Алексей КАМЕНЕВ: ЭТУ РЕФОРМУМОЖНО ПОНЯТЬ УМОМ, СЕРДЦЕМ - СЛОЖНЕЕ

«Муниципальный» вице-губернатор рассказал читателям «Нового компаньона» о том, почему не всегда «им на земле виднее»

Поделиться

- С 1 января 2006 года в Пермском крае стартовала муниципальная реформа. Какие этапы подготовки к грядущим изменениям были, на ваш взгляд, самыми значимыми?

- В первую очередь, для начала реализации 131-го федерального закона требовалось создать структуру власти. 9 октября прошлого года во всех новых территориях прошли выборы, на которых были избраны представительные и исполнительные органы власти муниципальных образований.

Следующим важным для нас этапом была официальная регистрация этих органов, которую мы также успешно осуществили. Таким образом, во всех 363-х муниципальных образованиях был создан первый эшелон управления, который уже приступил к работе. Сейчас идет работа по созданию второго эшелона: это финансисты, специалисты по имущественному комплексу и земельным отношениям. Был осуществлен конкурс среди учебных заведений для проведения теоретических и практических курсов обучения потенциальных управленцев. Эти курсы по трем потокам прошло уже более 900 человек. Помимо преподавателей учебных заведений, лекции читали и специалисты краевой администрации, которые на практике знают все проблемы, с которыми предстоит столкнуться представителям муниципальной власти.

Следующий, очень важный, на мой взгляд, блок - принятие бюджетов муниципальных образований. Согласитесь, что это основа реформы, и вступать в нее без четко определенных сумм доходов и расходов было невозможно. Большую работу здесь провели финансисты региона и муниципальных образований. Процесс создания бюджетов территорий был выстроен таким образом, чтобы основным помощником поселений стали именно районы: с этого уровня было проще подсчитать будущие бюджеты. Нормальное развитие межбюджетных отношений также невозможно без районного уровня.

- С какими сложностями при подготовке к реформе пришлось столкнуться и как происходило их разрешение?

- Весь перечень возникавших проблем перечислить сложно. Например, федеральный закон №129 (принятый в дополнение к основному, 131-му закону) говорит о том, что при проведении реформы субъекту Федерации передается прерогатива решения вопросов местного значения. То есть, проще говоря, мы могли начинать реформу, лишь прописав схему решения данных вопросов. Но как широко или узко можно трактовать этот термин? Каков в этом случае объем полномочий субъекта?

Было ощущение, что федеральные власти, не видя со своей высоты глубину и детализацию некоторых проблем, решили, что «им на земле виднее». Одной из возникших в такой ситуации проблем были сложности при передаче имущества от района на уровень поселения. Федеральный закон, который должен регулировать этот процесс, готовится с 2003 года, но - «воз и ныне там», так что пришлось разрабатывать собственный алгоритм передачи.

Правда, при этом было принято решение продлить процесс передачи необходимого при осуществлении тепло- и водоснабжения имущества до 1 июля 2006 года. Связано это в первую очередь с повышенными требованиями к работе этих систем в зимний период. Передача котельных из одних рук в другие, получение лицензий - все это создает риски, которых мы не можем себе позволить. Однако до установленного срока имущество должно быть передано на уровень поселений.

Этот вопрос, кстати, был единственным, при решении которого мы отчасти использовали предоставленное 129-м законом право переходного периода при проведении реформы местного самоуправления, который продлится до 2009 года. Изначально было принято решение не использовать этот период и полностью разграничить полномочия между тремя уровнями власти еще до начала реформы. Людей нельзя держать в состоянии перманентных изменений, они просто не смогут работать, ожидая очередной и порой непонятной для них смены «правил игры».

- Если бы сегодня вы по-прежнему являлись главой Нытвенского района, каким было бы ваше отношение к реформе местного самоуправления?

- Вступив в должность вице-губернатора, я постарался сразу же исключить при общении с главами районов фразу: «Я сам был главой, я все это знаю». Хотя, признаюсь, все-таки порой употреблял ее, иногда и главы к этому апеллировали.

На муниципальном уровне зачастую не видно, что весь спектр накопившихся у тебя в районе проблем - это общие сложности, и решать их надо по общим принципам, которые разрабатываются совместно и для всех, а не применительно к каждому району в отдельности.

Принял бы я реформу, будучи главой района? Отвечу так: еще в 2003 году в одном из поселений Нытвенского района было осуществлено некое подобие сегодняшних изменений. Тогда я сказал главе сельсовета, что все неналоговые доходы территории останутся в его распоряжении. Конечно, эти деньги сначала уходили в район, у которого на тот момент были долги, но затем, в течение примерно двух месяцев, «возвращались» обратно в поселение. Таким образом, образовался некий «квазибюджет», который глава мог использовать по своему усмотрению: был создан прямой стимул к изысканию дополнительных средств. И надо сказать, что эксперимент прошел более чем успешно. В этом селе была дорога, ездить по которой было просто невозможно. Глава сельсовета использовал заработанные деньги, собрали средства жители этой улицы, помогли местные бизнесмены, и в конце 2003 года была построена хорошая дорога. Кроме того, за счет полученных доходов отремонтировали систему теплоснабжения в местном детском саду. Как результат - на прошедших выборах показавший свой высокий профессиональный уровень глава этого поселения был поддержан подавляющим большинством жителей.

Но при всем этом, я не могу сказать, насколько легко в моральном плане я принял бы начало реформы, ведь глава района лишается определенных полномочий и финансовых средств, сужается круг его деятельности. Такое можно понять умом, а вот сердцем - уже сложнее.

- Сегодня, когда реформа уже началась, какие задачи по ее безболезненному осуществлению являются первоочередными?

- Основной блок проблем, как уже говорилось, остался позади. В ближайшее время нам предстоит разрешить сложности, связанные, опять же, с отсутствием федерального законодательства.

Во-первых, это трудности обеспечения в поселениях услуг нотариата. Раньше правом заверять копии документов обладал глава сельского совета, а в новом законе таких полномочий у него нет. Почему про это забыли - остается только гадать. На сегодняшний день у нас в 13-ти районах Пермского края нет нотариальных контор! Проблема осложняется тем, что в регионе почти нет государственных нотариусов, а обязать частного приехать в поселение и работать там мы не можем. Да и каждодневной необходимости в этой услуге зачастую нет.

Сейчас администрация края совместно с Нотариальной палатой разрабатывает схему решения этой проблемы. Скажем, в администрации поселения будут собирать все необходимые для заверения документы, и либо с определенной периодичностью, либо по мере необходимости нотариус будет выезжать в это поселение. При этом его затраты будут сведены к расходам на ГСМ и амортизацию автомобиля: местные власти предоставят помещение для работы и хранения документов. Пока мы планируем провести этот эксперимент в пяти районах, и если он будет успешен, то такая практика распространится на весь регион.

Второй сложностью была организация воинского учета во вновь образованных территориях. Сейчас уже принят необходимый закон, который возложил эти функции на военные комиссариаты, а финансовое обеспечение - на федеральный бюджет.

Приведенные примеры - лишь небольшая часть «подводных камней», с которыми мы сталкиваемся. На первый взгляд, эти проблемы могут показаться мелкими, однако на поверку невнимание к ним может привести к довольно серьезным последствиям.

- Одним из принципиальных условий проводимой реформы Олег Чиркунов назвал недопустимость увеличения количества чиновников. Насколько удается следовать этой установке?

- Можно сказать, что мы соблюдаем это требование. Количество чиновников на уровне районов сокращается, некоторые из них перешли на уровень поселений, кое-где состоялось сокращение штатов.

Порой имеют место и перегибы в сторону увеличения. Но сегодня, когда межбюджетные отношения отрегулированы и бюджеты сверстаны, расширение персонала может больно ударить по главам поселения. Они пойдут просить деньги на оплату труда новых сотрудников в район, где созданы фонды финансовой поддержки поселений. А главы районов - люди опытные, они могут разобраться в штатной структуре администрации поселения, найти ее излишне раздутой и не выделить средств.

Мы стараемся жестко следовать правилу: полномочия - должность - ставка, и ни копейки больше на оплату аппарата. Тем не менее увеличение количества чиновников примерно на 5% ожидается.

- В прошлом году произошло создание Пермского края. Как вы оцениваете уровень готовности районов бывшего Коми-Пермяцкого автономного округа к реформе местного самоуправления?

- Если говорить о законодательной базе, то она принималась согласованно в Пермской области и Коми-Пермяцком автономном округе. Поэтому здесь позиции равноценны. А вот с точки зрения реализации законов, прежде всего в сфере формирования бюджета, межбюджетных отношений, я думаю, «областные» районы подготовлены лучше.

Кроме того, надо учесть, что идти в реформу при высоко дотационном окружном бюджете психологически гораздо сложнее.

- На каком этапе сейчас находится разрешение конфликта между главой Губахи Виктором Цеовым и ОАО «Метафракс»?

- Согласно решению коллегии при губернаторе, Губаху посетили главы Пермского, Березниковского и Лысьвенского районов. Они констатировали неэффективное управление районом и наличие конфликта, связанного с долгами муниципалитета перед предприятием. Виктору Цеову был дан ряд рекомендаций по разрешению проблемы, но пока не видно, чтобы он ими воспользовался.

Казалось бы, никто не заинтересован в затягивании конфликта. Но при этом наблюдается готовность руководства предприятия к диалогу и вызывающая удивление позиция Виктора Цеова, который говорит, что Губаха и без «Метафракса» прекрасно проживет. «Метафракс» исправно наполняет налогами бюджеты всех уровней, а негативная динамика роста задолженности муниципалитета перед предприятием сохраняется. Возникает вопрос эффективности использования бюджетных средств. Именно поэтому на первый квартал 2006 года запланирована проверка деятельности администрации Губахинского района Контрольно-ревизионным управлением Пермского края.

- Как вы оцениваете ситуацию в Соликамском районе?

- 27 декабря областной суд оставил без изменения обвинительный вердикт суда Соликамска в отношении Михаила Богданова. Михаил Васильевич уходит в отставку, а до выборов главы управлять муниципалитетом будет один из его заместителей. Примет отставку главы и определит дату выборов Соликамская городская дума.

- В октябре минувшего года у главы региона появился новый советник по финансам - Андрей Комаров, который, помимо прочего, будет курировать финансовые аспекты муниципальной реформы. Насколько вам уже сегодня удалось с ним «сработаться»?

- О том, что мы полностью сработались, говорить, наверное, рано. Однако уже сложилось ощущение, что этот человек отлично разбирается в финансах и хорошо умеет структурировать проблему. В нашей совместной работе существует определенное разграничение полномочий: с меня - знание «поля», с него - штабная работа.

Было приятно узнать, что мы оба окончили Московский институт нефти и газа, причем с разницей всего в два года. Вообще, Комаров - очень интересный и эрудированный человек.

- По вашему мнению, может ли он занять освободившееся после ухода Аркадия Каца кресло «финансового» вице-губернатора?

- Про должности - это не ко мне. Могу лишь сказать, что по уровню профессиональной подготовки, а также интеллектуально и психологически этот человек может занять в управленческой структуре любой пост.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться