Юля Баталина

Юлия Баталина

редактор отдела культуры ИД «Компаньон»

«Зачем мне бежать за миллионом?»

В Пермской художественной галерее открылась выставка к 100-летию Пермского университета

Поделиться

По случаю юбилея высшего образования на Урале художественные музеи Перми устроили что-то вроде дуэли: и Пермская художественная галерея, и Музей современного искусства PERMM задумали грандиозные, креативные и навороченные выставочные проекты, а в качестве кураторов пригласили иногородних мастеров современного искусства: Евгения Стрелкова — в галерею, Александра Шабурова — в PERMM. «Половина» арт-дуэта «Синие носы» ещё только готовится предъявить публике своё видение юбилея университета, а автор знаменитых выставок «НеоЛит. Книга художника» и «Ниже Нижнего» вместе с сокуратором — руководителем отдела новейших течений Пермской галереи Владимиром Бересневым — уже торжественно продемонстрировал экспозицию пермской общественности.

Выставка к 100-летию университета

  Константин Долгановский

И Евгений Стрелков, и Владимир Береснев на вернисаже много говорили о том, как интересно было работать с коллекциями музеев Пермского университета. Именно музеев — их там аж 11! Дело в том, что до революции университет не мог быть открыт без наличия образовательных коллекций, и для открытия Пермского университета в 1916 году экспонаты специально закупались у коллекционеров. Каким-то чудом первоначальные коллекции не исчезли и не пострадали во времена исторических катаклизмов, и сегодня их экспонаты можно увидеть в галерее — здесь и античность, и Древний Египет, и «колониальные» диковинки вроде чучел утконоса и ехидны. За 100 прошедших лет университетские музеи исправно пополнялись экспонатами, собранными учёными разнообразных кафедр: Евгения Стрелкова восхитили археологические и палеонтологические коллекции, а также богатейшие фонды редкой книги университетской библиотеки.

Неудивительно, что в конечном итоге на выставке оказалось представлено более 1000 экспонатов. Как всё это выглядит, описать очень сложно. Эстетика меняется от зала к залу — зритель находится то в лаборатории, где на низком столе под стеклом расположены фрагменты доисторической керамики и предметы пермского звериного стиля, то в методическом кабинете, где старинные стеллажи уставлены учебными пособиями. При этом в качестве учебных пособий предстают как университетские музейные экспонаты, так и произведения искусства — и классические, из запасников галереи, и современные, специально привезённые Стрелковым.

Природа, наука и искусство так хитро переплетены в этой сложносочинённой экспозиции, что очень трудно, а порой невозможно отделить одно от другого. Природа здесь то и дело берёт на себя функции художника, предъявляя публике то раковины причудливых расцветок и форм, то совершенное сияние кристаллов и яркие краски горных пород; искусство же нередко выступает в качестве науки, анализирующей и комментирующей явления реальности. Так, археологическую экспозицию комментирует и иронически переосмысляет графическая серия Александра Филимонова из Самары, посвящённая «футуристической археологии»: на чёрно-белых листах показано, как археологи будущего раскапывают современную детскую площадку, и каждая находка сопровождается «научным» комментарием — например, горку археологи будущего трактуют как «трибуну вождя», на которой совершались жертвоприношения.

Выставка к 100-летию университета

  Константин Долгановский

Некоторые арт-объекты созданы под прямым влиянием музейных коллекций университета. Так, инсталляция пермской арт-группы «КУБ» «Путешествия гигантского краба» рассказывает о том, как в 1917—1918 годах через войны и революции в Пермь везли с Дальнего Востока гигантского краба, который и по сей день украшает зоологическое собрание вуза. Самого краба на выставку не дали — слишком он хрупкий, но художественный объект достойно его представляет.

Бывает, что искусство буквально маскируется: арт-объекты выступают в качестве учебных пособий, как, например, скульптуры животных, созданные мастером-камнерезом Анатолием Овчинниковым, или работы самого Евгения Стрелкова — такие как коллекция… «отзеркаленных» графических изображений портовых кранов разных конструкций, так напоминающая собрание диковинных бабочек и других насекомых; или «Орнитофония» — графическая «книга художника», сделанная на основе описания волжских птиц 1770-х годов.

Нематериальное наследие, собранное пермскими учёными — диалектологами и фольклористами, тоже получило отражение в экспозиции. Уже не в первый раз, работая в выставочном зале галереи, Евгений Стрелков творчески использует расположенные в помещениях зеркала. На одном из них нарисована схема геологических периодов в истории Земли, а на другом воспроизведены словарные статьи из Акчимского словаря — полного словаря языка одной деревни, который пермские филологи писали на протяжении 30 лет. Уже и деревни практически нет, все из Акчима уехали, а словарь есть, и он уникален.

Выставка к 100-летию университета

  Константин Долгановский

Завершается выставка весело: на нескольких стеклянных столешницах, расположенных четырьмя слоями друг над другом, нарисованы граффити, которые когда-то реально были написаны на партах в университете:

«Я люблю конституционное право и никогда его не пропускаю. Юля Богачёва», «Ален Делон не пьёт одИколон» или «А меня зовут Чибон-Хомяк». Над этой инсталляцией видеопроекция услужливо предлагает прочитать высказывания великих людей о науке, порой не менее забавные: «Есть две бесконечные вещи — Вселенная и человеческая глупость. Впрочем, насчёт Вселенной я не уверен. Альберт Эйнштейн» или «Биологи приходят и уходят, а лягушка остаётся. Жан Ростан». Среди высказываний Милорада Павича, Галилео Галилея, Бернарда Шоу и других гигантов мысли — фразы университетских профессоров, таких как Маргарита Николаевна Кожина или Владимир Вячеславович Орлов.

Невозможно описать, сколько радости, сколько умиления — до слёз — испытывают здесь выпускники вуза-юбиляра! Владимир Береснев и Евгений Стрелков сделали эту выставку с истинным вдохновением, которое невозможно без некоторой нотки безумия. Недаром её названием стала знаменитая фраза эксцентричного гения Григория Перельмана: «Я знаю, как управлять Вселенной». Известное продолжение этого высказывания — «Зачем же мне бежать за миллионом?», но есть и апокрифический вариант: «Я знаю, как управлять Вселенной. Как при этом не привлечь внимание санитаров?»

Выставка к 100-летию университета

  Константин Долгановский

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться