КРИЗИС - ИСТОЧНИК ПРОБЛЕМ ИЛИ МЕХАНИЗМ НОВЫХ РЕШЕНИЙ?
Мнение начальника управления промышленности и науки администрации Пермского края Валерия Струка
КРИЗИС — ИСТОЧНИК ПРОБЛЕМ
ИЛИ МЕХАНИЗМ НОВЫХ РЕШЕНИЙ?
Валерий СТРУК,
заместитель председателя
департамента промышленности
и природопользования
администрации Пермской области, начальник управления промышленности и науки
Обрабатывающая промышленность Пермского края сегодня переживает системный кризис. Если в целом по стране ее объемы в 2005 году достигают 99% относительно 2004 года, то в Прикамье этот показатель составляет лишь 81%. Выходом из кризиса должна стать ре-структуризация обрабатывающей промышленности региона и ориентация ее на потребности рынков.
Кооперация поможет развиваться устойчиво
Недавно в Перми прошла выставка «Станки и инструменты». На ней было представлено современное оборудование для машиностроения из разных стран мира. Нельзя сказать, что пермские предприятия не имеют аналогичных технологий. Они уже внедрены, работают и дают отдачу. Первичный «голод» на современное оборудование утолен.
Почему же на пермских предприятиях нет ожидаемого прорыва и роста продаж?
Все предприятия машиностроения Прикамья имеют в основе длинную технологическую цепочку. Они являются очень сложными комплексами, состоящими в среднем из 700 видов технологических процессов. Понятно, что обеспечить технологический подъем на всех направлениях невозможно ни технически, ни экономически. Нужно их по возможности разделить. В этом смысле перспективна идея вынесения с производств технологических центров обработки. Например, на двух заводах есть лазерный раскрой листа. Безусловно, внедрение этой технологии на «Мотовилихинских заводах» обеспечило значительное технологическое преимущество, но — в рамках только одного предприятия. И хорошо, что сегодня потребности самого завода загружают эти мощности полностью.
А что надо, чтобы это было более эффективно для региона? Ответ прост — надо размещать подобное производство прямо на металлобазе, откуда предприятия сегодня вывозят просто листы металла, а при развитой экономике должны вывозить полуфабрикаты — заготовки после раскроя.
Сегодня уже можно привести конкретные примеры реализации идеи вынесения технологических центров, однако пока это лишь точечные явления, которые не могут дать масштабного эффекта. Процесс замедляется еще и потому, что это связано с определенными первоначальными затратами и рисками. Например, на той же металлобазе нужно поднять уровень квалификации работников, уровень культуры при транспортировке.
Есть ряд специализированных производств, которые уже пора выносить не только с заводов, но и из Перми в другие города Пермского края ради повышения эффективности.
Процесс уже стартовал. Западно-Уральская металлургическая компания, к примеру, планирует вынести центр литья в Кизел. Директорам заводов пока сложно пойти на шаг, связанный с затратами на перемещение. Однако они уже начинают понимать, что это освободит от рутины аппарат, который получит возможность заниматься новыми проблемами и продвигаться вперед.
Таким образом, промышленность стоит на пороге структурных изменений как технологически, так и территориально. К сожалению, пока, сталкиваясь с нарастающими проблемами, частники смело идут лишь на один шаг — сокращение производства и персонала, демонстрируя неумение находить решения проблем на принципах кооперации.
Генератор идей
Машиностроение не работает без результативных опытно-конструкторских разработок.
Как нефтяники не могут добывать нефть, пока не разведают месторождение, так и машиностроение без разработки технической документации не сможет начинать производство. Именно на этом этапе сосредоточены самые большие риски и затраты, которые связаны с высокой неопределенностью и недостатком информации.
В этом году на базе Пермского государственного технического университета будет организован технопарк. Это будет площадка для поиска новых идей, инноваций. Наша задача — сформировать его так, чтобы задать развитие предприятий для существующих и перспективных рынков.
В технопарк будут приглашаться, прежде всего, те предприятия, которые стоят перед новыми межотраслевыми проблемами и заинтересованы в их решении не в одиночку, а совместно с другими. Иными словами, региональная администрация предлагает создать в форме технопарка связанные между собой конструкторские бюро предприятий промышленности. Например, это могут быть конструкторские бюро промышленной автоматики и систем управления.
Сегодня уровень конкурентоспособности машиностроения во всем мире определяется интеллектуальной составляющей в продукции. Пермская продукция не может похвастаться высоким уровнем современных систем автоматики. Создавать на каждом предприятии соответствующее подразделение не только неэффективно, но и чревато потерей времени и технического уровня. Решение вынести их в технопарк представляется вполне оправданным.
Главное — рынки сбыта
На «круглом столе» выставки «Станки и инструменты» прозвучал тезис о необходимости скорейшего технического перевооружения предприятий. Безусловно, важный вопрос, но технологическое преимущество не будет эффективно использовано без ясной рыночной перспективы. Оборудование не принесет решение проблемы само по себе.
Основным принципом реструктуризации должна стать ориентация предприятий на удовлетворение потребностей рынков. Сегодня в регионе существуют ниши, которые постоянно увеличивают потребление продукции, обеспечивая растущий спрос. Одна из них — жилищно-коммунальное хозяйство. Это огромная отрасль, которая именно сейчас встает на ноги и пользуется, кстати, поддержкой областного бюджета. Здесь поиск идей для реализации бизнес-стратегии края представляется перспективным. Не боясь быть непонятым, приведу лишь один пример.
Мы знаем, что сегодня Пермская область потребляет большое количество газа для генерации электроэнергии и тепла. Альтернативой ему могут стать пелеты — древесные таблетки, которые уже используются в Европе в качестве замены дорогостоящему газу.
Мы находимся на пороге вступления во Всемирную торговую организацию. Параллельно этому идет газификация районов. Но кто сможет платить за газ по европейским ценам? Нужно просчитать конкретные проекты в муниципалитетах и определить, есть ли смысл производить полную газификацию в теплоэнергетике. Может быть, достаточно иметь газ как резервное топливо? Ведь не за горами ограничения в поставках газа и покупка его на рынке по свободным европейским ценам. Тем более что под этот проект можно задействовать механизм поставок оборудования по Киотскому протоколу, то есть получить внешнее финансирование проекта. В результате безработные граждане не будут греться от газовых котельных в ожидании, когда им этот газ отключат за неуплату, а будут работать на предприятиях по производству топлива и получать зарплату.
Важны здесь и достигнутые администрацией соглашения с итальянской автономной областью по развитию грузового речного порта. Проблемы перевозок видны невооруженным взглядом, а транспортировка по реке может снизить затраты в 20 раз.
Конечно, нет простых решений сложных и застарелых проблем. Но решения должны быть комплексными и охватывать несколько отраслей народного хозяйства региона, тогда и появится долгожданный синергетический эффект.
Логистикой
должен заниматься территориальный центр
Вторая важная проблема крупных производств, переживающих кризис, заключается в складывающейся системе монопольных заказов нефтяников, газовиков, железной дороги. Эти заказы не подразумевают закупку отдельных изделий. Лоты формируются из десятков видов продукции, которые производятся на абсолютно разных предприятиях.
Чтобы участвовать в конкурсе, производителям продукции надо вести переговоры с десятком интеграторов и других производственников. Например, закупаются электродвигатели, но в лоте кроме них присутствуют и другие изделия, которые могут и не производиться на территории Пермского края.
Для решения проблемы Пермский фонд содействия венчурным инвестициям сегодня работает над созданием Территориального логистического центра, который возьмет на себя функцию интегратора при комплексных поставках и обеспечит участие пермских предприятий в конкурсах.
Законы
об адресной поддержке
Крупная пермская промышленность формировалась не на основе рынка, а в рамках всесоюзных программ. Надеяться, что авиастроение мы сможем «поднять» рыночными механизмами, считаю несколько наивным. Решением может стать подключение государства.
Крупные предприятия Прикамья можно «поднять» лишь силами федерального бюджета — через федеральные целевые программы. Отмечу, что в этом направлении уже существует положительный зарубежный опыт.
Возьмем хотя бы компанию Chrysler, которая в конце 1970-х годов находилась в глубоком кризисе. Чтобы спасти предприятие, был принят закон о государственной поддержке предприятия, в рамках которого компания получила $200 млн. Это показывает, что даже в такой экономически развитой стране, как США, не чураются адресной государственной поддержки. Мы же, не пройдя определенного этапа в развитии экономики, уже связали все бюджетные расходы, направленные на бизнес, только с конкурсными условиями финансирования.
Однако и в регионе можно многое сделать для развития промышленности. Сегодня Департамент экономического развития Пермской области готовит закон о стимулировании экономического развития региона. Машиностроение было одной из основных отраслей Прикамья. Сохранившаяся в Перми научная школа поможет вернуть его на прежние позиции. Такова одна из целей законопроекта. Это тем более актуально, что в обрабатывающей промышленности занято около 40% трудового населения края.
Промышленные проблемы связаны не только с экономическими показателями, но имеют и социальную составляющую.
Таким образом, реструктуризация подразумевает четыре основных направления:
— вынос с заводов специализированных технологических центров, в том числе создание отдельных производств за пределами Перми;
— организация предприятиями совместных научных конструкторских бюро;
— кооперация промышленников для реализации высокотехнологичных проектов;
— изменение системы сбыта при монопольных заказах;
— комплексное рассмотрение задач, стоящих перед регионом.
А кризис? Его следует понимать как инструмент перевода общественной жизни из одной фазы в другую. Надеюсь, что не все еще забыли диалектику.
Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.