Аркадий КАЦ: ГОВОРЮ ЗА СЕБЯ
Основной претендент на пост пермского сити-менеджера объяснил читателям «Нового компаньона»,почему ему нравится работать в мэрии
Основной претендент на пост пермского сити-менеджера объяснил читателям «Нового компаньона», почему ему нравится работать в мэрии
— Есть версия, что причиной вашего перехода в мэрию был якобы конфликт с Олегом Чиркуновым на почве того, что председателем совета клуба «Урал-Грейт» стал Андрей Агишев. Соответствует ли эта информация действительности?
— Надо спросить у Олега Чиркунова. Я уверен, что нет. Это было содержательное решение, которое мы долго обсуждали, по поводу которого, вне всякого сомнения, советовались с Чиркуновым. И это решение, связанное не с обрубанием хвостов, а с движением вперед.
— Для вас переход в мэрию — движение вперед?
— Да.
— Почему?
— Потому что это новый проект. Почему я на него пошел? По внутренним ощущениям это движение вперед. Мотивация — содержательная.
Дело в том, что управление областью носит характер достаточно абстрактный, давайте прямо и честно говорить. Воздействие оказывается через межбюджетное регулирование, через стимулирование, установление нормативов и т. п. То есть результат управленческого действия на уровне субъекта, безусловно, важен, значим, но весьма опосредован, и когда он наступает, жизнь уже меняется. Я все-таки человек по характеру своему предметный. Мне интересно делать что-то, наблюдать результаты труда, получать обратные связи. В этом смысле земной, прикладной характер работы в городе мне профессионально более интересен.
Сейчас понятно, что вопрос в том, что проект может быть отдан мне как главе администрации не потому, что мне это интересно, а потому, что депутаты свяжут со мной определенные ожидания, но это уже другая история. Нужен баланс: не только мой интерес, но и общественная значимость. На то он и конкурс. Но для меня лично это значимый проект, и те вопросы и задачи, которые мне предстоит решать как главе администрации, для меня содержательны и интересны.
Я бы еще сильно подумал, если бы предложение поступило год-два назад. Разница в том, что 131-й закон заработал, и это основание проверить мои собственные слова и заявления. Да, я убеждаюсь в том, что закон заработал. Сегодня город — это понятный, описанный объект управления, имеющий собственные расходные полномочия, собственные доходные источники. И на сегодняшний день только от эффективности городской команды, от умения выбирать приоритеты, эти приоритеты доказывать и согласовывать с краевой властью, зависит успешность реализации проекта.
— Но обстоятельства, при которых вы перешли в мэрию, были такими: Чиркунов заявил, что это инициатива Шубина, якобы это он попросил губернатора, чтобы вы поработали в мэрии. Складывалось ощущение, что в этой рокировке нет вашего решения, это лишь договоренность между Шубиным и Чиркуновым. Если бы не они, вы бы претендовали сейчас на пост сити-менеджера?
— Если бы не поступило предложения от моих уважаемых коллег, я бы сам с такой инициативой выходить не стал. Но после того как оно поступило, было внимательно рассмотрено, после консультаций с Шубиным и Чиркуновым, с учетом моего интереса к этому проекту, мной было дано согласие на участие в нем. Естественно, без моего согласия не было бы ничего.
— Сейчас как складываются ваши отношения с губернатором? Чиркунов высказывает пожелания по программе, которую вы готовите?
— Несколько вещей. Во-первых, если уж про программу заговорили — безусловно, губернатор будет давать согласие на программу, предложенную главой администрации, хотя бы потому, что он имеет на это право по закону. Треть членов конкурсной комиссии формируется областным Законодательным собранием по представлению губернатора, и совершенно очевидно, что позицию краевых властей эта часть комиссии будет учитывать при принятии решений и голосовании по кандидатуре главы администрации.
С учетом нашего большого опыта совместной работы, кроме официальных отношений, существует система рабочих консультаций. Очевидно также, что со временем меняется характер консультаций. Чем дальше, тем больше это — советы по вопросам стратегии, взаимодействия, вопросам управления, формирования местного бюджета. Естественно, я опираюсь на мнение коллег по администрации и также на ту систему взаимодействий, которую мы выстраиваем с главой города и городской думой.
— По процедуре назначения как будто нет окончательной ясности. Каких нормативных актов сейчас не хватает, чтобы назначить сити-менеджера?
— На мой взгляд, есть абсолютная ясность, по этому поводу существует официальное заключение юристов, городской администрации и думы. Есть положение о порядке проведения конкурса, есть проект контракта, думе осталось принять решение об объявлении конкурса как такового.
— Как вы думаете, какими критериями следует руководствоваться депутатам, выбирая сити-менеджера?
— Я вам скажу, как, на мой взгляд, должно быть правильно. Для начала — несколько слов о смысле разделения власти публичной, политической и администрации. Публичные избранные лица определяют приоритеты, цели, задачи развития города и формулируют их власти исполнительной. Вот в чем сущностный смысл разделения. Народные избранники, исходя из наказов избирателей, своего профессионального опыта, знаний, представлений об источниках финансирования этих задач и финансовых ограничений, которые есть, формируют приоритеты. Это — их священное право. После этого задача местной администрации и ее главы — разработать программу достижения этих приоритетов. И в этом смысле претенденты должны оцениваться одним простым способом: чья из предложенных программ позволяет наиболее полно, быстро и с наименьшими издержками достичь поставленных задач общественного развития.
Конечно, сегодня такого формата взаимодействия нет, и это не упрек депутатам: в целом такой системы разделения власти публичной, политической, избранной и власти исполнительной пока нет. Сегодня приоритеты в целом ясны, но четко, системно не сформулированы.
Я говорю за себя: буду исходить из того, что выйду на депутатов с предложением того, как я вижу и понимаю цели, задачи, направления движения в сферах пространственного развития, городского хозяйства, человеческого потенциала, общественной безопасности, экономического развития и т. д.
То есть весь комплекс вопросов, который закреплен 131-м законом за местным самоуправлением, будет мною разложен на направления, укрупненные блоки, центры ответственности. По каждому из них будут сформулированы задачи. Это — первое, что я сделаю. Под них будет строиться уже все остальное. Например, структура администрации (теперь она также утверждается городской думой) формируется под эти цели и задачи. Планы деятельности должны быть направлены на достижение целей и задач, бюджет должен обеспечивать достижение указанных приоритетов.
Это — формат, в котором я буду готовить предложения. Для меня важно, чтобы принятие думой решения о главе администрации было не столько решением по фигуре — Кац, Иванов, Петров или Сидоров — сколько было согласием на указанные цели и результаты, первоочередные проекты, способы их достижения и основные параметры бюджета. Вот о чем надо договориться. Если договоримся об этом, будет конструктивное взаимодействие. Потому что дальше, опираясь на это, я буду выходить в думу и говорить: «Как мы с вами договорились, мы делаем то, то и то...» Если мы договоримся об этом, для меня простейшим вопросом станет утверждение структуры, потому что она будет сделана под эти задачи. Я думаю, что правильно было бы оценивать так.
С другой стороны, конечно, окончательные критерии сформирует для себя каждый участник комиссии сам. В этом смысле считаю абсолютно правильным, что в состав конкурсной комиссии со стороны города вошли исключительно депутаты. Потому что депутаты — это уже избранные населением представители. Не должно быть какой-то еще общественности. Депутаты наделены всеми необходимыми полномочиями, а глава города, высшее должностное лицо, является председателем конкурсной комиссии. Соглашаясь или нет, все равно они будут смотреть, чья программа наиболее полно соответствует их представлениям о правильном развитии города.
— Вы какие-то консультации с депутатами ведете?
— Как и все остальные лица, которые намерены выдвигать свою кандидатуру на должность главы администрации.
Я не ищу специальных поводов для разговора. Сегодня есть вопросы, которые их интересуют. Я в первоочередном порядке встречаюсь с людьми, слушаю, понимаю, высказываю свою точку зрения. На таких конкретных примерах мы выстраиваем взаимоотношения.
— Давайте теперь разберемся с функциями сити-менеджера. Если сейчас посмотреть сайт городской администрации, то можно обнаружить, что в вашу компетенцию, помимо 131-го закона, входит также проведение единой экономической, финансовой и налоговой политики и бюджетные вопросы. Точно такими же словами сформулирована компетенция заместителя главы города Александра Бесфамильного. Как будут разграничиваться ваши полномочия?
— К разграничению полномочий мы будем идти поэтапно. Структура, которая сегодня существует, еще старая, существовавшая при главе города, который совмещал в себе исполнительную и политическую власть. Сейчас мы делаем первый шаг — перераспределяем обязанности между заместителями в рамках оставшейся в наследство конфигурации.
Второе системное и значимое изменение произойдет после того как назначенный глава администрации в соответствии с Уставом Перми внесет новую структуру на рассмотрение в гордуму. После принятия этого решения можно будет всерьез говорить о распределении обязанностей, центрах ответственности, о задачах и о кадровом составе, который будет эти задачи решать.
Пока, конечно, структура носит временный характер, и действительно сильно устарела. Сейчас по согласованиям уже ходит документ, приводящий эту структуру в соответствие с фактическим исполнением обязанностей.
— Правда ли, что сейчас есть три варианта структуры реформирования администрации?
— Нет. Начинать надо вообще не с этого. Сейчас надо очень грамотно и правильно выстроить систему управления городом и договориться о разграничении ответственности полномочий и круге решаемых вопросов между думой, главой города и администрацией. Мы сначала это должны пройти. Потом уже структурируется администрация. Версий вообще много разных существует, но есть некая базовая конструкция, в рамках которой ведется сегодня диалог между заинтересованными сторонами.
— Сейчас выходит, что у Шубина есть заместители и в думе, и в администрации?
— Нет. В администрации — заместители главы администрации. И так будет после назначения сити-менеджера.
— И все кадровые решения вы будете принимать?
— Да, в той степени, в которой это предписано Уставом. Согласно Уставу, первый зам и главы районов согласуются с думой. Я для себя решил, что если мне и после 30 мая суждено работать в качестве главы администрации, то ключевые кадровые решения я буду обсуждать в порядке консультаций с главой города. Также со своей стороны и глава города, и дума выносят на совместное со мной обсуждение планируемые изменения структуры аппарата думы. Формат обеспечения работы главы города — это предмет нашей совместной работы.
— Понятно, как сильно изменится структура администрации?
— Логика в целом понятна. Понимаете, чего нельзя делать? Сейчас есть некий круг полномочий, который закреплен за городом. Так вот, нельзя дробить их: допустим, вопросы общественной безопасности забирает глава, вопросы самоуправления — дума, вопросы развития городского хозяйства — администрация... Всю картошку разложили на кучки. И больше не соберем, неуправляемая ситуация.
Безусловно, объем полномочий исполнительной власти в городе уменьшится в связи с выделением должности главы города как высшего должностного лица и политического руководителя. Только надо уменьшать объем не за счет сокращения этого поля, а за счет снижения высоты «пирога». То есть если раньше администрация сама определяла политику, приоритеты, стратегические вопросы, то на сегодняшний день это пространство занимает власть представительная. Дума и глава города ставят цели, задачи, направления развития города, определяют они, хоть мы и советуемся. Они — избранные лица. После этого уже городская администрация выкатывает направления, задачи, перспективные планы. Они возвращаются в думу, проходят здесь обсуждение, согласование и утверждаются. А потом исполняются. По итогам исполнения, когда прошел определенный период, мы результаты работы снова вносим на думу.
Меняется формат взаимодействия исполнительной и представительной власти. Не будет ситуации, когда исполнительная власть пишет законы, вносит в думу, дума правит, возвращает обратно, глава не подписывает, депутаты преодолевают вето, и весь пар уходит в свисток. В чем мудрость новой конструкции? В том, что глава города является председателем представительного органа и одновременно председателем конкурсной комиссии, работодателем и заключает контракт с администрацией. Вот она — система стыковки. И основные стратегические вопросы должны предварительно рассматриваться у главы города.
Для меня это очень важно, потому что повышается степень устойчивости решений, если они прошли предварительное обсуждение у главы. Не секрет, что после консультаций с депутатами думы, которые отвечают за определенное направление, вероятность прохождения документа по этому направлению повышается. То есть я в этом заинтересован.
Кроме того, в этом формате я делюсь ответственностью с представительной властью за принимаемое решение. Меня абсолютно устраивает этот формат. Я сторонник того, чтобы большинство ключевых решений принималось и обсуждалось на представительном органе. Я такую политику буду проводить.
В качестве первого шага впервые за последние годы администрация внесла в думу план строительства и реконструкции дорог. Раньше такие вопросы утверждались единолично.
— Шубин уже говорил, что ему не очень интересно быть фигурой сугубо политической, ему самому интересно еще и хозяйством заниматься. Вы не видите в этом скрытого противоречия?
— Безусловно, в любой новой системе есть какие-то риски. Но в любой новой системе есть и новые плюсы. Наша задача — максимально вытащить плюсы, а риски нивелировать. Мы на берегу сейчас всю систему полностью не придумаем, просто будем двигаться по шагам. Я уверен, что мы общую конструкцию не только согласуем, но и на думе утвердим в течение максимум двух месяцев. На июньском заседании думы полностью закончим формирование всей системы управления, включая формирование структуры местной администрации. Это очень неплохой срок. У нас есть все шансы за три месяца со дня выборов пройти этот путь.
А шероховатости будут, но я думаю, мы их пройдем до конца года. Почему? Надо один бюджет прожить вместе. Ничто так не сплачивает, как один съеденный пуд соли. Пока системных рисков я не вижу.
— А есть ли грубая зависимость — как перераспределение полномочий скажется на численности аппарата?
— Стоит задача пройти реформирование без увеличения расходов на муниципальное управление. Принципиально будем эту задачу решать.
— Внутри всей структуры кадры перераспределятся в пользу думы?
— Да, конечно. Хотя бы в силу того, что раньше люди, обеспечивавшие деятельность главы города, сидели в городском аппарате. Теперь они переходят в думу, так как в Уставе Перми написано, что деятельность главы города обеспечивается аппаратом думы. Главное, чтобы распределение было сбалансированным и не привело к общему увеличению расходов на муниципальное управление. Будем смотреть, как эту ситуацию сохранить — где-то за счет прямого сокращения кадров, где-то за счет изыскания резервов.
— Есть ли проблемы с переучиванием кадров?
— В любом управлении стоит постоянная задача повышения квалификации, улучшения управленческих навыков и мотивации сотрудников. Прежде всего, топ-менеджеров. Такая задача стоит и здесь. Нельзя ничего ломать. Все, что наработано и в плюс, должно остаться. Не будет ничего огульного. Обновление команды, безусловно, произойдет. Целый ряд сегодняшних руководителей, заместителей главы администрации останется на своих местах. Надо найти разумный баланс опыта знаний и новой струи. Я вижу такое сочетание. Более того, некоторые кадровые решения уже проговорены. Кадровые назначения пойдут, не дожидаясь конкурса. Некоторые кадровые изменения произойдут в кратчайшие сроки, и с людьми это также согласовано. Озвучим их на этой неделе. Они касаются распределения обязанностей и назначения руководителей некоторых департаментов и комитетов.
— Кто станет кадровым резервом для грядущих назначений? Депутаты думы, областные чиновники, бизнесмены?
— Это достаточно широкий и не формализованный статусом круг людей, с которыми мне приходилось работать в разное время и чьи взгляды совпадают с моими.
— Перейдем к вашей программе. В каком состоянии находится ее разработка?
— Осталось только написать.
— Все есть уже в голове?
— Три месяца активной работы, глубокого погружения, общения не только с коллегами и руководителями администрации, но также работниками бюджетной сферы, на кого наша деятельность направлена, потребителями бюджетных услуг. Есть понимание, как формулировать цели, задачи. И это простое понимание, изложенное человеческим языком на небольшом числе листов бумаги, и будет представлено.
Не думаю, что написание научного труда — правильная задача. Надо просто четко сформулировать видение тех приоритетов во всех секторах городского хозяйства, которое необходимо реализовывать. У меня такое видение есть, оно соответствует моему внутреннему мироощущению, оно разделяется теми коллегами, с которыми я готов продолжать работу, я его уже проговаривал и тезисно докладывал на встрече с депутатами. Массу аспектов проговаривали с Шубиным, мои подходы известны и Чиркунову. Надо их только сформулировать.
— На встрече с депутатами вы говорили в основном о бюджетных приоритетах. Поделитесь простым человеческим языком с читателями «Нового компаньона» другими тезисами из своей программы.
— На самом деле бюджет — это выражение всей системы управленческих действий. Мы все равно придем к нему. Правильно — взять отдельные задачи, просчитать стоимость ресурса и перейти к среднесрочному бюджету. Сказать, что можем, что не можем, и в какие сроки реализуем то, что можем. Я двигался в формате бюджета, потому что так попросили депутаты. Все основные приоритеты — я их могу только повторить. Особых секретов нет.
— Помимо написания программы, вы занимаетесь текущей хозяйственной деятельностью?
— Конечно.
— В прошлом году проводился капитальный ремонт дорог. Результат, мягко говоря, не превосходный.
— Будет еще проведена независимая экспертиза. Результаты первичного осмотра тех дорог, которые ремонтировались в прошлом году, показали удовлетворительное состояние после выхода из зимы. Есть отдельные проблемы, но дороги отремонтированы с пятилетней гарантией, и эти недоработки будут устранены.
На сегодняшний день главной проблемой города являются две вещи. Первая — серьезнейший накопленный капитальный недоремонт дорог за многие последние годы вообще. Вторая — ситуация с постоянными раскопками и отсутствием внятной контролируемой системы устранения раскопок. По обеим проблемам надо определяться. Мы должны сформулировать для себя перечень капитального ремонта дорожного полотна. Сказать, что можем обеспечить, а что нет, и войти в нормативные сроки ремонта дорог. Мы сейчас уходим в целую проблему. То, что вы говорите о дорогах — то же самое можно сказать по состоянию школ, Дворцу спорта «Орленок», жилых зданиях и т. д.
— Да, но дороги — это больное.
— Дороги — это видное. Необходимо сегодня зафиксировать одну важнейшую проблему. Долгое время бюджет финансировал лишь то, что мог себе позволить. Бюджет составляется по принципу «сколько заложено — столько исполнено». В бюджете не фиксируются обязательства, и формально в нем нет кредиторской задолженности. Просто что-то не закладывали и не финансировали. Вся наша кредиторская задолженность — на дорогах, в падающих перекрытиях школ, ветхом состоянии неотремонтированного жилого фонда. Все эти проблемы вылезли одновременно. Фаза активного развития города в 1970-1980-е годы закончилась, а потом пошел спад. Сейчас физически наступили сроки износа по всему и сразу. Как мы резко и одновременно бросили все финансировать, так резко и одновременно по закону физического износа материального имущества проблемы вылезли по полной программе. Это — глобальная проблема. Она одинакова для всех, не только для Перми.
— У вас в программе будет прописано, как с этим справиться?
— Что происходило в течение последних лет? Расходные обязательства города росли, потому что на баланс мэрии передавалось ведомственное жилье, садики. Зона ответственности возрастала, а доходная база неуклонно сокращалась. Как и по всей стране. Накапливался огромный дисбаланс, который сегодня вылез в недоремонтах. То есть нам сегодня мало обеспечить текущее финансирование того, что есть, но следует еще решить ту ситуацию, которая над нами нависла.
Когда я говорю про текущее финансирование того, что есть, я не говорю про огульную фиксацию всего, что существует. Первое, что надо понять: рационально ли и эффективно ли мы финансируем то, что есть. Я, например, абсолютно уверен, что не все надо финансировать. И мне кажется, понимаю, как правильно изменить ситуацию, готов после написания детальных планов, программ выносить на утверждение думы механизм изменений финансирования того же дополнительного образования. Ну не надо нам сегодня содержать сеть ради сети! Сегодня более 300 млн руб. мы тратим на функционирование всех учреждений. Ну, ветшают они исправно... Себестоимость содержания одного человека получается огромной, причем доступ в учреждения очень маленький. Что-то не то мы делаем. Первое — нам надо реализовать те обязательства, которые мы приняли на себя, посмотреть, как мы можем их наиболее эффективно использовать, и в момент «икс» сказать: «Все!». То, за что мы взяли ответственность, мы должны содержать в надлежащем порядке. Более того, то, что мы можем перевести в услугу, следует перевести. Наше дело, чтобы люди могли бесплатно получать услугу, а не то, что мы должны содержать учреждение.
Второе. Надо понять, что мы делаем с тем, что накопилось. И тут несколько способов. Мы можем передавать на обслуживание целые сектора городского хозяйства. Заметим, что в последние годы, так или иначе, но транспорт в эту ситуацию вошел. Большая часть сферы ЖКХ в эту ситуацию вошла, и еще целый ряд секторов входит. Делалось это не всегда осознанно, не всегда с пониманием того, что происходит и каким будет результат. Здесь мы должны четко сказать — что мы передаем, под какие задачи.
Что остается в нашей зоне ответственности? Дороги, точно. Мы должны разработать план развития дорожной сети.
Все это будет прожектами, если не свяжем вопросы с источниками финансирования. Поэтому сегодня вопрос о среднесрочном бюджете становится не научной потребностью, а жизненной необходимостью. Долгие годы мы жили от бюджета до бюджета. Сегодня мы должны выйти в формат среднесрочного планирования. А по каким-то вещам, таким, как Генеральный план Перми и дороги, сверстать план вообще на 10-15 лет. С точки зрения финансового обеспечения хотя бы в трехлетку надо выходить в этом году. Наличие закрепленных источников доходов бюджета позволяет это делать.
Есть конкретное сложное разнообразное хозяйство. Надо рассматривать каждый участок. И в каждом участке есть отдельные и не похожие на другие части. Например, образование, где дошкольное, дополнительное и среднее — это три разные образовательные системы, которые работают в разной экономике, в разной структуре, с разной системой обязательств и, по идее, дополняют друг друга, но достаточно независимы. По каждой из них надо принимать четкое управленческое решение: что мы делаем, откуда берем деньги для достижения решений, что мы путем принятия такого решения предлагаем потребителю бюджетной услуги, читай — населению, объяснять это, получать согласие и начинать реализовывать.
Почему напряжение поднакопилось в связи с работой прежней администрации, хотя многие вещи задумывались правильно? Потому что делали все наоборот. Сначала запускали реформу, а потом потребитель спрашивал «Что происходит?». Затем шла реакция на обратную связь, а обратная связь была, как правило, негативной. Надо же делать наоборот.
Вся программа — это совокупность наших действий по отдельным направлениям.
Что касается увеличения доходной базы бюджета, то это работа с землей и имуществом. Вот весь смысл 131-го закона, он «ставит на землю» местное самоуправление. Повышение эффективности землепользования — ключевая задача.
— Прошлая администрация действительно пыталась осуществить ряд хозяйственных проектов. В их числе, например, оптимизация маршрутной сети. Они сохранятся?
— Да. Тут такая штука. В чем была допущена ошибка, когда шли баталии по транспортным делам, хотя предложения были разумные? Отдельно рассматривали тариф и отдельно — сеть. Да быть такого не может! Под каждую маршрутную конфигурацию существует свой тариф. И по ним вместе надо принимать решение, просчитывать его финансово. Тот проект, который был в свое время подготовлен, и является сейчас основой слушаний, он был сделан под простую задачу — под 6 руб., под неувеличение тарифа. И это возможная постановка вопроса. Если мы хотим другую сеть — нет проблем. Но давайте поймем, каким будет размер тарифа, и вместе примем решение.
Почему я еще сторонник рассмотрения на думе — эти конфликты внутри думы будут гаситься. В прошлом составе тариф утверждала дума, а сеть — администрация. А чего ради депутаты будут повышать тарифы? Эти решения вместе надо принимать.
— Вы видите реальных конкурентов среди других претендентов на пост сити-менеджера?
— Не знаю. Никто не приходил и не бросал мне перчатку на стол. Моя задача — самому быть готовым, и этого достаточно.
Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.