Павел Катаев

музыкальный обозреватель ИД «Компаньон»

Обещание красоты

Andrei Samsonоv & Laska Omnia сыграли на X Дягилевском фестивале

Поделиться
Электронный концерт

  Эдвард Тихонов

Выступление группы Andrei Samsonоv & Laska Omnia было призвано сцепить программу X Дягилевского фестиваля с контекстом современной поп-музыки. В этом смысле концерт, прошедший в ночь с 25 на 26 июня в частной филармонии «Триумф», действительно оказался уместным и эстетически выверенным событием. Другой вопрос, удалось ли связать в сознании зрителя актуальную неакадемическую и классическую музыку.

Андрей Самсонов сумел занять важное и по-своему удобное положение на российской и международной сцене, с поразительной лёгкостью курсируя между разными жанрами и творческими форматами. После окончания Гнесинского училища одарённый кларнетист стал стипендиатом королевы Елизаветы и переехал в Лондон для обучения в Королевском музыкальном колледже. Там он выпустил альбом на легендарном лейбле Mute и успел выступить с не менее легендарными Ником Кейвом, Марком Алмондом, Барри Адамсоном, Бликсой Баргельдом.

В начале 1990-х годов Самсонов вернулся в Россию и с тех пор с кем только не записывался: «Аквариум», Tequilajazzz, Земфира, «Каста», «Ассаи» — лишь некоторые примеры коллабораций. Кроме того, Самсонов работает музыкальным продюсером, пишет композиции для кино и театра. В частности, в июне он выпустил альбом-саундтрек к спектаклю Ивана Вырыпаева «Иллюзии».

Laska Omnia — группа, с которой Самсонов доводит до ума собственные песни на английском и русском языках, упакованные в лёгкие, неординарные и эклектичные аранжировки. Вышедшая на сцену «Триумфа» Галина Савченко выглядела прекрасно и в длинной белой рубашке, и затем в дымчатом платье-балахоне; барабанщик Алексей Меньшиков и гитарист Алексей Некрасов напоминали чем-то участников The Libertines в молодости. Сам Андрей Самсонов, во всём белом, занял место за фортепиано в окружении кларнета, лэптопа, синтезатора и зажжённой свечи.

Laska Omnia шла навстречу слушателю, делая сет привлекательным и музыкально, и с точки зрения внешнего антуража. Музыкантов окружали манекены в костюмах из спектаклей Пермской оперы. Каждая песня сопровождалась видео-рядом — клипами, съёмками природы, трансляцией выступления или отрывками из фильмов, в том числе «Танца Дели» и «Спасения» того же Вырыпаева. Правда, заявленного 3D mapping (видеопроекций на плоскости со сложной геометрией) так и не случилось.

Савченко пела точно и артистично, следуя традиционным установкам эстрадного вокала; Некрасов, управлявшийся с электрической и акустической гитарами, кратно расширял их возможности за счёт педалей эффектов; Самсонов демонстрировал опыт мульти-инструменталиста, способного работать ещё и с библиотекой семплов. Его чувствительного лирического героя предсказуемо волнуют любовь, поиск себя, судьбы беженцев, вынужденных нести «бремя изгнания»: Sixty nights they carry on a heavy burden of rejection.

Впрочем, естественная шершавость любого живого выступления здесь почти стёрла более тонкую фактуру. Барабаны и электрические усилители заглушали акустические инструменты. В какой-то момент стало непонятно, зачем вообще на сцене стоит фортепиано с сентиментальной свечой, а столетний кларнет в руках виртуоза Самсонова было слышно далеко не так отчётливо, как хотелось бы. Вместо симбиоза классической и современной музыки получился качественный клубный концерт. Стоит воспринимать это как ссылку на источник: в записи композиции Laska Omnia звучат более неординарно.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться