Юля Баталина

Юлия Баталина

редактор отдела культуры ИД «Компаньон»

Прошлое без мифов

В издательстве «Траектория» вышла первая книга художественной прозы, написанная журналистом Любовью Соколовой

Поделиться
Записки взрослой женщины

Давным-давно известно: о детстве по-настоящему хорошо могут писать только те люди, которые запомнили, что счастливое детство — это миф. Нет никакого счастливого детства. Есть время огромных страхов, неуверенности в себе, неудовлетворённой потребности в любви и мучительной беспомощности в страшном мире, принадлежащем не тебе, а взрослым. Когда вчерашний ребёнок, сам ставший взрослым, трезво, без розовых очков и иллюзий, но всё же с лёгкой иронией, продиктованной опытом прожитых лет, рассказывает о тех годах, получаются самые лучшие книги о детстве и детях.

«Записки взрослой женщины» Любови Соколовой — как раз такая книга. Первые годы жизни, школа, студенчество, будни молодого инженера, народные волнения времён перестройки и душевные волнения девушки накануне собственной свадьбы — о чём бы ни говорила Любовь Соколова, она умеет выдержать этот спасительный тон: правдивый, лишённый иллюзий и слегка ироничный.

Эту книгу невозможно читать, не «примеряя» события на себя. Думается, не только женщины, но и мужчины, пережившие игру «Зарница», командировочные мытарства по Советскому Союзу или «прелести» турпоходов тех времён, испытают острое чувство узнавания и поразятся: как она запомнила все эти детали? Прочитал — и как будто на 30—40 лет назад вернулся!

Но когда дочитываешь до повести «Миф о прекрасной Зязелге», когда речь заходит о годах коллективизации и войны и в повествовании появляются онучи, бараки и ватники, понимаешь: дело не только в хорошей памяти, дело — в опыте профессионального журналиста, честного, дотошного в добывании информации и внимательного к деталям.

«Записки взрослой женщины», как ясно из названия, — женская проза, но это не мешает ей быть жёсткой, правдивой и совсем не умилительной. Если и появляется в тоне повествования лёгкая сентиментальность, она тут же нивелируется интеллигентной иронией и отменным чувством юмора. Обсуждая книгу, читатели обмениваются впечатлениями о том, «над чем смеялись»: кто-то над «Зарницей», кто-то над командировками… Здравое, немного философское отношение к причудам реальности помогло героиням Любови Соколовой пройти через множество жизненных проблем, а её читателям помогает пережить день сегодняшний, потому что чтение это доставляет большое душевное отдохновение.

Соколова пишет в жанре лирической прозы: все рассказы и повесть написаны от первого лица, и авторское «я» совпадает с протагонистом «до степени смешения» — кажется, что она пишет буквально о себе. Однако мама главной героини рассказа «Моя прекрасная Бигги» — добрая и дисциплинированная секретарша председателя горисполкома — и суровая, зачерствевшая в военные годы

Галина — мать героини «Зязелги» — это разные женщины. Стало быть, и героини разные. Вымысел в произведениях Соколовой так незаметно растворяется в правде, что трудно отделить одно от другого.

Книга вышла в пермском издательстве «Траектория», а могла бы выйти в каком-нибудь центральном, большом издательстве приличным тиражом, с хорошей раскруткой. Спору нет, Любовь Соколова — отличный журналист, но, после того как прочитаешь её книгу, начинаешь понимать: пора ей с этим делом завязывать. Она может стать автором бестселлеров. Нужно лишь сделать один небольшой шаг — придумать вторую книгу. Ведь труднее первой книги — только вторая.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться