Сквозь зеркало, и что мы там увидим
Пермские театры формируют афиши нового сезона
Для Пермского академического Театра-Театра предстоящий сезон 2016—2017 — юбилейный: театр отмечает 90-летие, точнее, как значится в релизах театра, «девяностолеТТие». Сезон откроется 2 сентября спектаклем-концертом «Триумф мюзикла»: его «черновик» могли видеть зрители мини-фестиваля «Ночи-Ночи в Театре-Театре». Официально театр отметит юбилей 14 марта.
Первая премьера сезона состоится на «Сцене-Молот» — 22—25 сентября молодые режиссёры из Санкт-Петербурга Роман Каганович и Максим Пахомов представят пластический спектакль «Любовь во множественном числе». Это несколько пластических вариаций на тему любви, калейдоскоп комических и трагических сюжетов. Выразительный язык физического театра расскажет о любви запретной, о любви страстной, о любви романтичной, о любви противоположностей, о любви восторженной, о любви безумной…
Над всем этим парит главный герой — Амур. Именно он в поисках идеальной любви соединяет несоединимое, создаёт парадоксальные ситуации, провоцирует чувства и сводит с ума всех, в кого целится. В спектакле звучит музыка очень разных композиторов: Нино Катамадзе, Альфреда Шнитке, Джеймса Брауна, Анджелы МакКласки и других. В постановке заняты ведущие артисты основной драматической труппы: Ирина Максимкина, Анна Сырчикова, Александр Сизиков, Алексей Каракулов, Александр Гончарук и другие.
Одновременно с этим на большой сцене режиссёр из Польши Анджей Бубень покажет инсценировку повести Людмилы Улицкой «Весёлые похороны». Действие её происходит в мастерской умирающего российского художника, эмигрировавшего в Нью-Йорк. Последние дни его жизни приходятся на жаркий август 1991 года и сопровождаются непрекращающимся аккомпанементом назойливой южноамериканской музыки, несущейся с улицы, и напряжённо драматическими телевизионными трансляциями из Москвы. Герой пытается разрешить сложные и противоречивые отношения с покинутой родиной, с возлюбленными, с женой и дочерью, с официальным богом, которого ему навязывают, и с той Высшей Силой, присутствие которой он ощущает в мире... Он стремится всех примирить, помочь обрести себя внебрачной дочери-подростку, смягчить враждебные и агрессивные чувства и оставить после себя не голое и болезненное место, а область любви.
Режиссёра Анджея Бубеня неофициально называют «специалистом по Улицкой». Именно ему писательница в своё время дала разрешение переносить на драматическую сцену её сочинения. «До встречи с ним любовь к театру была лишь платонической, — рассказала в одном из своих интервью Людмила Улицкая. — Он очень хорошо прочитал мои книжки! И он меня очень хорошо знает — так же хорошо, как меня знают мои переводчики. У Анджея очень мощная проработка, он хорошо знает текст, он хорошо его понимает, он понимает по-своему, мы не во всём с ним на 100 % совпадаем, но, в принципе, логика его работы мне понятна и очень нравится».
Планирует новые постановки и художественный руководитель театра Борис Мильграм. «Калигулу» по пьесе Альбера Камю он представит ещё до Нового года. Заглавную роль сыграет Альберт Макаров, кроме него в спектакле заняты Александр Гончарук, Сергей Детков и другие актёры. Над спектаклем работает примечательная постановочная бригада: художник-постановщик Эмиль Капелюш, заслуженный художник России, лауреат Национальной театральной премии «Золотая маска», высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой софит», художник по костюмам Яна Глушанок, лауреат премии «Золотой софит», номинант «Золотой маски», лауреат Российской национальной театральной премии «Арлекин».
Спектакль по пьесе Ивана Тургенева «Месяц в деревне» Мильграм поставит на «Сцене-Молот».
С новой работой в театр возвращается Елена Невежина, режиссёр-постановщик спектакля «Географ глобус пропил». Она приступила к созданию сценической версии сказки Льюиса Кэрролла «Алиса в Зазеркалье». Спектакль будет не детским. Режиссёр планирует активно применять в нём цирковую эксцентрику — для работы с артистами приглашён профессиональный клоун. Премьера состоится в первом полугодии нового сезона.
В день празднования юбилея театра откроется VII Международный театральный фестиваль «Пространство режиссуры», который пройдёт 14—17 марта. Его программа будет объявлена дополнительно в начале сезона.
Мини-фестиваль «Ночи-Ночи в Театре-Театре» в новом сезоне пока не планируется. Но он и в прошедшем сезоне тоже не планировался — возник спонтанно, так что всё возможно.
* * *
Планы Пермского академического театра оперы и балета на предстоящий сезон и даже несколько дальше приоткрыл на пресс-конференции, посвящённой закрытию X Международного Дягилевского фестиваля, генеральный менеджер театра Марк де Мони.
Оперу «Жанна на костре» Артюра Онеггера, написанную в первой половине ХХ века, планирует поставить в Перми легендарный экспериментатор музыкального театра Ромео Кастеллуччи. Премьера ожидается в декабре 2017 года. Кастеллуччи уже работал с художественным руководителем театра Теодором Курентзисом: вместе они осуществили постановку «Весны священной» Игоря Стравинского для Руртриеннале 2014 года. К сожалению, в Пермь этот эффектный спектакль привезти не удалось: Кастеллуччи показал «Весну священную» как «балет машин», и транспортировка сложной машинерии оказалась финансово неподъёмной.
Постановку популярной оперы Пуччини «Богема» осуществит Филипп Химмельман, режиссёр из Германии, который ставил в Перми «Свадьбу Фигаро» Моцарта. Этой премьерой откроется Дягилевский фестиваль 2017 года, который пройдёт примерно с 10 по 22 мая (может быть, на пару дней раньше или позже). Закроется XI «фестиваль искусств в городе Дягилева», как всегда, симфонией Малера в исполнении международного фестивального оркестра под управлением Теодора Курентзиса. На сей раз это будет Первая симфония.
Сразу после завершения Дягилевского фестиваля 2017 года оркестр и хор MusicAeterna вместе с Теодором Курентзисом отправятся в Зальцбург, где примут участие в постановке оперы Моцарта «Милосердие Тита» с режиссёром Питером Селларсом для Зальцбургского фестиваля.
Что касается «дягилевских» премьер нынешнего года, то им предстоит непростая судьба. «Травиата» в постановке Роберта Уилсона будет показана в следующий раз 11 и 13 ноября. Марк де Мони охарактеризовал эту оперу как «нетранспортабельную»: её можно будет увидеть только в Перми. В мире не так много сцен, оборудование которых позволяет «инсталлировать» на них творение Роберта Уилсона, и даже на подходящих сценах подготовка к показу займёт не менее недели. Вряд ли какой-то театр пойдёт на это. Зрители других городов смогут увидеть киноверсию спектакля в кинотеатрах 16 августа.
Театр надеется на то, что другая премьера Дягилевского фестиваля 2016 года — хоровая опера Филиппа Эрсана Tristia — вопреки всем трудностям обретёт полноценное сценическое воплощение. К сожалению, до сих пор неизвестна дата премьеры, поскольку не определено, кто станет режиссёром этой постановки. Рассматриваются кандидатуры Роберта Уилсона, Питера Селларса и Алана Плателя, известного пермякам благодаря спектаклю С(h)oeurs, показанному на Дягилевском фестивале 2014 года.
Новыми планами поделился и Теодор Курентзис в недавнем интервью порталу Colta.ru.
Планируется постановка двух современных российских опер: Cantus Алексея Сюмака и камерной оперы Анны Соколович «Свадьба» для шести певиц.
«Этот проект — копродукция с фестивалем в Экс-ан-Провансе, — поясняет Курентзис. — Также мы собираемся плотнее работать с театром «Дерево» и его руководителем Антоном Адасинским. Возможно, в ближайшие два года мы представим в Перми сценическую версию Grand Macabre Лигети. Завершая год Прокофьева, в театре пройдёт премьера балета «Золушка», балетмейстер-постановщик — Алексей Мирошниченко».
В планах ещё постановка двух барочных опер. Возможно, в качестве музыкального руководителя одной из них будет приглашён Венсан Дюместр, который выступал на Дягилевском фестивале со своим ансамблем Le Poeme Harmoniquе, а вторую будет делать Дмитрий Синьковский, который тоже недавно выступал в Перми с барочной программой.
Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.