Юля Баталина

Юлия Баталина

редактор отдела культуры ИД «Компаньон»

Изысканный фовист

В галерее «25'17» открылась выставка Валерия Подкуйко

Поделиться

Казалось бы, в заголовке — самый настоящий оксюморон: фовизм никак не может быть изысканным, он по определению дикий и необузданный. Но к творчеству Валерия Подкуйко именно такое — нелогичное, ненаучное — определение подходит наилучшим образом.

Валерий Подкуйко

  Константин Долгановский

Выставка «Иллюзия предметности», работающая в галерее «25'17», по замыслу галериста Марины Фельдблюм, должна показать эволюцию художника от реализма к экспрессивной абстракции. Нечто похожее можно увидеть в новой галерее «Уникум», о которой «Новый компаньон» писал неделю назад: там показана творческая миграция пермского классика Александра Репина от реалистического пейзажа к абстрактной живописи. Однако итог этого дрейфа у двух художников принципиально различен: если абстракции Репина — это философский экстракт темы пейзажа, превращающий конкретный образ местности в модель мироздания, то у Подкуйко абстракция — это чистая экспрессия, бурное выражение эмоций, порождённых созерцанием реальности.

Валерий Подкуйко

  Константин Долгановский

И, строго говоря, настоящим реалистом Подкуйко никогда не был. Даже в ранних его работах официальный метод советских художников давался ему как-то не очень. Единственная картина в экспозиции, выдерживающая определение «реалистическая», — это работа 1982 года «Маша из Сепыча» — портрет трактористки, написанный по госзаданию. Глядя на этот портрет и сравнивая его с соседними работами, зритель не может не почувствовать, как художник укрощал себя, как старательно писал аккуратными мазками, как скрепя сердце выбирал чистые, неразбавленные краски… И видно, что всё это ему очень, очень не близко. Почувствовали это и заказчики — картина так и не была принята комиссией. Хотя девушка — прелестная, и портрет с сегодняшней точки зрения очень трогательный.

Во всех остальных работах Подкуйко не стесняется, пишет так, как просит душа. Неряшливые, объёмные мазки, массивные формы, словно выпирающие из полотен. Даже там, где картину можно назвать предметной, объекты словно стремятся превратиться в абстракции, распасться на цветовые пятна, объёмы и контуры. «Иллюзия предметности» — отличное название выставки придумала Марина Фельдблюм. То тут, то там — излюбленные подкуйковские приколы: вот пейзаж «Две скульптуры» — одна статуя, как положено, белая, другая почему-то зелёная; или «Красные казармы», работа 2011 года, когда художник писал любимый уголок Перми по воспоминаниям, — казармы здесь и в самом деле красные, а вот лошади — белые, синие и зелёные.

Валерий Подкуйко

  Константин Долгановский

Для Подкуйко цвет и фактура не менее важны, чем сюжет: если его колористическое чувство велит написать лошадь синего цвета, значит, будет синяя. А колорист он замечательный, мастер сложных цветов и гармоничных цветовых сочетаний. Будучи по характеру творчества принципиальным противником салонности и академизма, он тем не менее всегда был любим коллекционерами и отлично вписывался в дорогие интерьеры. Думается, чувство цвета, придающее его картинам ту самую изысканность, во многом этому способствует.

Экспозиция «Иллюзии предметности» хоть и небольшая, но даёт достаточно полное представление об интересах художника. Здесь все его излюбленные темы: городские пейзажи, лошади, бунтари и бунтовщики и, конечно же, ню — обнажённую натуру Подкуйко умеет «вкусно» подать. Это та реальность, с которой у Валерия Подкуйко отношения хоть и непростые, но гармоничные. Совсем как его картины.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться