Анатолий КАРПОВ: ЧУСОВОЙ СТАНОВИТСЯ ГОРОДОМ, ОТКРЫТЫМ ДЛЯ ИНВЕСТОРОВ
Вице-президент «Объединенной металлургической компании», исполнительный директор ОАО «Чусовской металлургический завод» рассказал читателям «Нового компаньона» о перспект
Вице-президент «Объединенной металлургической компании», исполнительный директор ОАО «Чусовской металлургический завод» рассказал читателям «Нового компаньона» о перспективах развития завода и города
— Анатолий Александрович, каким вы видите будущее Чусовского металлургического завода (ЧМЗ) в ближайшие несколько лет?
— Как минимум, уверенным.
Сегодняшнюю стратегию «Объединенной металлургической компании» (ОМК) можно разделить на две части. Первая — это производственная интеграция внутри компании. Вторая — обновление и совершенствование производства. Обе задачи масштабные и затратные, обе жизненно необходимые. В планах наших акционеров — завершить эти процессы в ближайшие 3-4 года.
Что касается собственно ЧМЗ, то к 2009 году мы должны завершить главные для нас проекты. Это — реконструкция ключевых производств: чугуна, стали, проката, феррованадия и автомобильных рессор.
— Какие условия необходимо выполнить, чтобы этого добиться?
— Реализовать существующие планы по реконструкции производства. Акционеры компании приняли ряд стратегических для нас решений. В частности, сталеплавильное производство компании теперь будет концентрироваться именно в Чусовом. С вводом нового чусовского комплекса на нижегородской Выксе соответствующее производство закроется. В ближайшие три года на ЧМЗ взамен давно устаревших мартеновских печей при участии зарубежных специалистов будет построено современное производство.
Мы также должны завершить процесс реконструкции доменных печей и тем самым добиться увеличения объемов выпуска чугуна. В 2009-2010 годах объем производства стали должен увеличиться до 1 млн т в год. Примерно таких показателей мы должны достичь по чугуну.
Запуск в производство нового продукта — феррованадия-80, более ликвидного на мировом рынке, также должен упрочить положение предприятия в этом сегменте рынка.
И наконец, мы просто обязаны запустить новые технологии на нашем авторессорном производстве. Сегодня чусовская рессора находит сбыт практически только на внутреннем рынке. В условиях, когда кризис в отечественном автопроме продолжается, а продажи иномарок в стране растут по 20-30% в год, мы четко понимаем, что должны успеть зайти с новой продукций на существенный для нас рынок Европы и Азии. В связи с этим мы планируем закупить и с помощью немецких специалистов запустить современное европейское оборудование, которое позволит нам выпускать качественно новую продукцию, которая обязательно найдет потребителей среди ведущих мировых автомобилестроительных концернов.
— С новой силой в деловых и политических кругах идут дискуссии вокруг вступления России во Всемирную торговую организацию (ВТО). Вы можете уверенно ответить, выиграет или проиграет ЧМЗ от этого?
— Вступление в ВТО — процесс длительный, слишком связанный с политической конъюнктурой, и не совсем понятно, когда в нем наступит прорыв. Я понимаю для себя ситуацию так: при любом раскладе состояние нашего бизнеса зависит от себестоимости продукции и ее качества. В этом направлении ЧМЗ постоянно работает и достигает результатов. Еще очень важна хорошая команда. И когда сегодня, работая на «дедовском» оборудовании, мы успешно конкурируем с современными предприятиями на зарубежных рынках, я понимаю, что такая команда на ЧМЗ есть.
Безусловно, для того, чтобы быть готовым к любым колебаниям на рынке, к любым потрясениям, мы должны стать современным предприятием. И двигаясь в этом направлении, мы должны признать, что, внедряя современные технологии, мы теряем необходимость нынешнего количества работников на нашем заводе. Ситуация получается очень непростая. С одной стороны, я, как топ-менеджер, заинтересованный в стабильном развитии предприятия, должен для повышения эффективности производства закупать и внедрять новые технологии, которые автоматически сокращают рабочие места. С другой стороны, как депутат местного Земского собрания, просто как человек, я понимаю, что сокращение рабочих мест неминуемо приведет к росту социальной напряженности. И вот эту проблему мы сегодня совместно с Чусовским муниципалитетом пытаемся решать.
— Получается?
— Должно получиться. У нас есть общее понимание задач, есть общее видение путей их решения. Сегодня мы совместно работаем над проектом стратегии развития Чусовского района, учитывая все возможные условия, просчитывая все возможные негативные последствия. Мы разработаем эту программу и со всеми цифрами, проектами пойдем в краевую администрацию. Я уверен, что наша программа, наша стратегия будет вполне конкретным планом действий, которые дадут реальный результат.
— Откуда такая уверенность?
— Чусовой по определению является перспективной территорией. С вводом в 2005 году в эксплуатацию дороги Полазна — Чусовой наш город стал настоящим перекрестком всей горнозаводской территории. Это наше преимущество, которое мы обязаны использовать. Поэтому комплексную задачу, которая стоит перед нашей территорией, я бы сформулировал так — здесь должны развиваться новые производства (в том числе производство строительных материалов), новый импульс должен получить малый и средний бизнес, прежде всего сфера услуг, туризма и отдыха. Развивать именно эти направления деятельности и есть перспективная задача местной власти. Инструменты для привлечения инвесторов и, как следствие, создания новых рабочих мест у муниципалитета есть. Главный инструмент — инвестиции в инфраструктуру. Но на сегодня нет финансового подкрепления этих инструментов.
— Где же взять деньги?
— У нашей компании, я имею в виду ОМК, уже есть опыт успешного сотрудничества в этом направлении с региональной властью в Нижегородской области.
В свое время для Выксунского металлургического завода ОМК разработала и реализовала серьезную инвестиционную программу, которая позволила предприятию существенно увеличить объемы производства, как следствие — выручку и, как следствие — налоговые отчисления. Параллельно с этим шли переговоры с обладминистрацией об изменении нормативов налоговых отчислений. Длительные консультации, расчеты, раздумья привели к заключению трехстороннего соглашения, реализация которого привела к тому, что муниципальный бюджет Выксы вырос почти втрое. Вырос за счет того, что гораздо более значительная часть налогов Выксунского завода осталась на территории.
Я думаю, что с определенными коррективами такой же подход применим и в нашем случае.
— Вы уже обсуждали такой вариант с кем-то из руководства региона?
— Нет. Пока у нас на руках не будет готового проекта со всеми цифрами и расчетами, мы его никому из руководства региона предлагать не будем. В противном случае это будет выглядеть как этакая «маниловщина», и дело дальше мечтаний не пойдет. Это должен быть серьезный бизнес-проект, со сроками исполнения, этапами реализации, просчитанными результатами. Я думаю, что тогда мы сумеем его защитить перед губернатором.
— Нет опасности того, что ваши предложения останутся на бумаге? В свое время в ряде СМИ прошли сообщения о том, что вице-губернатор Михаил Антонов заявлял, что региональная власть недовольна ходом инвестиционной программы ОМК в регионе...
— Я лично таких заявлений не слышал. Однако могу точно сказать, что инвестиции в пермские предприятия ОМК осуществляются, и немалые. Один «Губахинский кокс» уже получил более $50 млн прямых инвестиций, вливания в реконструкцию ЧМЗ в итоге составят гораздо большие цифры.
Другое дело, что параметры соглашения о сотрудничестве ОМК с региональной администрацией откорректировала сама жизнь. Внутри компании произошли изменения, в ее состав вошел еще один завод, который потребовал срочных антикризисных мер. В связи с этим несколько отодвинулись сроки по инвестиционной программе в отношении ЧМЗ. Вместе с тем я должен сказать, что стратегические планы ОМК в отношении ЧМЗ не изменились, мы — одно из ключевых предприятий компании, которое обязано развиваться и наращивать производство. ОМК продолжает наращивать объем инвестиций в наше предприятие и намерена расширять здесь производство.
— Уголовное дело по факту обрушения бассейна «Дельфин» завершено и передано в суд. Как вы оцениваете итоги расследования и комментарии в прессе на эту тему?
— Отношение к трагедии в «Дельфине» у нас в Чусовом как вы, наверное, понимаете, особое. Это самая черная страница в истории города, и мы ее еще не пережили до конца. Однако все должны понять и признать — завод, не дожидаясь итогов расследования причин аварии, выплатил компенсации семьям погибших, реализовал максимально полные реабилитационные программы для пострадавших. То есть сделал по справедливости все, что только смог в этой ситуации.
Что касается различных комментариев в прессе... Знаете, в марте нынешнего года, то есть уже после «Дельфина», у нас были выборы в Земское собрание, была борьба, была заводская команда, были ее оппоненты. Однако даже у самых оголтелых критиков нашего завода хватило такта не использовать трагедию в своих политических целях. В общем, это наша общая боль, боль каждого, кто здесь живет, и в нашем городе исключены любые спекуляции на эту тему. Проведено расследование, дело передано в суд, давайте дождемся судебного решения и уже тогда будем его оценивать.
— В прошлом году в ходе выборов Чусовской муниципальный район и Чусовское городское поселение возглавили представители ЧМЗ. Почему завод принял столь активное участие в выборах местных органов власти?
— Участие завода в любой сфере жизни города объективно велико. И мы хотим, чтобы наши работники, выйдя после работы за пределы завода, оказались в нормальном городе. Поэтому мы и участвуем в выборах. А необходимость смены власти в нашем городе назрела давно. К 2005 году в территории, на мой взгляд, созрел настоящий политический кризис. Он фактически и разрешился в ходе предвыборной кампании. Сегодня, когда между администрацией района и заводом существует нормальный конструктивный диалог, в городе начали совместно решаться многие вопросы, которые лежали мертвым грузом годами. И в этом смысле сегодня в Чусовом самый благоприятный климат для инвесторов, чем, скажем, в Чусовом же еще год назад.
— В последнее время самые разные чиновники и политики говорят о Чусовом как о спортивной столице Пермского края. Это очередная PR-акция, лозунг или за этими словами есть что-то конкретное?
— Конкретное есть — это победы чусовских спортсменов в разные годы на соревнованиях самого разного уровня. Есть постоянный чемпионат России по автогонкам, ралли «Ермак», которые проводятся в Чусовом. Есть спортивная детская школа олимпийского резерва. Совместно с Федерацией, регионом и муниципалитетом завод начинает строить современный спортивный центр. И есть идея превратить город в региональную столицу зимних видов спорта, которую многие поддерживают в Перми.
Если идею оформить в проект целевой краевой программы, если мы будем понимать, сколько этот проект стоит, тогда начинается серьезный разговор, и бизнес начнет вкладывать деньги в строительство гостиниц в Чусовском районе, туристических деревень и т. д.
— Есть мнение, что главным препятствием для того, чтобы такая программа появилась на свет, является экологическая обстановка в городе. Завод-то дымит, и этот дым никуда не спрячешь...
— Ну, наверное, спортом у нас в Чусовом занимаются главным образом не у дымящих заводских труб. Но я, конечно, согласен с тем, что экология — это серьезная проблема для нас. Именно поэтому в последние годы значительная часть инвестиций в наше предприятие шла именно на реализацию природоохранных мероприятий.
Сегодня я могу сказать, что мы уже решили на 90% проблему с вредными выбросами в воду. На очереди — воздушный бассейн. Установка очищающего и улавливающего вредные выбросы оборудования позволит сократить их наполовину уже к 2007 году. В этом смысле мы, безусловно, понимаем важность проблемы и решаем ее. Ведь, в конце концов, нам всем здесь жить. Все эти изменения диктует нам сама жизнь.
Мы постепенно становимся центром горнозаводской территории, городом, открытым для инвесторов, и в Чусовой, наконец, приходит пермский бизнес. Приходит не для того, чтобы что-нибудь урвать, а создавать, строить. В ближайшие пару лет в городе планируется возведение сразу нескольких крупных торгово-развлекательных центров, в Чусовой заходят серьезные строительные компании. Все это добавляет мне лишней уверенности и в перспективах завода, и в будущем города.
Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.