ЮБИЛЕИ И ТРИБЬЮТЫ

Культпросвет

Поделиться

То, что Пермская филармония открыла свой 70-й, юбилейный, концертный сезон, прозвучало в прессе как-то не очень внятно. Гораздо большее внимание привлекла смена директора этого концертного учреждения, много обсуждалась программная политика нового руководства, а собственно юбилейные торжества обозначились очень скромно, в жанре «семейных» посиделок с приглашением особо дружественной прессы.

На корпоративный вечер были приглашены только те, чей стаж работы в старейшей концертной организации края составляет 20 и более лет. Среди гостей были заслуженные артисты России Юрий Иллютович и Людмила Иванова, певцы Саида Баженова, Виктор Шеин, Борис Бердиков, пианистка Галина Зернова, фокусники Бастраковы, чета Данилиных, музыковед Ольга Качалина - их имена и сегодня не сходят с афиш филармонических концертов. На вечере воспоминаний возник диалог поколений: ветеранов поздравляли концертными номерами молодые музыканты Перми: виолончелист Юрий Поляков и пианистка Наталья Шамарина играли танго Пьяццолы, Анна Булдакова пела игривые куплеты. Особую атмосферу вечера создавало трио барда Евгения Матвеева.

Между тем Органный зал филармонии «работает» практически без выходных. Тенденция юбилейного сезона - реализация творческих порывов солистов филармонии. Гораздо чаще, чем в прошлом году, в афишах появляются имена не заезжих, а пермских исполнителей. Тем не менее некий сборный юбилейный фестиваль все же состоится - на закрытии сезона.

* * *

Одним из филармонических новшеств стали «Поэтические вечера у органа» - попытка возрождения жанра художественного слова, некогда весьма популярного, но похороненного вместе с актером и поэтом Александром Володеевым.

Именно памяти Володеева был посвящен первый поэтический вечер. Его стихи - собственные и переводы с французского - читал коллега Володеева по Театру юного зрителя Александр Калашниченко, который в микрофонной «сбруе» был похож на инопланетянина. Читал он очень внятно, донося до зрителя все словесные нюансы. Зрители заново поняли и прочувствовали, что Володеев был истинным мастером слова - не только на сцене.

Стихи звучали в обрамлении музыки французских композиторов преимущественно рубежа XIX-XX веков. Звучали восхитительные мелодии модного Габриеля Форе, Мориса Равеля, Сезара Франка. С исполнителями, правда, были некоторые проблемы, так что в целом концерт получился неровным. Не возникло того музыкально-поэтического единства, к которому, очевидно, стремились авторы программы. Вообще, стало понятно, что жанр нуждается не просто в возрождении, но в тщательной реставрации - навыки утеряны… Что ж, это ведь был «первый блин».

Следующий поэтический вечер будет посвящен творчеству Бориса Пастернака.

* * *

«Я потрясен», - такими словами начал свою речь художественный руководитель Театра оперы и балета Георгий Исаакян, выйдя на сцену 11 февраля. И было чему удивляться: впервые полный аншлаг был не на премьерном спектакле, а на симфоническом вечере. В зале буквально не было ни одного свободного места - не только в партере, но и на балконах. Лишние билетики спрашивали в сквере перед театром, начиная от трамвайной остановки. Некие озорные молодые люди даже подшутили над толпой страждущих меломанов, крикнув: «Кому билет?!», и вынуждены были ретироваться, дабы не быть растерзанными.

Виной такого ажиотажа стал «Реквием» Моцарта - самое легендарное произведение мирового юбиляра, прославленное в литературе. Впервые «Реквием» исполнялся силами оркестра и хора оперного театра, вернее, впервые исполнялся полностью, ибо до этого фрагменты из «Реквиема» «играли» в знаменитой исаакяновской «Оперной Пушкиниане».

Нынче же поводом для исполнения великого произведения стали не юбилейные торжества «Года Моцарта», как можно было предположить, а вечер памяти главного хормейстера театра Владимира Васильева, скончавшегося год назад. Именно Васильев ставил хоры для «Оперной Пушкинианы», о чем и напомнил публике Георгий Исаакян в своей вступительной речи.

Успех был оглушительный. Поскольку главная «нагрузка» в «Реквиеме» падает на хор, он был усилен молодыми голосами из Пермского музыкального училища. Прекрасно солировали Татьяна Полуэктова, Гюльнара Низамова, Владимир Тайсаев и Даниил Соколов. Аплодисменты были такие, что не снились модным гастролерам.

Причиной такого успеха отчасти явился зрительский «голод». Начало 2006 года было настоящей театральной забастовкой: никаких премьер, новых программ, бенефисов и прочих ярких событий, и зрители соскучились.

* * *

Нет премьер? Пермские театры развлекают зрителей иными способами.

В полнейшее недоумение театральную публику поверг рекламный креатив Театра драмы. Чеховская «Чайка» в постановке Бориса Мильграма - не самый, прямо скажем, легкий для восприятия спектакль - отныне посвящается… Ксении Собчак. На рекламных флаерах вслед за посвящением ведущей телешоу следует пересказ сюжета в стилистике «Дома 2»: «Костя любит Нину, Нина любит Тригорина, Костя стреляется». Очевидно, таким способом театр приближает искусство к народу.

Немедленно вспомнился прошлогодний рекламный постер к тому же спектаклю с полуголой девицей. Но там хотя бы было некое озорное хулиганство, а сейчас? Просто непонятно что.

* * *

С понедельника по Первому телеканалу демонстрируется многосерийный ретро-детектив «Казароза», снятый по сценарию пермяка Леонида Юзефовича, живущего ныне в Москве. Это не первый сериал, над которым работал Юзефович, очень, например, неплохо прошла «Гибель империи». Однако «Казароза» - фильм особо примечательный. Действие там происходит в «маленьком уральском городке», как написано в аннотациях. Этот «маленький городок» - Пермь. Правда, авторы фильма не смогли найти в Перми подходящей натуры для съемок: от «маленького уральского городка» начала ХХ века практически ничего не осталось. Поэтому снимали в Костроме.

Может быть, потомки будут ожесточенно спорить, а Пермь ли изображена в «Казарозе», как сейчас спорят по поводу Перми-Юрятина?..

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться