегством из страны, которую привыкла считать родной. Племянник Джорджи — английский король Георг — эвакуировал ее из Крыма на военном корабле. Она могла взять с собой очень немного вещей. Среди багажа императрицы было одно-единственное пасхальное яйцо работы Фаберже — скромное, без бриллиантов и рубинов, последний подарок ее сына Николая II, сделанный на Пасху 1916 года.
Между этими двумя датами уместились 32 года красивейшей традиции, полной любви и высокого смысла. Каждый год российский император заказывал Фаберже два драгоценных пасхальных яйца — для жены и для матери.
Впервые знакомясь с ювелирными шедеврами Фаберже, посетители Пермской государственной художественной галереи не просто открывают для себя прекрасную страницу российской истории и отечественного ювелирного искусства, но и прикасаются к сокровенным тайнам несчастной семьи, в которой многие поколения людей любили друг друга, делали красивые подарки и всегда, до последних трагических минут, помнили о том, что необходимо сохранять благородство и быть на высоте.
Посетители, рассматривающие многослойное яйцо-«матрешку» с хитрым механизмом и удивительной фантазийной «начинкой», представляют себе тот восторг, с которым семья встречала каждый новый пасхальный подарок, как дети предвкушали тот момент, когда из красивой упаковки будет извлечено очередное драгоценное яйцо и можно будет приступить к изучению всех его тайн и деталей. Этот волшебный момент делал Пасху любимым праздником дома Романовых.
Сейчас, входя в выставочный зал Пермской галереи, зрители переживают нечто подобное — предвкушение открытий, полных приятных сюрпризов. Ожидания эти сбываются. Даже «насмотренные» и начитанные пермяки, неплохо осведомленные о ценности изделий Фаберже, получают ни с чем не сравнимые впечатления от этого изысканного сочетания фантазии, мастерства и роскоши. Кажется, что уже при их создании в эти сокровища была вложена, как один из спрятанных внутри сюрпризов, удивительная судьба.
После Октябрьской революции с пасхальными яйцами работы Фаберже пролетарская власть расправлялась особенно жестоко. В них соединилось все самое ненавистное — царизм и религия. Многие великолепные ювелирные изделия, в том числе работы мастерской Фаберже, были просто-напросто переплавлены, но пасхальные яйца избежали этой участи — они были проданы за рубеж для пополнения казны Советской республики. Из 50-ти императорских яиц восемь были утрачены — похоже, безвозвратно. Многие из уцелевших лишились сюрпризов — прежде всего, исчезли крошечные бриллиантовые коронки и кулоны из цельного драгоценного камня — тоже в форме яйца. Из сохранившихся 42-х яиц сейчас в России находится более половины. Самая крупная в мире коллекция — в Оружейной палате Московского кремля. И вторая по значению вернулась в Россию недавно. Триумфальное возвращение шедевров произошло в 2004 году, когда предприниматель Виктор Вексельберг приобрел коллекцию американского медиамагната Малькольма Форбса.
История коллекции Форбса-Вексельберга — это часть общей удивительной истории наследия Фаберже. Малькольм Форбс приобрел в начале 1970-х годов два пасхальных яйца: одно из них принадлежало герцогине Мальборо, другое было императорским — это, наверное, самое необычное пасхальное изделие, известное под именем «Лавровое дерево». Императорское «Лавровое дерево» досталось Форбсу за $18 тыс. В 2004 году, готовясь продать его на аукционе Sotheby’s, наследники Форбса получили его современную оценку — $18 млн.
После того как первые изделия Фаберже оказались в руках Форбса, он буквально заболел этой коллекцией (глядя на них, его можно понять) и старался приобретать все остальные, появлявшиеся на рынке. В момент, когда коллекция досталась Виктору Вексельбергу, в ней было более 200 предметов, в том числе девять императорских пасхальных яиц.
Вексельберга понять еще проще, чем Форбса. Кроме естественного восхищения шедеврами, им владело желание вернуть их на родину. Случай был уникальный: подобная целостная коллекция появляется на рынке раз в 50 лет. И, хотя уже был назначен аукцион, на котором собрание Форбса должно было разойтись отдельными лотами, Вексельбергу удалось договориться о покупке. Виктор Вексельберг, похоже, заразился «вирусом Форбса»: он следит за арт-рынком, стараясь при любой возможности дополнить коллекцию.
Для управления коллекцией был создан специальный фонд «Связь времен». В настоящее время фондом приобретен красивый исторический особняк в центре Санкт-Петербурга, в котором через несколько лет разместится первый в России общедоступный частный художественный музей. Но случится это нескоро: вот уже два года коллекция «гастролирует» по России и Европе, и план выставок расписан на много лет вперед.
Сегодня все девять императорских пасхальных подарков находятся в залах Пермской художественной галереи. Здесь и первое пасхальное яйцо 1885 года, и последнее, то самое, что Мария Федоровна увезла из России в 1917 году. Здесь и феноменальное «Коронационное яйцо», скорлупа которого имитирует царскую мантию, а в качестве сюрприза вложена крошечная точная копия кареты, в которой Александра Федоровна, Аликс, как называл ее супруг — Николай II, возвращалась с коронации. Эта модель действующая: не только колеса вертятся, но и поворотный механизм работает, и дверцы открываются, и даже выбрасывается из двери крошечная откидная ступенька.
Здесь и «Лавровое дерево», крона которого состоит из десятков полупрозрачных нефритовых листочков, и яйцо «Пятнадцатая годовщина царствования», украшенное пятнадцатью акварельными миниатюрами на слоновой кости.
О каждом экспонате этой выставки можно очень долго рассказывать и долго думать, стараясь разгадать его тайны. Ведь в изделиях Фаберже не было бессмысленных деталей. Цвет, материал, декор — все было продумано, все содержало множество ассоциаций и аллюзий.
То, что Пермь стала пятым российским городом, который увидел шедевры Фаберже из коллекции Вексельберга, — большая удача. Разумеется, это произошло не случайно. Это, если можно так сказать, знаковое событие. Российский бизнес подает региональной власти знак того, что он заинтересован в Пермском крае. Власть отвечает взаимностью. Недаром открытие выставки стало крупнейшим светским событием лета.
Сейчас сокровища Фаберже может увидеть каждый желающий. Есть надежда, что Пермь побьет рекорды Екатеринбурга и Иркутска, в которых взглянуть на Фаберже пришли по 100 тыс. чел.
Эта выставка — знаковая еще и потому, что показывает пермякам, как должен выглядеть современный музей. Специально разработанные витрины с великолепной сложной системой подсветки, позволяющей оценить блеск бриллиантов, поглощающая свет темно-синяя бархатная драпировка, большие и очень информативные баннеры на стенах... Возможно, со временем Пермская галерея сможет позволить себе нечто в этом роде. Тем более что вся выручка от выставки останется в распоряжении галереи. Виктор Вексельберг считает, что это — его вклад в строительство нового музейного здания в Перми.
Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.