Александр ШАЛЬНЕВ: МЫ ГОРДИМСЯ СВОИМИ АБОНЕНТАМИ
Глава Пермского филиала компании МТС подвел итоги работы за 2005 год
Для российской истории сотовой связи 2005 год запомнится бурным переходным периодом к новым правилам о предоставлении услуг связи, снижением темпов роста абонентской базы, изменением тарифных линеек и резким падением цен. Как считает директор Пермского филиала ОАО «МТС» (макрорегион «Урал») Александр Шальнев, для компании прошедший год стал особенно событийным.
- Как вы оцениваете сегодняшнюю ситуацию на рынке сотовой связи края?
- В целом рынок сотовой связи Пермского края - один из самых конкурентных в России, такого количества операторов просто нигде нет в России. Все основные центры Уральского региона приближаются по уровню проникновения связи к 100%. Кроме федеральных игроков, здесь очень сильны местные игроки. С каждым месяцем конкуренция становится все жестче. Итог 2005 года показывает, что рынок сотовой связи перестает быть сверхдоходным, и требуются новые ходы, новые решения для того, чтобы оставаться на нем лидером.
- Что наиболее важного произошло в МТС в 2005 году?
- Во-первых, в прошедшем году была выполнена очень важная задача - завершили реорганизацию системы управления. Компанией МТС был образован макрорегион «Урал», в который вошли Пермский край, Свердловская, Курганская, Челябинская и Тюменская области, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа.
Вторая задача, которая перед нами стояла, это сделать так, чтобы реорганизация не навредила операционному бизнесу. Я считаю, что с нею мы справились.
Прошедший год дал нам понимание того, где и как надо развиваться, где у нас есть потенциал для серьезного роста. Кроме того, в 2005 году мы занимались стандартизацией нашего парка оборудования, чтобы абонент МТС знал: в любой точке России он может воспользоваться всеми видами услуг своей компании. Абонент, приезжая хоть во Владивосток, хоть в Калининград, хоть в Пермь, должен чувствовать, что качество и сервис МТС всегда на уровне.
- То есть можно ожидать технических новшеств?
- В 2005 году мы создали техническую базу, на которой есть возможность развиваться дальше. Например, мы уже ввели на всей территории Урала GPRS. При этом мы сделали на каждой базовой станции отдельный канал для передачи данных, что создает дополнительные удобства для пользования этой технологией.
Благодаря модернизации нашего оборудования в 2006 году компания совершит прорыв новых технологий. Например, в ближайшее время мы начнем развивать сервис i-mode - высокоскоростной доступ в интернет.
В 2006 году мы планируем увеличить долю доходов от дополнительных высокотехнологичных услуг почти в два раза.
- С какими результатами компания завершила 2005 год?
- С очень позитивными. Компания нарастила выручку, нарастила количество абонентов. На 1 января 2006 года база МТС в Уральском регионе насчитывала более 3,5 млн абонентов, среди них свыше 720 тыс. - в Пермском крае.
Компания МТС вложила $13,5 млн в развитие сети, было построено 95 базовых станций на территории Пермского края. Мы являемся лидером на рынке сотовой связи и будем работать над тем, чтобы оставаться им и в дальнейшем.
- Сеть МТС приятно порадовала абонентов своей хорошей работоспособностью в новогоднюю ночь. Как удается справиться с проблемой перегрузок?
- Для любой сети телефонной связи, как мобильной, так и стационарной, как в России, так и за рубежом, Новый год - это некая проверка на прочность и экзамен, на котором испытанию подвергается квалификация специалистов и построенной ими системы. Перегрузки в это время неизбежны, строительство же системы, способной их выдерживать, нецелесообразно, так как ее мощности будут простаивать большую часть года.
Как правило, подготовка к Новому году начинается 2 января года предыдущего. Ежегодно разрабатываются и внедряются целые программы, созданные исключительно ради этого праздника, для того, чтобы в ночь на 1 января выполнить две основные задачи: сохранить работоспособность сети в целом и обеспечить максимально возможное количество абонентов услугами связи.
Можно сказать, что с реализацией первой задачи компания научилась справляться еще в 2002-2003 годах. Исполнение второй - это довольно сложный процесс, начинающийся на этапе проектирования и строительства системы связи. Дополнительно в этом году мы применили комплекс специальных мероприятий. И абоненты МТС могли по достоинству оценить как работу сети, так и качество связи в новогоднюю ночь-2006.
- А холода, которые пришли на Урал, стали для сети МТС тоже проверкой на прочность?
- Я бы так не сказал. Сетевое оборудование МТС всегда готово к работе в условиях сильных холодов. Согласно гарантии компании-производителя, это оборудование способно работать в штатном режиме при температуре до -55 С. Тем более что базовые станции МТС находятся в отапливаемых контейнерах, где постоянно поддерживается заданный техническими условиями микроклимат. Воздействию низких температур и обледенению подвергаются расположенные на открытом воздухе внешние модули релейных станций - часть оборудования для приема и передачи GSM-сигнала. Даже еще более низкая температура воздуха никак не влияет на работоспособность оборудования.
- Будет ли меняться тарифная политика МТС?
- Осенью 2005 года мы вышли с достаточно интересными тарифными предложениями, которые сориентированы на все сегменты рынка.
Если у МТС и будет меняться ценовая политика, то только в сторону упрощения - будем делать их максимально удобными для использования. Наш опыт введения новой тарифной линейки показал, что это был правильный ход.
- В 2005 году у ряда сотовых компаний на Урале возникли проблемы с номерной емкостью. Могут ли коснуться вас такие трудности?
- Нет. Емкость наших коммутаторов позволяет выдержать большую нагрузку, и даже останется запас на 30-40%.
- А прямые городские номера у вас есть?
- У нас есть запас и этой номерной емкости, хотя на самом деле только 5% абонентов пользуется прямыми городскими номерами.
- МТС часто обвиняют в большом количестве так называемых «одноразовых» абонентов, которые подключаются в результате маркетинговых акций, «выговаривают» положенные на счет деньги, а потом больше не пользуются SIM-картой. Каково мнение компании на этот счет?
- Традиционно считается, что количество абонентов оператора является показателем лидерства на рынке. На самом деле, профессиональные аналитики и эксперты рынка обращают внимание прежде всего на коммерческую успешность компании, на ее доходность.
Что касается маркетинговых акций, о которых вы говорите, то я не ошибусь, если скажу, что любой оператор заинтересован сегодня не столько в количестве, сколько в качестве абонентов. Качественный абонент - это клиент, который отличается постоянством, лояльностью, регулярно пользуется услугами компании и пополняет свой лицевой счет. Именно в таком клиенте мы заинтересованы, и именно для привлечения качественных абонентов мы готовим свои маркетинговые акции.
Могу также добавить, что мы гордимся тем, что абонент МТС - это серьезный абонент, который восприимчив к новым услугам, лоялен компании и даже позиционирует себя как человек, который обслуживается в МТС.
Еще одной отличительной чертой современного российского рынка сотовой связи является то, что многие пользователи сотовой связи имеют по несколько SIM-карт разных компаний - с одним оператором им удобно использовать роуминг, с другим - пользоваться GPRS… Наша основная задача - сделать так, чтобы компания МТС для абонента стала лучшим, универсальным оператором, максимально полно отвечала его запросам.
Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.