Марек Кинцл

Марек Кинцл

директор компании Mark 1, доктор юридических наук

Жить лучше можно здесь и сейчас

Улучшение среды обитания в Перми — вовсе не такое дорогое удовольствие, как может показаться

Поделиться

Мы живём в Перми! Так хотелось бы сказать это с гордостью и восхищением. Но, к сожалению, всё время этому что-то мешает. Жизнь в городе зависит от многих факторов, но один из них нельзя упускать из виду: если в городе грязь, пыль и жить здесь неудобно — развития не будет. Это хорошо видно на примере Рио-де-Жанейро, где прошли Олимпийские игры и оставили смешанные чувства. Рио мог бы быть самым красивым городом в мире, но при одном условии — отсутствии беспорядка. Беспорядок порочит все начинания! Недоволен — выступай, выступаешь — критикуй, критикуешь — предлагай. У меня есть несколько предложений, как сделать Пермь более красивой и уютной. Они не масштабные и не дорогие, их можно осуществить в течение одного года, причём наверняка в рамках существующего городского бюджета.

Велосипедные дорожки

Сегодняшняя организация велосипедных дорожек не устраивает ни велосипедистов, ни пешеходов
  Константин Долгановский

Пыль и грязь

Обратите внимание на слой пыли, которая обязательно появится на вашей машине уже через пару часов после того, как она выехала с мойки. Это образец того, чем мы дышим. Крупные «зёрна» пыли фильтруются в носу, но те, что помельче, копятся в организме. Это причина многих заболеваний: астмы, болезней лёгких. К тому же пыль вредит эмбрионам, является акселератором диабета и ишемических заболеваний сердца.

Главная причина появления пыли в нашем городе — недостаток газонов на неукреплённых площадях. Корневая система газонов эффективно задерживает почву, та не попадает на дорогу и, следовательно, в воздух. Если будут многочисленные газоны, пыль исчезнет и город станет не только здоровее, но и красивее.

Сегодня никто не обсуждает необходимость ремонта и обслуживания дорог. Но подвеска машин точно не дороже здоровья наших лёгких. Содержание озеленения не является таким уж дорогим удовольствием. Если ремонт дорожного покрытия обойдётся в среднем в сумму около 1000 руб. за 1 кв. м, то средняя стоимость газонного ковра вместе с укладкой стоит около 250 руб. за 1 кв. м. Срок эксплуатации с учётом агрессивной среды будет примерно одинаковый.

При этом увеличение расходов на обслуживание газонов вовсе не ляжет дополнительным бременем на бюджет. Ведь одновременно уменьшатся расходы на уборку дорог летом и на обслуживание ливневой канализации.

Правильное обслуживание газонов (стрижка, удобрение, полив) должно быть регламентировано заказчиком, регламент прописан экспертами. Аналогично должна быть прописана допустимая технология и вид техники, применяемой для обслуживания дорог и тротуаров. Гигантские ковшевые погрузчики, выдирающие бордюры вместе со снегом, должны исчезнуть.

Зимой драматично ухудшается состояние общественных пространств, город зачастую буквально превращается в ледяной каток. А летом выглядят запущенными даже парк возле Театра оперы и балета и эспланада — центральные прогулочные зоны. Моё личное мнение: помимо недостаточно чётко прописанных условий контрактов, отсутствует эффективный контроль за подрядчиками. Для контроля и фиксирования нарушений можно приглашать общественность. Наиболее активным представителям «народных контролёров», которые бы выявляли нарушения, можно выплачивать вознаграждения — например, долю из предъявленных подрядчикам штрафов.

Стоянки

В ограничении пребывания индивидуального автотранспорта в центре Перми надо делать следующий шаг: разделение на резидентов, абонентов и временно приезжающих
  Константин Долгановский

Пешеходы и велосипедисты

Передвигаться пешком, на велосипеде или на коньках не только приятно, но и полезно. Но в Перми такое увлечение может быть довольно рискованным. Велодорожки шириной полметра вдоль загруженных дорог, да ещё пересечённые рекламными щитами, — не решение. Современные города обычно принимают меры для ограничения количества автомобилей и их движения в городской среде. Для этого создаются условия, чтобы движение пешеходов и велосипедистов стало не только возможным, но и приятным.

Стоит создать коридоры для свободного движения пешеходов параллельно с дорогами с интенсивным движением автомобилей. Автотранспорт в таких местах может быть разрешён только для подъезда или снабжения, с ограниченной скоростью и преимущественным движением пешеходов и велосипедистов в проездной части.

Пешеходные артерии должны объединить город так же, как и автомобильные дороги. Пространства между домами достаточно, застройка в Перми пока не плотная. Под пешеходные зоны могут быть преобразованы подъездные пути, брошенные и самовольно захваченные территории.

Парковые зоны и области

Помимо Камы Пермь пересекают Мулянка, Данилиха и Егошиха. Берега этих рек — красивые и ждут только уборки от мусора, культивации, создания тропинок, а затем — искусственного освещения и мероприятий по безопасности (например, оснащения камерами). Это даст жителям возможность передвигаться буквально на природе в центре города, заняться спортом и вести здоровый образ жизни.

Хороший пример — Балатовский лес, часть которого была преобразована в культурный лесопарк. Это место пользуется огромным спросом и популярностью среди жителей. Единственный минус — к Балатовскому лесу трудно подъехать на велосипеде или подойти пешком без утомительного передвижения вдоль загруженных автодорог.

Положительный опыт создания таких зон существует не только за рубежом (например, «Энглишер Гартен» в Мюнхене), но и в России (например, парковая зона вдоль реки в Оренбурге).

Парковки

Надо отдать должное: первые шаги к ограничению парковок в центре Перми городская власть уже сделала. Внедрена система платных парковок. Правда, сегодня она пока больше решает задачу пополнения бюджета. Правильная парковочная система должна решать другую задачу — вытеснение ненужного индивидуального транспорта из городской среды.

С этой целью обычно предоставляются разные условия для трёх групп пользователей: резидентов, абонентов и временно приезжающих. Резидентам система должна обеспечить право пользоваться уличной парковкой на приемлемых финансовых условиях. Количество машин в резидентской системе должно быть ограничено — до одной либо двух машин на квартиру. За первую машину резидентам можно платить немного — например, 1000 руб., за вторую — 3000 руб.

Группа абонентов — это прежде всего предприниматели, нуждающиеся в парковке недалеко от офиса. Количество абонентских мест должно быть ограничено, и размер ежегодных платежей может быть установлен по принципу биржи, где равновесие спроса и предложения будет обеспечено размером абонентской платы. Такой подход будет прозрачным, некоррупционным и выгодным для бюджета.

Третья группа пользователей — временно приезжающие. Эта группа должна платить определённую сумму, которая будет прогрессировать: чем дольше стоишь, тем больше платишь. Такой подход позволит избегать длительных стоянок в зонах для временно приезжающих.

Система парковок сегодня не отражает необходимости в уборке, особенно зимой. Решение простое. Каждая парковка должна на пару часов в неделю полностью освобождаться от машин для очистки от снега и грязи. Значит, в определённое время стоянка должна быть здесь запрещена. Время запрета должно соответствовать графику комплексной уборки. Расходы на такое мероприятие копеечные (изготовление знаков), экономия — колоссальная.

Общественный транспорт

Одновременно с мерами в отношении личного автотранспорта должны быть приняты меры по поддержке транспорта общественного. В Перми появились выделенные полосы для движения автобусов. Это хорошо. Но в современных городах частью общественного транспорта являются также такси, которым пользование выделенными полосами разрешается.

Что касается автобусов. Было бы хорошо, если бы пермский автопарк не отображал последний маршрут и покраску Германии. Да, мы понимаем, что приобрести подержанный немецкий автобус зачастую выгоднее, чем новый отечественный. Но сохранение этих кричащих атрибутов «секонд хенда» создаёт Перми имидж Буркина-Фасо. В конце концов, это недостойно современного миллионного города России.

Перекраска автобусов за счёт их собственника не должна отразиться на цене проездных билетов.

Перми одновременно стоит задуматься над единой системой проездных билетов, которая бы позволила применить месячные абонементы и больше отражала социальный аспект общественного транспорта.

Придомовые территории

Общественные площади в жилых районах сегодня таковы, что путешествие по Перми напоминает прогулку между зоной и свалкой. Заборы, ограждающие те или иные дома или жилые комплексы, часто построены без разрешения и захватывают чужую территорию. Эти заборы необходимо снести. Если без подобных сооружений могут обойтись города практически во всём мире, может без них обойтись и Пермь.

Для обеспечения безопасности существуют более удобные средства — например, камеры. Что касается бесхозных площадей, то стоит уборку, стрижку газонов и прочее обслуживание возмездно возложить на ТСЖ соседних домов, их управляющие компании либо на граждан, проживающих неподалёку, — в идеале пенсионеров, которые будут не прочь заработать. Такой подход будет социально привлекательным и экономически эффективным.

В городе уже существуют программы поддержки благоустройства придомовых территорий. Полезно добавить к ним систему штрафов и наказаний для тех, кто позорит лицо города территорией, которая не благоустроена, находится в беспорядке.

Набережная Камы

Набережная Камы реконструируется и приводится в порядок — это замечательно. Но настоящий шедевр из набережной можно создать, если расширить её за счёт русла реки.

Такое мероприятие требует некоторых вложений, но в итоге не является особенно сложным и затратным. Искусственные насыпи существуют во многих местах вдоль берега, где были созданы причалы. В принципе, надо только продлить береговую линию между причалами грузового порта и речного вокзала. Пермь, таким образом, получит красивую широкую набережную в виде прогулочной зоны, сравнимой, например, с набережной в немецком Дрездене.

Сердце города

Последнее из моих предложений — самое амбициозное.

Любой организм, включая город, нуждается в сердце. Пермь пока такого «сердца» не имеет. Решение: полностью ограничить движение автомобилей вдоль Комсомольского проспекта и преобразовать последний в масштабный бульвар. Ну или хотя бы ту часть Компроса, которая прилегает к Комсомольской площади.

Такое решение резко увеличит экономическую привлекательность расположенной там недвижимости, а город может обрести центр, похожий, например, на Вацлавскую площадь в Праге.

Негативных воздействий опасаться не надо. Просто люди больше будут пользоваться общественным транспортом и своими ногами.

Итого

В Перми есть очень много хорошего. Но вот чего не хватает — так это ярко выраженного желания жить лучше здесь и сейчас и веры в то, что это возможно.

Я надеюсь, что и желание, и вера вот-вот появятся.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться